Объектом учета расходов является отдельный заказ, открываемый на заранее установленное количество одинаковых изделий, или определенный объем выполненных работ или услуг. Производственные расходы рассчитываются по отдельному заказу, а внутри его - в разрезе установленной номенклатуры калькуляционных статей расходов.
Фактическая себестоимость выпущенных изделий, выполненных работ или услуг по каждому заказу калькулируется по его окончании суммированием расходов на производство с учетом имевшего место возврата неиспользованных материальных ценностей и является не средней, а вполне определенной величиной. Калькулирование фактической себестоимости отдельных изделий осуществляется способом прямого расчета, то есть сумма всех расходов на производство делится на количество входящих в этот заказ изделий.
Попередельный метод учета расходов на производство применяется в массовых производствах, где технологический процесс состоит из ряда последовательных переделов – прерывных стадий обработки, представляющих совокупность операций или процессов, в результате которых изготовляется однородная по исходному материалу и характеру обработки продукция. Сущность этого метода заключается в том, что производственные расходы учитываются по переделам производственного процесса, а внутри каждого передела - по калькуляционным статьям расходов. Попередельный метод применяют в основном в металлургической, текстильной, деревообрабатывающей, стекольной, бумажной, пищевой промышленностях.
Метод прямого счета основан на анализе фактических расходов расчетного периода. Под фактическими расходами понимают расходы, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме производства и равные объему потребленных производственных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы. Причем контроль их рентабельности может быть проведен таким образом, что фактические расходы прошлого периода могут рассматриваться как плановые расходы и противопоставляться эким расходам расчетного периода.
Главный недостаток рассматриваемого метода заключается в невозможности текущего контроля расходов. Фактические расходы являются результатом совместного воздействия всех определяющих их факторов: колебаний в загрузке, изменения мощности, цен, а также проявления бесхозяйственности на предприятии. При этом не достигается главная цель учета расходов, а именно контроль экономичности.
Наиболее широко на промышленных предприятиях по выпуску товаров народного потребления применяется нормативный способ. Калькулирование себестоимости по нормативным издержкам может применяться там, где есть место повторение операций при производстве. Если же нет повторения операций, то невозможно установить нормы. Нормативная себестоимость представляет собой один из видов себестоимости, в процессе калькулирования которой используют нормативы, утвержденные предприятием. В их число включается комплекс заданий, нормативов, норм и смет, которые используются для планирования, организации и контроля производственного процесса. Эти нормативы представлены в виде плановых заданий, нормативных документов технической подготовки производства, в виде нормативов расходов ресурсов и вспомогательных материалов.
Известно, что плановую себестоимость предприятия составляют на квартал или год (средняя на квартал, на год). Нормативную же себестоимость рассчитывают на месяц по цехам и предприятию в целом, при оценке брака и остатков незавершенного производства. По каждому кварталу и году проверяют соответствие плановой и нормативной себестоимости, анализируют и в их методику вносят необходимые коррективы в целях повышения обоснованности плановых расчетов.
Нормативный метод учета расходов на производство характеризуется следующими принципами организации учета:
1) предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям затрат на производство в натуральном и денежном выражениях;
2) учет изменений действующих текущих норм и определение влияния этих изменений на себестоимость продукции;
3) выявление отклонений фактических расходов от действующих норм по причинам и виновникам.
Применение системы нормативного учета позволяет использовать нормативный способ калькулирования, при котором фактическая себестоимость продукции исчисляется путем алгебраического сложения ее нормативной себестоимости и величины изменений норм и отклонений от норм. Организация нормативного метода учета позволяет осуществить повседневный и непрерывный учет и контроль за текущими затратами.
В странах рыночной экономики довольно широко применяется учет затрат по неполной себестоимости, т.е. когда в калькуляцию включают не все затраты на производство и сбыт продукции. Часть накладных расходов не относят к себестоимости отдельных изделий, а непосредственно вычитают из выручки за определенный период во время определения прибыли. Классическим методом калькулирования по неполной себестоимости является учет по системе «директ-костинг», когда к себестоимости отдельных видов продукции относят только прямые расходы, а к финансовому результату - косвенные. В качестве преимущества данного принципа калькулирования следует назвать:
• возможность проведения анализа безубыточности на основе деления затрат на постоянные и переменные;
• использование более гибкого ценообразования, что позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и уменьшает возможность «оседания» продукции на складе;
• возможность определения прибыли, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции;
• планирование цен и скидок на
определенный объем продаж.
Себестоимость - это один из ключевых показателей работы предприятия, который
используется для определения потребности в оборотных средствах, планировании
прибыли, для определения экономической эффективности отдельных организационно-технических
мероприятий и производства в целом, для внутризаводского планирования, а также
для формирования цен. По данным учета расходов определяются результаты
деятельности структурных подразделений и предприятия в целом, оценивается и
анализируется выполнение плановых заданий по снижению себестоимости и
повышению эффективности производства.
Факторы снижения себестоимости продукции.
Все факторы можно подразделить на две основные категории: внешнего происхождения, то есть находящиеся вне данного предприятия, и внутреннего порядка.
К внешним факторам относятся:
• изменение цен на материалы, полуфабрикаты, инструмент, топливо и прочие материальные ценности, получаемые предприятием для нужд производства;
• изменение установленных размеров минимальной заработной платы, а также всякого рода обязательных взносов, отчислений и начислений, например на заработную плату, по отчислениям на социальные нужды;
• изменение тарифов на перевозку грузов, топлива и т.д. Основными внутренними факторами являются:
• повышение производительности труда;
• уменьшение трудоемкости изготовления изделий;
• снижение материалоемкости выпускаемой продукции, повышение коэффициента использования металла путем более рационального раскроя, приближения конфигурации заготовок к готовым деталям и т.д.;
• уменьшение объема и улучшение использования отходов производства;
• унификация машин, узлов и деталей, которая способствует увеличению повторяемости выпуска продукции, а в целом уменьшает размер общепроизводственных расходов и повышает производительность труда;
• устранение потерь от брака;
• применение ресурсосберегающей технологии, обеспечивающей экономию материалов и энергии, высвобождение работников;
• сбалансированная эксплуатация производственных мощностей, приводящая к сокращению стоимости основных средств, незавершенного производства и запасов продукции;
• повышение организационного уровня производства, влекущего за собой сокращение потерь рабочего времени, длительности производственного цикла и, как следствие, снижение себестоимости продукции и размеров оборотных средств предприятия:
• работка оптимальной стратегии технического развития предприятия, обеспечивающей рациональный уровень затрат на создание технического потенциала предприятия;
• использование технологического оборудования, особенно дорогостоящего, в экономически эффективных областях и режимах;
• рационализация организационной структуры системы управления производством, а значит, сокращение затрат на управление, повышение его эффективности.
• Каждое направление снижения затрат производства предполагает ряд мероприятий, которые в совокупности составляют конкретные планы.
Задачи.
Задача 1-58
Предприятие приобрело производственное оборудование первоначальной стоимостью 330000 гривен. Ликвидационная стоимость оборудование после его эксплуатирования по предварительным оценкам может составить 10000 грн. предполагаемый срок использования составит 4 года. Рассчитайте амортизационные отчисления и балансовую стоимость кумулятивным методом.
Сумма чисел лет – это сумма порядковых номеров лет, в течении которых объект эксплуатируется.
Если предполагаемый срок использования оборудования составляет 4 года то эта сумма равна: 1+2+3+4=10.
Рассчитаем амортизационные отчисления и балансовую стоимость в таблице
амортизация
сумма износа
остаточная ст-ть
На начало
330 000,00
1 год = (320000*4/10)
128 000,00
128000,00
202 000,00
2 год = (320000*3/10)
96 000,00
224000,00
106 000,00
3 год = (320000*2/10)
64 000,00
288000,00
42 000,00
4 год = (320000*1/10)
32 000,00
320000,00
10 000,00
Задача 4-58
Исходные данные:
Название изделия
Количество изделий, шт.
Себестоимость единицы изделия, грн.
Оптовая цена, грн.
А
50
5.55
1.72
Б
120
0.95
1.10
В
30
4.40
7.60
Определить прибыль и рентабельность по каждому изделию. Сделайте выводы. Рассчитайте выручку от реализации продукции и рентабельность реализованной продукции.
Прибыль определяем по каждому изделию по формуле:
Пр = Впр - Зр.
где Пр – прибыль от реализации продукции;
Впр – выручка от продажи продукции
Зр.- издержки на производство и сбыт продукции.
Рентабельность продукции (отдельных видов) по формуле
;
где Rп - рентабельность продукции (отдельных видов)
Пр – прибыль от реализации
Зпр- затраты на производство продукции и ее реализацию.
Наименование
Прибыль
Рентабельность
А
-191,5
-0,69
Б
18
0,16
В
96
0,73
Проанализировав вышеизложенные данные можно сделать вывод, что производство изделия В является самым рентабельным а производство изделия А -не рентабельно, будет целесообразно снять изделие А с производства.
Рассчитаем выручку от реализации продукции, и затраты на производство продукции и ее реализацию:
Впр = 50 х 1,72 + 120 х 1,10 + 30 х 7,60 = 86 + 132 + 228 = 446,00 грн.
Зпр = 50 х 5,55 + 120 х 0,95 + 30 х 4,40 = 277,50 + 114 +132 = 523,50 грн.
Рассчитаем рентабельность реализованной продукции:
446,00 / 523,50 = 0,85.
Задача 2-24
Определить коэффициент оборачиваемости оборотных средств и величину 1 оборота, а также размер оборотных средств, которые высвобождаются. Нормирование оборотных средств в отчетном году составляет 50 тыс. грн., а объем реализованной продукции – 550 тыс. грн. В планируемом году предприятие ускорит оборачиваемость оборотных средств по сравнению с отчетным на 12%.
Рассчитаем коэффициент оборачиваемости по формуле:
КОБ = QРП /НОБС= 550000 / 50000 = 11 оборотов.
Где :
QРП – объем реализованной продукции в плановом периоде;
НОБС- средний остаток или норматив оборотных средств.
Рассчитаем продолжительность одного оборота в днях по формуле:
ТОБ = FПЛ \КОБ = 360 / 11 » 33 дня
Где:
КОБ - коэффициент оборачиваемости
FПЛ – количество дней в плановом периоде (год- 360 дней)
рассчитаем размер оборотных средств, которые высвобождаются по формуле:
ОБСОТН= (QРПФАКТ /КОБПЛ)- (QРПФАКТ /КОБФАКТ) = 550000/9,68= 56818,18 грн.
Где :
QРПФАКТ - объем реализованной продукции факт.
КОБПЛ - коэффициент оборачиваемости плановый
КОБФАКТ - коэффициент оборачиваемости расчетный
Задача 3-58
Вычислить по отчету за минувший год объем валовой и товарной продукции предприятия. Исходные данные в таблице.
Выпуск изделий, тыс. шт.
1
250
2
150
3
130
Цена изделия, грн.
1
35
2
25
3
15
Услуги и работы промышленного характера другим предприятиям, тыс. грн.
180
Капитальный ремонт собственного оборудования, тыс. грн.
250
Остатки незавершенного производства, тыс. грн.
350
Рассчитаем объем товарной продукции:
Изделие 1 = 250 000 х 35 = 8750000 грн.
Изделие 2 = 150000 х 25 = 3750000 грн.
Изделие 3 = 130000 х 15 = 1950000 грн.
Всего: 14450000 грн.
Также к товарной продукции относятся услуги и работы промышленного характера другим предприятиям, составляющие 180000 грн.
Итого объем товарной продукции составляет 14450000 + 180000 = 14630000 грн.
К объему валовой продукции относят:
объем товарной продукции + остатки незавершенного производства = 14630000 + 350000 = = 14980000 грн.
Список литературы:
1. Зайцев Н.Л. Экономика организации. – М.: «Экзамен», 2000. – 768с.
2. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 192с.
3. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000. -304с.
4. Сергеев И.В., Веретенников И.И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика. 2000.- 272с.
5. Справочник финансиста предприятия. –М.:ИНФРА-М, 2000.-559с.
6. Экономика предприятия. Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.-718с.
7. Экономика предприятия: Задачи. Ситуации. Решения/ Под ред.С.Ф. Покропивного.-К.: Знання-Прес, 2001.-343с.
8. Экономика предприятия. Под ред. Л.Г.Мельника 2-е изд. –"Университетская книга" Сумы, 2005. -18с-35 с., 212с.-234с.
9. Продиус Ю.И. Экономика предприятия.3 изд.- Харьков "Одиссей" 2006.-168с.-202с.
.