3. ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ.
Технические средства РД предназначены для формирования программ звукового вещания. Структурная схема крупного центра вещания показана на рис. 16. Одним из начальных звеньев тракта формирования программ является студия, которая вместе со студийными аппаратными образует аппаратно-студийный блок АСБ. В составе каждого ЛСД находится аппаратная записи АЗ, которая позволяет широко пользоваться пробными репетиционными записями. После репетиции программы, намеченные к передаче, записывают на магнитную ленту и передают в аппаратно-программный блок АПБ. В аппаратную трансляций вещательного центра АТ поступают
сигналы от внешних источников программ: стационарных трансляционных пунктов СТП, установленных в театрах, концертных залах, стадионах и т. п.; передвижных трансляционных (радио- или телевизионных) станций ПТС. В аппаратную междугородных трансляций АМТ поступают
сигналы от оконечной междугородной вещательной аппаратной ОМВА.
Важнейшим элементом новой технологической схемы вещания является АПБ. АПБ имеют оборудование, во многом схожее с оборудованием АСБ, но имеют большие коммутационные возможности. Все программы, сформированные в АПБ, поступают в АЦ, которая является основным коммутационно –распределительным узлом центра вещания. В АЦ сходятся все сигналы вещания сформированных программ для
распределения их по потребителям (радиовещательные станции, ОМВА и т. д.). АЦ имеет
прямую связь с аппаратными записи для подачи программ, полученных из внешних источников и подлежащих консервации.
Рис. 16. Структурная схема крупного центра
вещания.
Современное звуковое и телевизионное вещание невозможно без широкого использования технических средств записи. Консервация программ обеспечивает накопление фондовых программ для собственных нужд центра вещания, для обмена с другими центрами. Фондовые записи производятся в аппаратных записи, оборудованных полным комплексом соответствующей аппаратуры.
В зависимости от числа одновременно передаваемых программ и количества часов собственного вещания в сутки центры вещания делятся на классы. Радиодома I—III классов обеспечивают до пяти одновременно передаваемых программ радиовещания, в том числе одну программу собственного вещания. Продолжительность этой программы у радиодома I класса составляет 2,5—5 ч, у радиодомов II класса — 2—3,5 ч, у радио-
дома III класса — до 2 ч в сутки. На рис. 17 изображена структурная
схема радиодомов I—III классов.
Рассмотрим состав студий и аппаратных радиодома II класса. В комплекс входят четыре аппаратно-студийных блока: 1) блок вещания (АЗ, речевая студия РС, аппаратная вещания АВ); 2) блок речевой студии (РС, АЗ); 3) блок музыкальной студии (музыкальная студия МС, АВ, АЗ, комната прослушивания КП); 4) блок камерной студии (камерная студия (КС, АВ, АЗ). Кроме этого, в радиодомах, где предполагается осуществлять
воспроизведение записи для радиовещания в диапазоне метровых волн,
оборудуется 5-й блок вещания, состоящий из студии РС и аппаратной АВ.
В студии устанавливают микрофоны, пульт диктора, а в аппаратной вещания — пульт звукорежиссера. Аппаратную звукозаписи комплектуют профессиональными магнитофонами. Во всех основных помещениях АС устанавливают контрольные акустические агрегаты. Вещательные программы записывают на магнитную ленту в АЗ. В дальнейшем монтаж частей записанных программ ведется в монтажных аппаратных. Когда кроме монтажа требуется замешивание дополнительных сигналов (музыки, разного
рода натуральных шумов), магнитная лента с записью направляется в аппаратную перезаписи и сложного монтажа. Центральная аппаратная совмещает функции АПБ и АЦ крупного центра вещания.
На начало 1979 г. в системе Гостелерадио действовало 169 радиодомов,
имеющих в своем составе необходимые аппаратно-студийные комплексы.
Из этого числа в РСФСР находятся 86 радиодомов, обладающих 240 студиями, а остальные союзные республики имеют 83 радиодома и 255 студий,
Наиболее крупный центр радиовещания находится в Москве и имеет
61 студию. В радиодомах для магнитной звукозаписи и воспроизведения
используется около 6900 стационарных и 5000 репортажных магнитофонов.
в
б а
Рис 17. Структурная схема радиодомов:
а – 1 класса; б – 2 класса; в – 3 класса.
4. ТРАКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ.
Схема предусматривает поступление вещательных сигналов двух уровней: низкого НУ и высокого ВУ на входы студийной аппаратной СА и трансляционной аппаратной ТА. С низким уровнем сигналы поступают из радиовещательной студии (РС). Сигналы высокого уровня поступают из АЗ, трансляционных пунктов, О.МВЛ и т. д. Номинальное значение максимального уровня сигнала на выходе тракта 15 дБ.
Радиовещательная студия является головным звеном канала звукового
вещания, определяющим качество передачи. Поэтому показатели качества
студийного тракта должны соответствовать высшему классу. Для аппаратуры речевых трактов допустимы показатели I класса.
Аппаратура студийного тракта предназначена для усиления и обработки
вещательных сигналов и смешения сигналов разных источников. Структурная схема студийного звукового тракта показана на рис. 19. Микрофоны Мк с помощью кабелей подключаются ко входам микрофонных усилителей МУ, которые повышают уровень до значения, удобного при последующей обработке сигнала. После МУ включены индивидуальные регуляторы ИР, позволяющие установить требуемый уровень вещательного сигнала. Смешивание сигналов от источников происходит на смесителе СМ
после индивидуальных регуляторов. Промежуточный усилитель ПУ усиливает уровень суммарного сигнала после СМ. К СМ через согласующие устройства СУ подключаются соединительные линии от других источников вещательного сигнала (от магнитофонов, трансляционных пунктов, различных устройств обработки сигнала и др.). Суммарный сигнал проходит через общий (главный) регулятор уровня ОР и поступает на вход линейного усилителя ЛУ. Линейный усилитель поднимает уровень сигнала до значения, определяемого потребителями (АЗ, АЦ и т. п.).
В качестве СЛ, подключаемых к выходу тракта, используют специальные экранированные кабели либо обычные линии городской телефонной
сети. При этом на выходе тракта уровень сигнала не должен превышать
15 дБ (4,4 В). К выходу ЛУ подключены индикатор уровня ИУ и контрольный акустический агрегат КА.
Современный пульт студийной аппаратной содержит большое количество устройств управления, поэтому в них применяется блочный принцип построения схемы студийного тракта. Каждый источник сигнала, каждая группа источников, каждый выход закрепляются за кассетами. Примером современного звукорежиссерского пульта является пульт, разработанный для АСБ общесоюзного телевизионного центра. Несмотря на то, что