Трансформаторы

w(Ω)

 

 

 

 

Электрическое

сопротивление

 

R(r)

 

Ом

 

0

Энергия элект

ромагнитная

 

W

 

Дж

 

J

Энергия элект

ромагнитная

удельная

 

 

w

 

 

 

 

 

 


       5. Конструктивные особенности трансформаторов.

Основными частями трансформатора являются магнитопровод и катушка с обмотками.

Материалом для магнитопровода трансформаторов слу­жит листовая электротехническая сталь различных марок и толщины, горячей прокатки и холоднокатаная; от содер­жания кремния, которое отражено в марке стали, а также от толщины листа зависят потери мощности в магнитопроводе от вихревых токов. Толщину листа применяемой стали выбирают в зависимости от частоты сети, питающей транс­форматор: с увеличением частоты толщину листа надо уменьшать. Ленточные (витые) магнитопроводы из­готавливают из лент рулонной стали; предварительно лен­та покрывается изолирующим и склеивающим составом.


Стержневые магнитопроводы собирают из прямоугольных пластин одинаковой ширины. Части магнитопровода, на которых находятся обмотки, называются стержнями. Часть магнитопровода, соединяющая стерж­ни между собой, называется ярмом.

Сборка частей магнитопровода может производиться встык и вперекрышку, причем в по­следнем случае увеличивается механическая прочность и уменьшается магнитное сопротивление магнитопровода. При сборке встык пластины собирают в единый пакет и предусматривают изоляционную прокладку между паке­тами для предохранения от замыкания между отдельными листами магнитопровода. Сборка встык упрощает монтаж и демонтаж трансформатора.

Пластины магнитопровода скрепляют в пакет либо с по­мощью изолированных от магнитопровода шпилек либо с помощью специальных бандажей из капроно­вых ниток.



Броневые магнитопроводы собирают из пластин Ш-образной формы и прямоугольных пластин, замыкающих Ш-образную пластину. Эти магнитопроводы имеют один стержень, на котором располагают все обмотки трансформатора. Сборка броневого магнитопровода произ­водится так же, как и магнитопровода стержневого типа, описанного выше.

Поскольку в броневом магнитопроводе обмотка разме­щается на среднем стержне, магнитный поток разветвля­ется на правую и левую части и, таким образом, в крайних стержнях его значение будет в 2 раза меньше, чем в цент­ральном; это позволяет уменьшить сечение крайних стерж­ней в 2 раза по сравнению с центральным. собирают из отдельных штампованных колец,  покрытых изолирующим лаком; сборка произ­водится с помощью намотки на па­кет пластин ленточной лакоткани. Этот магнитопровод обладает наи­лучшими магнитными свойствами:

наименьшее магнитное сопротивле­ние, минимальные индуктивность рассеивания и чувствительность к внешним магнитным полям, однако изготовление обмоток в данном слу­чае может производиться только на специальных станках челночного типа или вручную.

Ленточные     магнитопроводы стержневого и броневого типа собираются из отдельных, соединяемых встык, магнитопроводов подковообразной формы, а затем стягиваются специ­альными накладками (хомутами). Такая конструкция маг­нитопровода значительно упрощает сборку трансформато­ра. Ленточные магнитопроводы по сравнению с пластинча­тыми допускают магнитную индукцию на 20—30 % выше, потерь в них меньше, заполнение объема магнитопровода и КПД трансформатора выше. По этим причинам ленточ­ные магнитопроводы находят все более широкое приме­нение.

Тороидальные ленточные магнитопроводы изготавливают путем навивки ленты на оправку заданного размера. Обмотки трансформатора производятся на намо­точных станках челночного типа.

                                                                  

                                         Рис. 1.1 Конструкция магнитопроводов трансформаторов     


Обмотки трансформатора выполняют из мед­ного или алюминиевого изолированного провода. При изготовлении катушки с обмотками предусматриваются изолирующие прокладки: межобмоточ­ная , межслойная  и внешняя.

При диаметре провода более 1 мм каркас выполняется из электрокартона, а отдельные слои обмотки перевязыва­ются хлопчатобумажной лентой.

Обмоточные провода маркируются по диаметру, виду изоляции и нагревостойкости.

Для повышения электрической прочности трансформа­торы после сборки пропитывают электроизоляционными лаками, а иногда заливают специальными компаундами.

В трансформаторах средней мощности ближе к стерж­ню располагают обмотку низшего напряжения. Это позво­ляет уменьшить слой изоляции между обмоткой и стержнем, а также создает лучшие условия охлаждения обмотки низшего напряжения, по которой протекает больший ток.

В низковольтных трансформаторах (до 100 В) малой мощности ближе к стержню помещают обмотку высшего напряжения. Эта мера позволяет уменьшить стоимость трансформатора, так как средняя длина витка обмотки выс­шего напряжения, выполняемой из дорогостоящего провода малого сечения, получается в этом случае меньше.

В высоковольтных трансформаторах (свыше 1000 В) применяется раздельное расположение обмо­ток на стержнях магнитопровода.

В низковольтных трансформаторах обмотки располага­ются в соответствии с рис.1.2,б

                                


Рис. 1.2 Расположение обмоток на каркасе:

а – в высоковольтном трансформаторе; б — в низковольтном; в — в броневом

                                                                            

Достоинство такого рас­положения обмоток—небольшое значение магнитного по­тока рассеяния из-за меньшей толщины намотки и неболь­шой расход обмоточных проводов, так как снижение толщины намотки ведет к уменьшению средней длины вит­ка обмотки.

В трансформаторах с броневыми магнитопроводами обмотки располагаются на одном стержне.

В трехфазном трансформаторе на каждом из стержней располагаются первичная и вторичная обмотки данной фазы.

В тороидальных трансформаторах обмотки располага­ются по всей длине магнитопровода.

Стержневые и броневые магнитопроводы с находящи­мися на них обмотками собирают в узел с помощью шпи­лек и накладок либо путем запрессовки в ско­бу.

Тороидальные магнитопроводы с находящимися на них обмотками собирают в узел и крепят к шасси с помощью крепежных шайб и винта с гайкой.

     В конструкции трансформатора должна быть предусмотрена панель, к которой припаиваются выводы обмоток. Корпус трансформатора (накладки, обоймы, скобы) элек­трически соединяется с магнитопроводом и заземляется. Эта мера необходима из соображений техники безопасно­сти на случай пробоя одной из обмоток.

                                                          

6. Маркировка трансформаторов

        Каждый трансформатор снабжен щитком из материала, не подверженного атмосферным влияниям. Щиток прикреплен к баку трансформатора на видном месте и содержит его номинальные данные, которые нанесены травлением, гравировкой, выбиванием или другим способом, обеспечивающим долговечность знаков. На щитке трансформатора согласно ГОСТ 11677-65 указаны следующие данные:

1.      Марка завода-изготовителя.

2.      Год выпуска.

3.      Заводской номер.

4.      Обозначение типа.

5.      Номер стандарта, которому соответствует изготовленный трансформатор.

6.      Номинальная мощность. (Для трехобмоточных трансформаторов указывают мощность каждой обмотки).

7.      Номинальные напряжения и напряжения ответвлений обмоток.

8.      Номинальные токи каждой обмотки.

9.      Число фаз.

10.  Частота тока.

11.  Схема и группа соединения обмоток трансформатора.

12.  Напряжение короткого замыкания.

13.  Род установки (внутренняя или наружная).

14.  Способ охлаждения.

15.  Полная масса трансформатора.

16.  Масса масла.

17.  Масса активной части.

18.  Положения переключателя, обозначенные на его приводе.


Для трансформатора с искусственным воздушным охлаждением дополнительно указана мощность его при отключенном охлаждении. Заводской номер трансформатора выбит также на баке под щитком, на крышке около ввода ВН фазы А и на левом конце верхней полки ярмовой балки магнитопровода.

Условное обозначение трансформатора состоит из буквенной и цифровой частей. Буквы означают следующее: Т - трехфазный трансформатор, О – однофазный, М – естественное масляное охлаждение, Д – масляное охлаждение с дутьем (искусственное воздушное и с естественной циркуляцией масла), Ц – масляное охлаждение с принудительной циркуляцией масла через водяной охладитель, ДЦ – масляное с дутьем и принудительной циркуляцией масла, Г – грозоупорный трансформатор, Н – в конце обозначения – трансформатор с регулированием напряжения под нагрузкой, Н – на втором месте – заполненный негорючим жидким диэлектриком, Т на третьем месте – трехобмоточный трансформатор.

            Первое число, стоящее после буквенного обозначения трансформатора, показывает номинальную мощность (кВ·А), второе число – номинальное напряжение обмотки ВН (кВ·А). Так, тип ТМ 6300/35 означает трехфазный двухобмоточный трансформатор с естественным масляным охлаждением мощностью 6300 кВ·А и напряжением обмотки ВН 35 кВ·А; тип ТЦТНГ-6300/220 означает трехфазный трехобмоточный трансформатор с принудительной циркуляцией масла при масло-водяном охлаждении, с регулированием напряжения под нагрузкой, грозоупорный, мощностью 63000 кВ·А и напряжением обмотки ВН 220 кВ.

            Буква А в обозначении типа трансформатора означает автотрансформатор. В обозначении трехобмоточных автотрансформаторов букву А ставят либо первой, либо последней. Если автотрансформаторная схема является основной (обмотки ВН и СН образуют автотрансформатор, а обмотка НН дополнительная). Букву А ставят первой, если трансформаторная схема является дополнительной, букву А ставят последней.


7. Список литературы

1. Китаев В.Е. Трансформаторы. Москва, «Высшая школа», 1974

2. Грумбина А.Б. Электрические машины и источники питания РЭА. Москва,             «Энергоатомиздат», 1990

3. Сидоров И.Н., Скорняков С.В. Трансформаторы бытовой радиоэлектронной аппаратуры, Москва «Радио и связь», 1994




Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать