Этика бизнеса и социальная ответственность

Не могу не согласиться, что подобная оценка, во-первых, органично выводит процесс за рамки ушедшего в прошлое отчётного периода. А во-вторых, она делает этот период своеобразной стартовой площадкой, нацеливая многотысячный коллектив компании и всех, кто заинтересован в её процветании, на будущие ответственные свершения.

В своей работе я поставила себе целью проанализировать нефинансовый отчет компании «ЛУКОЙЛ».

Результаты проведенного анализа отражают тенденции и специфику развития социальной отчетности, характеризуют представления делового сообщества о корпоративной ответственности и корпоративной практике, соответствующей принципам социально ответственного ведения бизнеса. Обзор является моей первой попыткой сквозного анализа нефинансовых отчетов и обобщения содержащейся в них информации.

Несомненным является тот факт, что одним важнейших из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании, является нефинансовый (социальный) отчет. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности в деятельности компании, улучшения диалога с социальными партнерами.

Развитие нефинансовой отчетности напрямую связано с проблемой информационной открытости компаний. Анализируемая мной компания имеют собственный корпоративный сайт, на котором они четко проясняют свою позицию по проблеме социальной ответственности бизнеса, публикуют собственные этические и социальные кодексы, а также отчеты о корпоративной ответственности.

Сегодня лидеры нефинансовой отчетности – крупнейшие компании России, занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией подходов к корпоративной ответственности. В их числе одну из лидирующих позиций занимает компания «ЛУКОЙЛ», отчет о корпоративной ответственности которой я рассматривала в ходе своей работы.

Содержание нефинансового отчета компании отражает решение компании о том, каким вопросам следует уделить наибольшее внимание, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой компания, приступая к подготовке отчета. Существенное влияние на решение о характере включаемой в отчет информации оказывают запросы и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействие с которыми компания считает наиболее актуальным на данном этапе. Важно иметь в виду, что отчет ориентируется на читателя вообще. Как правило, он адресуется конкретным целевым аудиториям, каждая из которых должна найти в отчете отражение своих интересов. Правильный учет этих интересов, адекватный отбор и раскрытие информации – важный элемент в подготовке отчета «ЛУКОЙЛ».

Анализ отчета выявляет отчетливую специфику в раскрытии информации, которую российские компании считают значимой и существенной: большое внимание уделяется вопросам социальной политики в отношении работников, программам развития в территориях присутствия, а также благотворительности и спонсорству. На эти программы компании направляют значительные средства. Так, затраты трех ведущих российских нефтяных компаний на решение социально значимых проблем, составили в 2004 г. более 16,5 млрд. руб. что в сумме соответствует 0,1% ВВП.

Существенная часть отчета компании посвящена представлению результатов в области формирования эффективной кадровой политики и социальных программ для работников: повышение профессионального уровня и квалификации работников, образовательные программы, системы мотивации к результативному труду; охрана здоровья персонала и улучшение условий труда; программы добровольного медицинского страхования; корпоративные пенсионные фонды и системы.

Компании приходится решать большое количество проблем, связанных с экологическими последствиями деятельности. Инвестиционные программы технической модернизации, так же, как и экологические программы занимают важнейшее место в планах «ЛУКОЙЛ».

Отраслевая специфика отражается в отчете лишь в нескольких темах, среди которых наиболее распространенной является качество продукции и взаимоотношения с потребителями, а также природоохранная деятельность.

Хотелось бы особо отметить, что проведенное сравнение характера информации, отраженной в отчете, с принципами GRI показывает высокую степень соответствия, что свидетельствует о практическом внедрении этих принципов в деловую практику, даже, когда сама компания на это не указывает. Следование принципам социально-ответственного ведения бизнеса в интересах его собственной устойчивости – это долгосрочный процесс движения. На разных этапах развития компании степень продвижения в реализации этих принципов может быть разной. Важно, что они реально отражаются в корпоративных стратегиях и воплощаются в повседневной деятельности организации, о чем свидетельствуют результаты проведенного анализа.

Результаты анализа подтверждают, что Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) может служить российским компаниям в качестве универсальной платформы при составлении отчетов и применяться наряду с другими, признанными в мировой практике документами.

Информация, представленная в отчете «ЛУКОЙЛ», демонстрирует, что в компании выстроена разветвленная образовательная система, с помощью которой работник может получить и повысить профессиональную подготовку и сделать карьеру в силу своих амбиций и возможностей. Корпоративные затраты на обучение работников снимают финансовую нагрузку в миллионы рублей в год с граждан и государства, что является заметным вкладом корпоративного сектора в решение общенациональных задач развития трудового потенциала. Внутренние программы подкрепляются финансированием внешних программ по поддержке развития среднего и высшего образования, а также вузовской науки и научных разработок. На основе имеющейся информации можно говорить о комплексном вкладе компании «ЛУКОЙЛ» в развитие образования.

В целях улучшения здоровья работников и членов их семей компания использует комплекс программ – от добровольного медицинского и пенсионного страхования и мероприятий по профилактике заболеваний до развития корпоративного спорта и организации летнего отдыха детей сотрудников. В отчете убедительно представлен размах этой деятельности в рамках отдельно взятой отчитывающейся организации.

В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что отчет о корпоративной ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ» - это хороший нефинансовый отчет, который содержит информацию, позволяющую оценить количество и качество нематериальных активов организации, ее возможности и потенциал, особенности управления и качество менеджмента. Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный персонал могут получить из отчета сведения, которые, наряду с информацией о финансовых результатах, помогают им принять необходимые решения в отношении компании «ЛУКОЙЛ». Можно предположить, что в ответ на вызовы времени и общественные ожидания такой подход в принятии деловых решений будет становиться распространенным явлением. Тем более ценным представляется опыт «ЛУКОЙЛ», которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Этот опыт прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.

Опыт применения компанией нефинансовой отчетности показал, что ее следует рассматривать не просто как описание благотворительной и экологической деятельности, а как часть более широкого определения организационной стратегии. Она предполагает непрерывный процесс, который не начинается с опубликования отчета и уж точно не заканчивается им. Данный процесс может стимулировать компанию к совершенствованию корпоративного управления, повышению эффективности менеджмента. Он подводит определенные итоги на пути к устойчивому развитию и ставит новые цели для совершенствования полученных результатов. 


Заключение


В ходе своей работы я подробно рассмотрела поставленные передо мною задачи.

В первой главе своей работы я проследила историю развития понятия ответственности как моральной категории, обратив особое внимание на концепцию Г. Йонаса.

Кроме того, я привела определения понятий «бизнес этика» и «социальная ответственность». Затем я сопоставила эти понятия и пришла к выводу, что они соотносятся, как общие этические основания бизнеса с частным принципом. В качестве примеров корпораций, которые одними из первых стали применять принцип социальной ответственности в своем бизнесе, я привела такие, как Sears, Unilever.

Вторую главу своей работы я посвятила рассмотрению проблем и спорных мотивов, связанных с понятием корпоративной ответственности. Во-первых, я разобрала два подхода к изучению социальной ответственности бизнеса на примере мнений Милтона Фридмена и Майкла Портера. Во-вторых, я рассмотрела аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. После этого я привела примеры корпораций, придерживавшихся различных точек зрения по этой проблеме: Johnson&Johnson и Firestone.

В процессе работы над заключительной главой я пришла к выводу о том, что устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Оно включает в себя рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, так как общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие.

Кроме того я пришла к заключению, что корпоративный социальный отчет является инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Более подробно я рассмотрела «Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI». Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в мире при подготовке нефинансовых отчетов.

В заключительной третьей главе я также рассмотрела этические кодексы зарубежных и российских компаний, таких как IBM, ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, сопоставила их с принципом социальной ответственности и пришла к выводу о том, что все принципы, провозглашенные в преамбулах, реально выполняются.

Также я проанализировала воплощение принципа социальной ответственности на практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ» и проследила, насколько в нем выполняется принципы, изложенные в руководстве по составлению социальной отчетности. Я пришла к выводу, что отчет о социальной ответственности этой организации соответствует уровню С+ по международной классификации GRI и может занять заслуженное место среди отчетов международных нефтяных компаний.

«ЛУКОЙЛ» первым в России приступил к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Тем более ценным представляется его опыт, который прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.

Также мне бы хотелось высказать свое мнение при ответе на вопрос: является ли бизнес вообще ответственным, или его единственная цель – прибыль. Скорее всего, я являюсь сторонником утвердительного подхода. По моему мнению, менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. На мой взгляд, организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

В заключение хочется отметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня является обязательным для менеджера любого уровня и в особенности - для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий. В последнее время для многих представителей бизнеса становится очевидным понимание того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. В этом суть социально - ответственного ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний.

Мне бы хотелось внести свой небольшой вклад в разработку проблемы социальной ответственности бизнеса посредством моей работы.

Список используемой литературы


1.     Алексина Т. А. Этика бизнеса. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Йонас, X. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. с. 196

[2] Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер, 2002. с. 246

[3] Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:, 1989. с. 13

[4] Этика бизнеса. А.Н.Дятлов, М.В.Плотников: федеральный образовательный  портал. URL: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.с.154.

[6] Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика М., 2001.с.89.

[7] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002. С. 21

[8] Кибанов, Захаров, Коновалов. Этика деловых отношений, М.,2003, с.8.

[9] Friedman, M The social responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // The New York Times magazine, 1970. цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006. с.340

[10] Ibid. с. 348.

[11] цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006., с. 299

[12] Социальный кодекс ОАО "ЛУКОЙЛ". URL: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13]  Руководство по отчетности в области устойчивого развития. URL:http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_Guidelines_RUS.pdf (дата обращения: 28.04.10)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать