СДР;
- ряд стран, включая страны Северной Европы, устанавливали центральные курсы по отношению к индивидуальным "корзинам" валют;
- валюты 38 стран были привязаны к доллару США, 13 - к французскому франку, 5 стран - к другим валютам.
С введением "плавания" валютных курсов резко усилилась их
нестабильность. В течение года курсы валют могут изменяться на величину до
40-45% (см. табл. 1).
Размеры изменений курсов валют основных стран по отношению к доллару США в течение 1973-1972 годов (в %).
Таблица 1.
|Годы|Великобритания |Франция |ФРГ |Япония |
| |с 1 января1979|с 15 сентября |с 6 |
| |г. |1984г. |апреля1986г. |
|Бельгийский франк |3,66 |3,71 |43,6761 |
|Датская крона |0,217 |0,219 |7,91896 |
|Люксембургский франк |0,14 |0,14 |43,6761 |
|Марка ФРГ |0,828 |0,719 |2,13834 |
|Французский франк |1,15 |1,31 |6,9628 |
|Ирландский фунт |0,00759 |0,00871 |0,712956 |
|Итальянская лира |109,00 |140,00 |1496,21 |
|іГолландский гульдені |0,286 |0,256 |2,40935 |
|Английский фунт |0,0885 |0,0878 |0,630317 |
|стерлингов | | | |
|Греческая драхма |- |1,15 |135,659 |
Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. - p. 1, 13;
Financial Times 07.04.86.
В связи с изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в
процентном выражении постоянно меняется. В истекший период этот процесс
шел весьма интенсивно. Как видно из данных табл. 2, доля сильных валют -
марки ФРГ и голландского гульдена до 1984 года росла, в то время как слабых
- итальянской лиры и французского франка - снижалась.
В результате ЭКЮ все в меньшой степени представляла весь набор входящих в нее национальных валют. Для выправления сложившегося положения и в соответствии с существующими порядком 15 сентября 1984 года состав корзины ЭКЮ был пересмотрен (см. табл. 2). Доля сильных валют была понижена, слабых повышена. Одновременно в корзину была введена греческая драхма.
По замыслам инициаторов ЕВС ЭКЮ должна стать альтернативой доллару в качестве международного платежного и резервного средства.
Вторым элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов, пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для каждой денежной единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.
Удельный вес национальных валют в корзине ЭКЮ
(%, на конец года).
| |Июнь |Июнь |Июнь |Сентябрь|Декабрь|
| |1975 |1979 |1984 | | |
| | | | |1984 |1985 |
|Бельгийский франк |8,1 |9,1 |8,0 |8,2 |8,3 |
|Датская крона |3,1 |3,0 |2,6 |2,7 |2,8 |
|Люксембургский франк |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |
|Марка ФРГ |27,3 |32,9 |37,0 |32,0 |32,8 |
|Французский франк |22,2 |19,7 |16,8 |19,0 |19,5 |
|Ирландский фунт |1,3 |1,1 |1,1 |1,2 |1,2 |
|Итальянская лира |13,5 |9,6 |7,9 |10,2 |9,3 |
|Голландский гульден |9,1 |10,3 |11,4 |10,1 |10,4 |
|Английский фунт |15,1 |14,0 |14,9 |15,0 |14,5 |
|стерлингов | | | | | |
|Греческая драхма |- |- |- |1,3 |0,9 |
Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. - p. 11;
Business Week. - February 10. - 1986.
Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений рыночных курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов от центрального являются +2,25%, для Италии - +6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных интервенций.
Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и
центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к
ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений,
составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют.
Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению
к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к
национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм
призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении
двусторонних соотношений валютных курсов.
Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наоборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, либерализирует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки. Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.
В результате использование сетки паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.
Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.
Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:
1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;
2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;
3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.
Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без каких- либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.
Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году должны были
быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что он
заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле 1973
года в период первой попытки Сообщества достичь экономического и
валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд.
до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными
банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС
осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в
ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.
В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма "европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики; иной принцип оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных курсов не должно быть связано с американским долларом.
Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные
черты. Легко проследить преемственность основных элементовэтих двух
систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в
ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход
от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому
уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального
характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По
замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя
полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось,
определенные шаги в намеченном направлении были сделаны.
ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы -
"европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной
системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания
валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину,
отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но
регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой
противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось
маловероятным.
Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.
Заключение
Несмотря на вышеперечисленные недостатки и трудности, практически стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" валютные курсы будут существовать в мировой экономической системе достаточно большой период времени. Те рыночные силы, которые ныне определяют "подвижность" обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосходят в своем могуществе способности и потенциалы даже самых мощных в экономическом отношении государств поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках и их стерилизации на рынках внутренних. Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, нежели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны. В настоящий момент не возникает вопроса о поиске лучшей международной валютной системы. Вероятнее всего на сегодня она единственная возможная.
Литература:
1. Т.Д.Валовая "Европейская валютная система" Москва, "Финансы и статистика", 1986
2. О.Л.Алмазова, Л.А.Дубоносов "Золото и валюта: прошлое и настоящее"
Москва, "Финансы и статистика", 1988
3. Ю.В.Пашкус "Деньги и валютная система современного капитализма"
Ленинград, издательство Ленинградского университета, 1983
4. В.С.Кузнецов "Мировая валютная система: под знаком "долгового" кризиса"
Москва, "Финансы и статистика", 1990
5. А.И.Ачкасов, О.М.Прексин "Международные валютно-кредитные отношения: два пути развития" Москва, "Финансы и статистика", 1988
6. В.В.Ачаркан "Валютные кризисы в экономике современного капитализма"
Москва, "Международные отношения", 1986
7. Эдвин Дж.Долан, Колин Д.Кэмпбелл, Розмари Дж.Кэмпбелл "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика" Москва-Ленинград, 1991
8. Кэмпбелл Р.Макконел, Стэнли Л.Брю "Экономикс" Москва, "Республика",1992