3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсутствие
запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и
тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения
(такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было
бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых
«временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса».
Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики
разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы
оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые
могли бы иметь место в действительности.
Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.
Технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В тех же случаях материально-технического снабжения, когда перемещение запасов с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между изготовлением товара и его прибытием в готовом виде на склад) общее количество технологических запасов окажется сравнительно большим. Точно так же при больших временных интервалах, между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.
Для вычисления (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально- технического обеспечения в целом используется следующая формула:
J = S*T, где J — общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов; S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени; Т — среднее время транспортировки.
Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы.
Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том, что
товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на
данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением
заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности
посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скидки,
предоставляемые заказчикам при продаже им товаров крупными партиями;
налогообложение торговых сделок с минимальным размером партий, делающее
невыгодной отправку заказчику товаров в количествах меньше установленного
размера, и некоторые другие.
При этом существуют определенные ограничения на размер товарно- материальных запасов. Ограничителем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой — хранения товаров.
Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных
товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа —
«economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле»
EOQ=2AD/vr, где A — затраты на производство; D — средний уровень спроса; v — удельные затраты на производство; г — затраты на хранение.
Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов.
В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов и соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, — дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация.
2. Классификация товарно-материальных запасов и их значение.
2.1. По месту нахождения
Логистика, имея целью, повышение эффективности функционирования организаций и экономики в целом, занимается управлением потоками материальных ресурсов. Предметом изучения являются не сами материальные ресурсы как таковые, а их движение в пространстве и во времени. Под движением при этом понимается непрерывное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Именно движение как предмет исследования позволил логистике занять место самостоятельной науки.
Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами материальных ресурсов, необходимо увязать понятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока, в рамках которого эти запасы создаются.
В предыдущем разделе было показано, как материальные потоки в логистической системе экономики связаны с материальными потоками составляющих эту систему организаций и каким образом материальные потоки движутся внутри организации. Независимо от того, являются ли материальные потоки внешними по отношению к организации или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием запасов. Можно сказать, что запас — это форма существования материального потока.
Фиксация места нахождения запаса не ограничивает второго параметра
движения — времени. Особенностью логистики является изучение запаса как
постоянно меняющегося во времени объекта. Актуален и вопрос трансформации
запасов из одного вида и другой, связанный с изменением их
пространственного положения. Таким образом, вопрос классификации запасов
необходим для решения, по крайней мере, двух задач:
1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока
2) управления запасами в рамках заданной логистической системы.
Критериями классификации могут стать два параметра, определяющих понятие движения. Это — пространство и время. Параметр количества запаса неотделим от параметра времени. Параметр качества запаса связан с конкретной потребностью и не приводит к выделению видов запасов.
Прежде чем приступить к описанию видов запасов, необходимо дать определение запасов.
Запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.
Введение такого определения приводит к трем выводам:
1. Не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция), так как единственная функция запаса — обеспечение потребности.
2. Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
3. Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.
Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса. Мы не будем делать оговорки о виде продукта, из которого создается тот или иной запас, так как это несущественно.
Второй вывод связан с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Мы не будем говорить о конкретных размерах запасов, определяющих границы того или иного вида, а ограничимся описанием возможных категорий, так как более детальное изучение запаса связано с особенностями его потребления.
Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации — это функция запаса.
Итак, мы определили, что критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков — пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса.
Классификация по месту нахождения приведена на рис. 1. Все запасы,
имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя
сырье, материалы, основные и вспомогательные, полуфабрикаты, детали,
готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства.
Основная часть совокупных запасов производства представляет собой предметы
производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его
технологической переработки.
Совокупные запасы производства подразделяются на два вида: производственные и товарные запасы.
Совокупные запасы производства
Сырье
Материалы основные и вспомогательные
Полуфабрикаты
Детали
Готовые изделия
Запасные части для ремонта
Производственные запасы Товарные запасы
Запасы в организации-потребителе Запасы
готовой продукции на
складе организации-изготовителе
Запасы в каналах сферы обращения
Запасы в пути
Запасы на предприятиях торговли
текущие
подготовительные гарантийные сезонные переходящие
Рис. 1. ВИДЫ ЗАПАСОВ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ И ИСПОЛНЯЕМОЙ ФУНКЦИИ
Производственные запасы формируются в организациях-потребителях. Товарные
запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции,
а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения
разбиваются на запасы и пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в
пути (или транспортные запасы) находятся на момент учета в процессе
транспортировки от поставщиков к потребителям.
Каждая отдельная организация в логистической цепочке поставщиков и
потребителей является, с одной стороны, организацией-поставщиком, а с
другой — организацией-изготовителем. Следовательно, производственные и
товарные запасы всегда имеются на предприятии.