Усиливаются и проблемы со служебным или карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, уже 1,1 млн. человек, или 31,9%, составляют лица, уволившиеся по собственному желанию. В августе таких было 1,0 млн. и 31,2% соответственно. С 0,9 до 1 млн. возросло количество лиц, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Если по сравнению с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя.
Неудивительно, что российская безработица носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы – один год и более. В ноябре 2006 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года – 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.
Тревожной тенденцией является и уменьшение среднего возраста безработных, который всего за три месяца снизился с 34,5 до 34,1 года, занятого населения – 39,6 года. Среди безработных возросла доля молодежи до 25 лет – с 30,2% до 31,1%. Зато занятой молодежи стало меньше – уже не 12,2%, как в августе, а всего 11,2%.
3.2. Пути решения проблемы безработицы
Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью [2].
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы [14].
Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку [2].
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.
Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.
Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:
- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработицы [13].
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.
Список использованных источников
1. «Российская бизнес-газета» – № 10, 2007.
2. «Российская газета» – № 60, с.5, 2007.
3. «Социально- политический журнал» – №1, с. 63, 2006.
4. «Человек и труд» – №1, с. 37-46, 2004.
5. Бестужев-Лада И.В. «Безработица? Не может быть!» – М.: Знание, 2001.
6. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2000.
7. Бузгалин А.В. «Переходная экономика» – М.: Таурус, 2002.
8. Булатов А.С. «Экономика» – М.: Экономист, 2003.
9. Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2004.
10. Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.: ИМПЭ, 2001.
11. Камаев В.Д. «Основы экономической теории» – М.: Владос, 2002.
12. Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику» – М., 2005.
13. Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» – М.: «Туран», 2001. т.1.
14. Никифорова А.А. «Рынок труда: занятость и безработица» – М., 2003.
15. Носова С.С. «Основы экономики» – М.: Владос.
16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» – М., 2002.
17. Якушев С.С. «
18. Экономика России» – М.: Прогресс, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
Основные показатели социально-экономического положения Оренбургской области.
Един.
изм.
2005
2006
2006 к
2005
в %
Численность населения области
тыс.чел.
2148,5
2136,7
99,5
В т.ч.
экономически активного населения
«-«
1042
1070,5
102,7
занятого в экономике
«-«
937,3
980,3
104,6
Число зарегистрированных в гос. службе занятости на учете
безработных на 1.01.
чел.
9063
11304
124,7
из них имели статус безработного
«-«
8605
10960
127,4
Пособие по безработице назначено
«-«
8179
10411
127,3
Уровень зарегистрированной безработицы в декабре
%
0,8
1
125
Индекс потребительских цен (дек. к дек. пред. года)
110,5
108,7
Среднедушевые доходы (в ноябре)
5250,5
6970,8
132,8%
Среднемесячная начисленная зарплата 1 работника
номинальная
реальная
6440
-
8089
-
125,6
115,4
Среднемесячный размер назначенных пенсий (в декабре)
номинальный
реальный
руб.
%
2340,8
-
2602,7
-
111%
102,3%
Прожиточный минимум
на душу населения
для трудоспособного человека
для пенсионеров
для детей
руб.
-
-
-
2431
2654
1823
2397
2734
2978
2057
2708
112,5%
112,2%
112,8%
113%
Просроченная задолженность по зарплате на 1.01.
млн.руб.
134,1
45,8
34,1
Индекс промышленного производства
%
107,6
107,6
Минимальный размер оплаты труда (в декабре)
800
1100
137,5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам незанятости в ноябре 2006 г.
Источник: Росстат.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(справочное)
Регионы с самой высокой безработицей.
Регион
Количество зарегистрированных
безработных
% к экономически активному
населению
Российская Федерация
1 744 386
2,4
Республика Ингушетия
454 419
34,1
Корякский АО
1 529
11,8
Республика Тыва
11 258
8,8
Кабардино-Балкарская
Республика
32 583
7,4
Республика Алтай
5 588
5,9
Алтайский край
77 243
5,9
Амурская область
22 714
5,2
Магаданская область
5 199
5,1
Данные Роструда на 1 марта 2007 года.