Эстетика

Типы эстетических категорий. Каждый тип категорий являет­ся соответственно аппаратом того или иного типа анализа эстетического явления, художественного произведения или художест­венного процесса.

Современная система эстетических категорий включает в себя следующие типы:

Метакатегория (эстетическое).

Категории эстетической деятельности (законы красоты, эсте­тическое освоение, дизайн, художественное проектирование, эсте­тическая ориентация, вкус, идеал, мера) — аппарат анализа эсте­тического освоения мира.

Категории эстетических свойств и отношения искусства к дей­ствительности (прекрасное, возвышенное, трагическое, комиче­ское, безобразное, низменное) — аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Категории гносеологии искусства (художественный образ, ме­тод, художественная правда, художественная концепция) — аппа­рат гносеологического анализа, выявляющего характер соответст­вия искусства действительности.

Категории социологии искусства (классовость, партийность, народность, идейность, национальное, интернациональное, обще­человеческое) — аппарат социологического анализа.

Категории аксиологии искусства (эстетический идеал, цен­ность, художественность, шедевр) — аппарат ценностного анализа. Категории онтологии искусства (художественное произведе­ние, классика, массовое и элитарное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стилистического анализа.

Категории теоретической истории искусства (художественный процесс, направление, художественные взаимодействия: традиции, отталкивание, влияние; художественный прогресс) — аппарат срав­нительного анализа.

Категории антропологии искусства (художник, этап творче­ства, творческий путь, художественный быт) — аппарат биогра­фического анализа.

Категории творческой генетики искусства (замысел, набросок, черновик, вариант) — аппарат творческо-генетического и тексто­логического анализа.

Категории психологии искусства (способность, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, художественное воображе­ние) — аппарат творческо-психологического анализа.

Категории восприятия искусства (художественное наслаж­дение, художественное восприятие, катарсис, «уровень рецепционного ожидания») — аппарат рецепционного анализа.

Категории морфологии искусства (виды: литература, театр, кино, живопись и др.; роды: эпос, лирика, драма, станковая жи­вопись, монументальная живопись и др.; жанры: в литературе — роман, рассказ, новелла, поэма, лирическое стихотворение, ана­логично и в других видах искусства) — аппарат межвидового и историко-культурного анализа.

Категории структуры искусства (художественный текст, кон­текст, художественное время, пространство, цвет) — аппарат структурного анализа.

Категории теории художественной коммуникации и семиоти­ки искусства (адресат, адресант, знак, метазнак, код, художест­венное сообщение, интонация) — аппарат семиотического, комму­никативного и интонационного анализа.

Категории теории и методологии художественной критики (интерпретация, оценка, художественный статус произведения; подходы: социологический, конкретно-исторический, сравнитель­ный, биографический, творческо-генетический, структурный ана­лиз, микроанализ, внимательное чтение) — аппарат художествен­но-критического анализа произведения.

Категории эстетического воспитания (всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические интересы и потребно­сти личности) — аппарат анализа эстетического воздействия ис­кусства.

Категории теории и практики руководства художественной культурой (ангажирование, меценатство, социальный заказ, пре­мия) — аппарат анализа художественной политики.

Обогащение категориального аппарата эстетики происходит: во-первых, путем фиксации результатов теоретического описания художественных явлений и процессов (например, категории: реа­лизм, романтизм, сентиментализм); во-вторых, путем перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Так, термин риторики — возвышенное — со временем приобрел общеэстетиче­ский смысл, из философии были восприняты такие категории, как метод (художественный), концепция (художественная), из психо­логии — восприятие (художественное); в-третьих, путем придания расширительного значения терминам искусствоведческого аппара­та: из киноведения внедряются в эстетику монтаж, общий, сред­ний и крупный план; из музыковедения — интонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи — цвет, колорит и т. д.; в-чет­вертых, путем взаимодействия и синтеза традиционных категорий (например, трагикомическое); в-пятых, путем обогащения эстетики традициями теоретического видения художественных явлений, присущего разным народам; в-шестых, путем корректного использо­вания категориального аппарата новых научных дисциплин (струк­турализма, семиотики, теории массовой коммуникации, наукове­дения, аксиологии, герменевтики и т. д.).

Расширение категориального аппарата эстетики позволяет постичь искусство во всей его сложности и многообразии, помога­ет более точно и гибко сформулировать законы эстетического и художественного освоения мира.

Искусство является одновременно одной из форм обществен­ного сознания и типом эстетической деятельности, причем специ­фической ее сферой. В соответствии с этим оно подчиняется не только общим для всех форм общественного сознания законам (зависит от экономики, обладает некоторой относительной само­стоятельностью, социально-исторически обусловлено в своем раз­витии, оказывает активное обратное воздействие на действитель­ность), но и метазаконам эстетики, а также специфическим зако­нам собственно художественной деятельности.

В сферу интересов эстетики как науки входят последние две группы законов, раскрывающие существенные и необходимые свя­зи, возникающие в процессе эстетической деятельности и художе­ственного творчества, социального бытия, восприятия и развития искусства. Этому соответствует классификация законов эстетики.

Метазаконы эстетической деятельности характеризуют сущ­ность процесса эстетического освоения мира и сводятся к следую­щему:

·        эстетические свойства действительности возникают благода­ря тому, что в процессе деятельности человек включает явления мира в сферу своей практики и ставит их в определенное ценно­стное отношение к человечеству, при этом выявляется степень их освоенности, исторически обусловленная степень владения ими че­ловеком и мера его свободы; эстетическая деятельность: а) осуществляется в соответст­вии с внутренней мерой осваиваемого предмета и идеалами чело­века; б) стремится к созданию непреходящей общечеловеческой ценности; в) имеет антиотчуждающий социальный эффект, поскольку результат творчества есть сфера свободы творца и потре­бителя эстетического продукта.

Высшая форма эстетического освоения — искусство, где дейст­вуют помимо метазаконов и специфические законы. К ним отно­сятся законы художественного творчества, социального бытия ис­кусства, художественного восприятия и художественного процесса.

Законы художественного творчества раскрывают существенные и необходимые связи творческой «генетики», «антропологии» и гносеологии искусства.

Творчество: а) осуществляется художественно одаренной лич­ностью или коллективом, б) на основе определенного художественного метода, в) протекает в форме образного мышления, г) в процессе которого создается неповторимо оригинальный художест­венный мир, д) отражающий реальность и воплощающий личность автора.

Законы социального бытия искусства раскрывают существенные и необходимые морфологические, семиотические и коммуника­тивные связи онтологии и социологии искусства.

1) Формой бытия искусства является: а) художественное про­изведение, б) имеющее видовую, родовую, жанровую определен­ность и стилистическую характерность, в) осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который в поле куль­туры и художественной традиции, в поле общественного мнения выявляет свои коммуникативные свойства и передает людям опре­деленную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

2) Искусство: а) гуманистически ориентировано, искажение гуманистической ориентации искусства извращает и разрушает его природу, б) стремится через гедонистическую функцию (художе­ственное наслаждение) утвердить личность в ее самоценном значе­нии и в) через познавательную, воспитательную, эстетическую функции социализировать человека (привить ему общественно значимые качества).

Законы художественного восприятия раскрывают существенные и необходимые связи художественной рецепции. Процесс худо­жественного восприятия: а) сокровенен, интимен, протекает в глу­бине сознания человека, творчески активен (реципиент выступает как «соавтор», сотворец, исполнитель произведения для себя); б) включает обусловленную принадлежностью к рецепционной группе интерпретацию и оценку произведения в свете личностно преломленного опыта культуры; в) широта «веера» интерпрета­ций и оценок произведения зависит от возможностей его активной встречи с разными рецепционными эпохами и рецепционными группами, а границы «раскрытия» «веера» оценок и интерпретаций обусловлены программой художественного восприятия, заложенной в произведении; г) доставляет эстетическое наслаждение, которое стимулирует творческую активность этого восприятия; д) интен­сивность эстетического наслаждения зависит от упорядоченности и сложности структуры художественного произведения.

Законы художественного процесса раскрывают существенные и необходимые связи диалектики искусства и исторического развития художественной культуры человечества. Художественный процесс: а) осуществляется через становление и борьбу художественных на­правлений; б) через типологически различные внутри- и межнацио­нальные художественные взаимодействия, протекающие на уровне отдельных авторов, художественных течений, школ и целых художе­ственных эпох и культур; в) идет по пути прогресса, что проявляет­ся в повышении типа художественного мышления и в обогащении структуры произведения и нарастании в нем культурно-стилисти­ческих слоев; г) одновременно сохраняя непреходящее значение ранее созданных художественных ценностей, которые остаются вечными спутниками, современниками людей во все эпохи; д) ху­дожественное сознание соответствует исторически конкретным формам деятельности личности, ее типу и образу жизни.

3.     ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КАТЕГОРИЯМИ

 

Помимо эстетических категорий в систему эстетики входят поня­тия, не имеющие столь широкого смысла и значения, как катего­рии. Понятия могут отражать определенные стороны основных эстетических категорий (грациозное, например, одно из проявле­ний прекрасного) или характеризовать эстетические свойства жизни и искусства, не имеющие обобщающего значения на данном этапе развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать