Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах
Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах
Заработная плата выполняет три функции:
- стимулирование трудовой деятельности работников всех должностных уровней и квалификации;
- обеспечение прожиточного минимума для наименее квалифицированных или утративших современную специальность групп трудоспособного населения;
- не только материальное обеспечение жизни работника и его семьи, адекватное возможностями экономики вообще и трудовому вкладу работника, но – и это стало сейчас уже объективной необходимостью – материальная поддержка развития рабочей силы, повышение квалификации работников и т. д. в соответствии с потребностями экономики.
Уровень оплаты труда определяется не только степенью развития производительных сил страны и зависимостью оплаты от образования, квалификация работника, его вклада в совершенствовании технологии, производимой продукции и услуг. На уровень оплаты труда влияет и другая народнохозяйственная необходимость – необходимость баланса между суммой розничных цен товаров и услуг, с одной стороны, и суммой трудовых доходов населения – с другой.
Наблюдается следующая закономерность. Чем выше уровень развития национальной экономики, чем полнее отечественный рынок постоянно наполняется разнообразными высококачественными товарами и услугами, тем более экономика заинтересована в максимально высоком среднем уровне доходов населения и напротив, чем ниже эффективность экономики и стабильнее это положение, тем неизбежнее не только заинтересованность, но и прямая потребность экономики в устойчиво низких доходов населения. Следует отметить различные принципы формирования доходов населения в интенсивной рыночной экономики и дефицитной технологически отсталой экономики нерыночного типа.
Во-первых, чем значительнее эффект трудовой деятельности в области технологического и социального развития хозяйства и создания конкурентоспособных товаров и услуг, тем выше оплата труда и в целом доходы народа.
Во-вторых, чем значительней и ровнее общий уровень культуры, специального образования и квалификации трудовых ресурсов, оказывающих прямое влияние на продуктивность и особенно на творческий результат труда, тем заметнее происходит возрастание и выравнивание трудовых доходов по группам населения с разным их традиционном уровнем.
Напротив экстенсивная, технологически не развитая экономика, чье производство товаров и услуг свертывается в объеме и лишено в большинстве своем конкурентных возможностей, приводит к неизбежному и значительному общему падению доходов населения и столь же заметно обостряющемуся расслоению в уровне жизни по группам населения.
Но почему вообще существует неравенство в доходах? Есть множество причин и факторов этого неравенства:
Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими.
Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству.
В-третьих, различия в образовательном уровне.
В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками».
В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п.
Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах. Однако бедность – понятие относительное. Русская поговорка «У кого щи жидковаты, а у кого жемчуг мелковат» хорошо отражает эту проблему. Бедность – это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. Прожиточный минимум, или черта бедности говорит не о границе выживания, а о минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных этапах ее развития.
Крупный просчет в области организации оплаты труда в масштабах страны был допущен в России в середине 80-х годов, когда государство, не сумев перестроиться на рыночный лад и взять на вооружение прогрессивный зарубежный опыт, просто-напросто отдало на откуп предприятиям решение всех вопросов оплаты труда. Попутно следует отметить, что государственные учреждения и предприятия в развитых капиталистических странах сами по себе играют важную роль своего рода проводников показательных, наиболее близких к объективным требованиям экономики критериев оплаты труда. Важно отметить, что государство, лишь утвердив свой многосторонний контроль над сферой оплаты труда, передает права на установление уровня и темпов роста заработной платы предпринимательским ассоциациям и объединениям профсоюзов, точно также, как и отдельным работодателям и профсоюзам отдельных предприятий.
Важно отметить в большинстве случаев мирный характер взаимоотношений по поводу оплаты труда между предпринимательскими ассоциациями и профсоюзами и, вместе с тем, обычно весьма уважительный, спокойный тон отношений и тех и других с государством.
В России такого рода стиль отношений только налаживается. Стороны ведут себя миролюбиво далеко не часто, ибо каждый из субъектов, игнорируя уже принятые соглашения, частенько стремится добиться выигрыша за счет другого. Сложность договорных отношений и выполнение обязательств в данном случае заключается в том, что все три договаривающиеся стороны находятся в плачевном положении одна в стадии технологического упадка и низких рыночных потенций, другая все более погружается в состояние нищеты, а третья испытывает хронический и все более нарастающий бюджетный дефицит.
В работодатели в разных рыночных странах в отличие от российской экономики повсеместно гарантируют выплату заработной платы, установленной по всем категориям персонала, эквивалентно образованию, квалификации и опыту творческой работы, сроки и размеры ее повышения. Они принимают на себя твердые и контролирующие обязательства по соблюдению техники безопасности, экологической чистоте производства, благоприятных эргономических условий труда, регулярному повышению квалификации работников и ритмичности производства. В отличие от западных государств, где коллективные договора и соглашения считаются нормативными документами на уровне закона, у нас во многих случаях остаются лишь на бумаге в виде не обязательных рекомендаций.
Создается впечатление, что трех сторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров в России (государство, работодатели, профсоюзы) носят не обязательный и формальный характер, ибо стороны не несут не какой ответственности за срыв соглашений. Рынок труда в развитых странах как бы суммируют оплату труда и статистически ее усредняют, придерживаясь объективно сформировавшихся нормативов по всем нормативам трудовой и профессиональной деятельности.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.socreferat.popal.ru/