Занятость и безработица, особенности в Республике Беларусь

Западной  Европы.  В  основе  системы  лежит  учебная  программа   (модуль), включающая  строго  установленный  объем  знаний  и  практических   навыков, которые необходимо усвоить  для  качественного  выполнения производственных функций,  обусловленных соответствующими квалификационными стандартами   или требованиями рабочего места.  К  преимуществам  модульной  системы  обучения относятся:

*  достаточно  быстрая  реакция  на  структурные  сдвиги  в  экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий,  обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

* возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;

* возможность самостоятельного индивидуального обучения;

* ориентация на конечный результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и  странах, был разработан Международным центром  развития  модульной  системы  обучения (МЦРМСО)  при  активной  поддержке  МОТ.  Его  цель  -   укрепление  учебно- методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для  новых рыночных  структур.  Применение  модульной  системы  обучения   в   Беларуси позволит,  особенно  в  перспективе,   при   ускорении   технологических   и структурных изменений  в экономике более гибко  реагировать  на  потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.


Реализация активных мер политики занятости населения 


1995

1996 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 2006 

 Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве – всего (тыс.чел.)


231,7


299,8


271,4


308,5


284,2


299,1


307,5


332,1


321,2


289,0


297,7


309,3

 Трудоустроено – всего (тыс.чел.)_

118,8

150,4

207,7

241,1

223,1

224,1

   221,8

213,0

208,2

191,9

187,1


187,9

    из них безработных (тыс.чел.)

81,5

110,8

147,2

159,4

160,9

147,6

139,4

128,6

139,8

151,9

144,4

134,3

 Направлено на профобучение (тыс.чел.)

15,6

20,6

26,8

27,1

28,8

27,5

27,6

28,8

29,6

28,2

27,7

26,5

 Прошли профобучение (тыс.чел.)

14,1

18,0

22,8

26,1

25,3

26,7

26,7

26,5

27,7

26,8

26,1

25,0

 Создано новых рабочих мест (тыс. чел.)

920

1132

5234

8160

5865

4955

5723

4625

3517

4289

4400

3332

 Выдано ссуд и субсидий безработным для    открытия своего дела (чел)

211

332

1226

1575

761

1572

1793

1861

1907

2247

2446

2823



 Направлено на общественные работы (тыс. чел.)

57,7

74,6

132,0

148,4

125,4

120,8

116,5

122,9

131,3

123,4

112,9

110,4

 Число безработных на 1 вакансию

12

12

4

4

2,5

3

3

5

4

2

2

1

 Уровень безработицы к экономически  активному населению, %

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

3.3 Социальная защита  населения от безработицы


Социальная  защита  безработных  и  членов   их   семей   основана   на

Конституции,  Кодексе  законов  о  труде,  Законе  “О  занятости   населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах.  В  соответствии  с законодательством государство гарантирует безработным предоставление  особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице  и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной  помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с  переездом  в  другую местность для трудоустройства.

Вместе  с  тем  социальная  защита  безработных  имеет  и  существенные недостатки. К ним относятся, в частности,  чрезвычайно  низкая  материальная помощь,  которая  не  обеспечивает   элементарных   жизненных   потребностей безработного и членов его  семьи.  Средний  размер  пособия  по  безработице покрывает  всего  около  13%  прожиточного  минимума.  Низкие   пособия   по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей  работы ведут к тому, что безработные  теряют  всякие  стимулы  к  регистрации.  Это означает, что служба занятости  не  контролирует  значительную  часть  рынка труда,  тем  самым  не  оказывая  помощи  в  трудоустройстве  и  подготовке, переподготовке незанятого населения.

Таким образом, в стране назрела необходимость   увеличение  пособий  по безработице  до  социально  оправданного   уровня,   соответствующего   общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности  граждан  (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в  зависимости  от категории безработных).

Создание  в  Беларуси  социально  ориентированной   экономики   требует усиления   социальных  амортизаторов,  в   частности   организации   системы государственного   обязательного   страхования   от   безработицы.   Система страхования  граждан  от  безработицы  значительно  поднимает   уровень    и длительность материальной помощи  безработным,  ориентирует  безработных  на активный поиск работы и  трудоустройство.  В  результате  безработные  будут стремиться не только к получению высокого пособия по  безработице,  но  и  к быстрому нахождению подходящей работы,  то  есть  к  совсем  иным,  активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран,  система  государственного  страхования  от безработицы должна охватывать лиц наемного  труда  и   финансироваться работодателями и работниками в  соответствии   со  специальной  шкалой:  чем ниже  заработок  работника,  тем  большую  долю  налога   платит   за   него работодатель.  Страховая  система  предполагает,   что  гарантии   получения определенного  дохода  в  случае  потери   работы   зарабатываются,   а   не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет  ли человек право на пособие по  безработице,  то  есть,  участвовал   ли  он  в период своей занятости  в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения  негативных последствий  перехода страны к рыночной  экономике   социально  ориентированного  типа  ключевое   значение имеет государственное  регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует  отметить,  что  для  преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление  мер  государственного регулирования  рынка  труда,   проведение   активной   политики   занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую  деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть  направлено  в первую  очередь  на  создание  и  сохранение  рабочих  мест,  подготовку   и переподготовку рабочей  силы.  При  этом  социальная  защита   населения  от безработицы   должна   стимулировать   безработных   на   поиск   работы   и трудоустройства.

4. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

4.1 Создание рабочих мест в малых городах в 2006 году

Особое внимание в 2006 году  уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы,  реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.
Справочно. В  Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых  и средних  городах  и  регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область – Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района; Гомельская область -    Октябрьский и  Речицкий районы, г. Речица,  г. Василевичи и г.п. Заречье  Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района;  Гродненская область – г. Скидель;  Минская область - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; Могилевская область -  р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).

Кроме того, в областные  программы занятости  населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения  занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь  Оршанского района,  г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи   и др.).

 Мероприятиями государственной и областных программ занятости населения на 2006 г. предусматривалось создание в  данных проблемных регионах  7,4 тыс. новых рабочих мест. За 2006 год  республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание   в малых и средних городских поселениях   новых рабочих мест, на которые трудоустроено      8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3 процента),  Гомельская  -       1574  рабочих места  (101,9 процента), Гродненская  -    1422      рабочих места    (101,2 процента), Минская – 1527  рабочих мест  (107,3 процента), Могилевская – 788  рабочих мест (145,4  процента).  Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях. Справочно. Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2006  до 4,2 процента на 1.01.2007,  Дрогичинском районе   - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141  на начало 2006 г. до 117 на 1.01.2007 г., Поставском районе – с 795 до 569, Речицком районе – с 1282 до 948, , в г.п. Заречье Речицкого района – с 47 до 27, г. Скиделе –  со 143 до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п. Хотимск – со 110 до 83,г.п. Бобр Крупского района – с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района – с 44 до 32 и т.д. В 2007 году будет продолжена работа по  решению проблем  региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.

Заключение

Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда.  Занятость  населения  определяет  уровень  и  качество жизни как отдельных граждан, так и общества в  целом.  Существует  множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в  три  основных  типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах  безработица  является  результатом  высоких  темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В  Беларуси основными  типами  безработицы   основными   типами   безработицы   являются структурная, скрытая  и  женская.  Уровень  безработицы  в  последнее  время неуклонно растет.

В развитых  странах   мира   государственная   политика    занятости функционирует  по  двум  направлениям:  содействие   в   трудоустройстве   и переобучение,  создание  гибкого  рынка  труда.  Среди  перспективных  путей снижения безработицы наиболее интересными являются:  сокращение  рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации,  традиционные  методы сокращения безработицы не могут  дать  тот  же  эффект.  Основными методами должны стать стимулирование деловой    активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

Приложение А








 Приложение Б


Литература:


1. Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

www.mintrud.gov.by

2. Рынок труда / под ред. Буланова, Волгина 2000г.

3. “Число безработных увеличилось”/НЭГ № 20,  16.03.2001г

4.Боровик  Л.С. Политика занятости: направления развития /БЭЖ, 1999г.№1

5. Сайт Министерства экономики Республики Беларусь

 www.economy.gov.by


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать