Занятость населения и безработица в России

Усиливаются и проблемы со служебным или карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, уже 1,1 млн. человек, или 31,9%, составляют лица, уволившиеся по собственному желанию. В августе таких было 1,0 млн. и 31,2% соответственно. С 0,9 до 1 млн. возросло количество лиц, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Если по сравнению с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя.

Неудивительно, что российская безработица носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы – один год и более. В ноябре 2006 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года – 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.

 Тревожной тенденцией является и уменьшение среднего возраста безработных, который всего за три месяца снизился с 34,5 до 34,1 года, занятого населения – 39,6 года. Среди безработных возросла доля молодежи до 25 лет – с 30,2% до 31,1%. Зато занятой молодежи стало меньше – уже не 12,2%, как в августе, а всего 11,2%.


3.2. Пути решения проблемы безработицы

 

Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью [2].

 Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы [14].

Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

 - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

 - регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

 - формирование эффективной структуры занятости населения;

 - повышение качества создаваемых рабочих мест;

 - развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

 - создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

 - предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.

 Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку [2].

Заключение


Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

 Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

 Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

 - программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

 - программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

 - программы содействия найму рабочей силы;

 - программы по социальному страхованию безработицы [13].

 Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Список использованных источников


1.            «Российская бизнес-газета» – № 10, 2007.

2.            «Российская газета» – № 60, с.5, 2007.

3.            «Социально- политический журнал» – №1, с. 63, 2006.

4.            «Человек и труд» – №1, с. 37-46, 2004.

5.            Бестужев-Лада И.В. «Безработица? Не может быть!» – М.: Знание, 2001.

6.            Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2000.

7.            Бузгалин А.В. «Переходная экономика» – М.: Таурус, 2002.

8.            Булатов А.С. «Экономика» – М.: Экономист, 2003.

9.            Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2004.

10.        Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.: ИМПЭ, 2001.

11.        Камаев В.Д. «Основы экономической теории» – М.: Владос, 2002.

12.        Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику» – М., 2005.

13.        Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» – М.: «Туран», 2001. т.1.

14.        Никифорова А.А. «Рынок труда: занятость и безработица» – М., 2003.

15.        Носова С.С. «Основы экономики» – М.: Владос.

16.        Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» – М., 2002.

17.        Якушев С.С. «

18.        Экономика России» – М.: Прогресс, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(справочное)

Основные показатели социально-экономического положения Оренбургской области.



Един.

изм.

2005

2006

2006 к

2005

в %

Численность населения области

тыс.чел.

2148,5

2136,7

99,5

В т.ч.

экономически активного населения

«-«

1042

1070,5

102,7

занятого в экономике

«-«

937,3

980,3

104,6

Число зарегистрированных в гос. службе занятости на учете

безработных на 1.01.

чел.

9063

11304

124,7

из них имели статус безработного

«-«

8605

10960

127,4

Пособие по безработице назначено

«-«

8179

10411

127,3

Уровень зарегистрированной безработицы в декабре

%

0,8

1

125

Индекс потребительских цен (дек. к дек. пред. года)


110,5

108,7


Среднедушевые доходы (в ноябре)


5250,5

6970,8

132,8%

Среднемесячная начисленная зарплата 1 работника

 номинальная

 реальная


6440

-

8089

-

125,6

115,4

Среднемесячный размер назначенных пенсий (в декабре)

 номинальный

 реальный

руб.

%

2340,8

-

2602,7

-

111%

102,3%

Прожиточный минимум

 на душу населения

 для трудоспособного человека

 для пенсионеров

 для детей

руб.

-

-

-

2431

2654

1823

2397

2734

2978

2057

2708

112,5%

112,2%

112,8%

113%

Просроченная задолженность по зарплате на 1.01.

млн.руб.

134,1

45,8

34,1

Индекс промышленного производства

%

107,6

107,6


Минимальный размер оплаты труда (в декабре)



800

1100

137,5

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(справочное)

Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам незанятости в ноябре 2006 г.

Источник: Росстат.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(справочное)

Регионы с самой высокой безработицей.


Регион

Количество зарегистрированных

безработных

% к экономически активному

населению

Российская Федерация

1 744 386

2,4

Республика Ингушетия

454 419

34,1

Корякский АО

1 529

11,8

Республика Тыва

11 258

8,8

Кабардино-Балкарская

Республика

32 583

7,4

Республика Алтай

5 588

5,9

Алтайский край

77 243

5,9

Амурская область

22 714

5,2

Магаданская область

5 199

5,1


Данные Роструда на 1 марта 2007 года.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать