Затраты на получение товарного знака

Затраты на получение товарного знака

Затраты на получение товарного знака

А. Мусина, Консалтинговая группа «РУНА» 

Порядок регистрации товарных знаков установлен в Законе Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3520-1 (в ред. от 11, 24.12.02 г.) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон № 3520-1).

Товарный знак может быть получен путем регистрации новой марки либо покупки у другой компании.

Регистрация нового товарного знака 

После того как будет разработан дизайн товарного знака, можно подавать заявление в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент выдаст свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право владельца на распоряжение им, а также запрет на его использование другими лицами. После получения свидетельства о регистрации можно принимать товарный знак к учету.

Согласно п. 4 положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 91н, исключительное право владельца на товарный знак для целей бухгалтерского учета относится к нематериальным активам. Если организация получила в соответствии с Законом № 3520-1 свидетельство о государственной регистрации товарного знака на свое имя, то этот нематериальный актив считается созданным самой организацией, даже если разработкой товарного знака занималась сторонняя организация. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 6 ПБУ 14/2000).

При самостоятельной разработке товарного знака первоначальная стоимость складывается из расходов на его создание и изготовление (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов):

стоимость использованных материалов;

оплата труда работников организации и единый социальный налог;

услуги сторонних организаций;

патентные пошлины, связанные с получением свидетельств, патентов.

Стоимость нематериальных активов (в данном случае товарного знака) погашается путем начисления амортизации в соответствии с п. 15 ПБУ 14/2000 и с учетной политикой организации. Чаще всего на практике амортизация начисляется линейным способом. При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется на основании первоначальной стоимости объекта нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п. 16 ПБУ 14/2000).

Срок полезного использования товарного знака определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету исходя из срока действия свидетельства на товарный знак. В п. 1 ст. 16 Закона № 3520-1 определено, что регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в Роспатент. Если невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия товарного знака к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия его с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 18 ПБУ 14/2000).  

Пример 1. Торговый комплекс ООО «Мир скидок» заказал разработку дизайна своего логотипа в рекламном агентстве. Стоимость услуг - 33 400 руб., в том числе НДС – 5095 руб. Пошлины за регистрацию товарного знака составили 18 500 руб. Амортизация по нематериальным активам начисляется линейным методом. Годовая норма амортизационных отчислений - 10% (100% / 10 лет). В табл. 1 приведены бухгалтерские записи, которыми оформляется эта операция.  

Таблица 1

Содержание операции




Реклама
В соцсетях