Закон конкуренции и современные особенности его проявления. Эффективность конкурентных рынков
Министерство образования российской федерации
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИчЕСКИЙ
университет (ринх)
Кафедра Экономической теории
курсовая работа
На тему: «Закон конкуренции и современные особенности его проявления.
Эффективность конкурентных рынков» (№19)
Выполнил студент:
Факультета Н и МЭ
Группы № 112
Номер зачетной книжки 01029
Дружинин В. Н.
Научный руководитель:
К.Э.Н. доцент ЛубневЮ. П.
Г.Ростов-на-Дону - 2002
ПЛАН:
Стр.
Введение
3
1. Сущность и механизм действия закона конкуренции
4-10
1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке
4-6
2. Совершенная конкуренция и ее особенности
6-8
3. Несовершенная конкуренция
8-9
4. Виды несовершенной конкуренции
9-10
1 – Монополия
9
2 – Монополистическая конкуренция
9-10
3 – Олигополия
10
1. Современные особенности проявления закона конкуренции
11-18
2.1. Монополистические объединения
11-12
2. Способы ведения конкурентной борьбы
12-18
1 – Современный экономический шпионаж
14-17
2 – Промышленный шпионаж и фальсификация
17 фирменной продукции
3 – Методы промышленного шпионажа
18
2. Эффективность конкурентных рынков
20-22
3.1. Пути развития конкурентоспособности экономики
современной России
20-22
Заключение
23-
24
Литература
25
Рецензия
26-27
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является
понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления
цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между
производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями
как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление
превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок
и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический
процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей и информацию через рекламу.
1.Сущность и механизм действия закона конкуренции.
1.1.Трактовка понятия конкуренции в экономической науке.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка
от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,
«состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[1]
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько
стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий
подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность
взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей,
которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более
выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в
экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция
конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были
Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в
современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин
«конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок
называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт,
настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что
никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену
товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».[2]
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее список рыночных структур был расширен, и появилась
необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и
«соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к
действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание
лидирующего положения на рынке и используется для характеристики сферы
деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной
характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь,
используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек
рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По
его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком
направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке
только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только
«процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве
необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
1.2.Совершенная конкуренция и ее особенности.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где
действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного
(одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на
цену товара,
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в
соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют
«рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, и придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне он не может, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
• большое количество мелких продавцов и покупателей,
• продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
• невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,