Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
Министерство образования Республики Казахстан
Средне-профессиональное отделение актюбинского университета «Дуние»
Курсовая работа
Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
Подготовила: Янголь Наталья
ИК-04-9(II)р/о
Научный руководитель:
Линник Лидия Дмитриевна
Актобе 2007
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания
1.1 Сущность и задачи понятия «эстетическое воспитание»
1.2 Критерии эстетической воспитанности
Глава 2. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников
2.1 Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры школьников
2.2 Искусство как средство эстетического воспитания
2.3 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В нынешнее время актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Я полагаю, что в области исследования проблемы справедливо то, что этот уровень находится на довольно низком положении. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного, научить видеть красоту, отличать подлинники,
Темой, которую я выбрала для проведения своего исследования, является эстетическое воспитание школьников в процессе внеклассной работы. Во время школьных занятий просто необходимо указывать учащимся на красоту совершаемых действий, к примеру, написание формул по математике, написание предложений в диктанте по русскому языку, сочетание цветов на уроках рисования. Разумеется, воспитать в учащихся полноценных ценителей прекрасного невозможно только посредством учебного процесса. Этому должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также живое слово учителя либо воспитателя. В результате проведенных внеклассных мероприятий значительно повышается уровень эстетики, учащиеся начинают смотреть по-другому на окружающий мир, окружающую среду. Следовательно, перед учащимися ставятся задачи увидеть что-либо новое, что раньше не было замечено в себе, в друзьях, в окружающих предметах.
Великим достижением в области эстетического воспитания была теория К.Маркса и В.И.Ленина. «Искусство должно пробуждать в людях художников». Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. Марксистско-ленинская эстетика убедительно доказала, что жизнь выше искусства и лишь тот идеал может быть воплощен художественно, который предоставлен реальной действительностью.
Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы,
2. наблюдение,
3. педагогический эксперимент,
4. анкетирование,
5. беседа.
Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания.
1.1 Сущность понятия эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)
Сущность понятия эстетическое воспитание и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. («Педагогика»Харламов И.Ф. стр.395)
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Методологическая основа эстетического воспитания.
Эстетика раскрывает природу эстетического в жизни и искусстве, изучает наиболее общие принципы эстетического освоения мира человеком, исследует законы эстетической деятельности человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, героическое и пошлое – названные свойства реальных предметов, явлений и ситуаций воспринимаются посредством эстетических чувств, проявляющихся в соответствующих оценках, вкусах, переживаниях.
Извечным предметом спора материалистической и идеалистической эстетики является вопрос об объективности эстетического. «Прекрасное есть жизнь»,- писал Н.Г.Чернышевский. Это значит, что эстетическое присуще самим предметам и явлениям действительности, оно не зависит ни от нашего познания, ни от отношения к миру.
Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т.е. эстетическое сознание человека. Оно есть субъективное отражение объективного мира и вместе с тем орудие познания существенной стороны реального мира – его красоты.
Данные положения имеют большое мировоззренческое значение, педагогикой они используются при конкретизации целей и задач воспитания. Эстетика раскрывает структуру и функции эстетического сознания. Опираясь на эти знания, теория воспитания исследует процесс формирования эстетических чувств, вкусов, идеалов.
Эстетический вкус связан с восприятием предмета, явления или произведений искусства в их целостности. Восприятие и оценка при этом выступают в единстве. Оценка определяется эстетическими ценностями личности. Эстетический вкус дает возможность тоньше, дифференцированнее и объективнее оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Эстетический вкус характеризуют чувство меры, гибкость и вместе с тем устойчивость оценок, а также широта и многосторонность восприятия. Извращения вкуса проявляются чаще всего в двух формах: мещанстве и эстетстве (снобизме). Развитой вкус всегда чуток и требователен к гармонии формы и содержания в данном предмете или явлении.