6. Какому древнегреческому философу принадлежит высказывание: «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание государств»?
7. Любовь к кому стоит в христианской морали на первом месте по значимости?
8. Каков, согласно Августину Блаженному, источник зла на земле?
9. От чего зависит спасение человека, согласно Августину Блаженному?
10. Кто из философов придерживался в этике «теории разумного эгоизма»?
11. В чем сущность «теории разумного эгоизма» в этике?
12. Человек от природы склонен к добру. Какой философ не был согласен с этим утверждением?
13. Человек от природы чужд нравственности. Какой философ не был согласен с этим утверждением?
14. «Всякая теория морали являлась до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества». Кто автор этого высказывания, и к какому направлению в этике он относится?
15. Какие исторические формы нравственности критиковал, а какие одобрял Ф.Ницше в своих произведениях?
16. Какое понятие И.Кант считал главным в морали?
17. Какова формулировка «категорического императива» И.Канта?
18. Какое нравственное чувство А.Шопенгауэр считал основой нравственности?
19. Как называется знаменитое эссе Альбера Камю, посвященное философской проблеме самоубийства?
20. Почему «этика ненасилия» считает необходимым отказаться от применения насилия?
ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
Лекция 3. Историческое развитие нравственности
Основные понятия:
табу; обычаи; принцип «око за око»; традиционная нравственность; принцип патриархальности; верность традиции; уважение к старшим; почитание отца; принцип коллективизма; «золотое правило нравственности»; принцип трудолюбия; нравственная иерархия видов труда; принцип патриотизма; борьба с врагами; любовь к своей земле; священное чувство Родины, патриотизм; служение государству; приверженность ко всему национальному; воинский этос; верность; побратимство; дружба; мужество; трусость; вежливость; этикет; щедрость; монотеизм; рыцарь; индивидуализация нравственной жизни; рациональные мотивы; равноправие от природы; общечеловеческие ценности; принцип индивидуализма; деньги; «человек, сделавший себя сам»; пролетарский нравственный образец; интернационализм; идеология; достижения советской морали; недостатки советской морали.
Донравственные формы социальной регуляции
Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:
· они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;
· они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;
· они не требуют осознания и обоснования.
К числу основных относятся табу:
· на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);
· на браки между близкими родственниками;
· на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).
Обычаи – следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:
1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;
2) обычай представляет собой конкретную рекомендацию, а правила морали формулируются обобщенно;
3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;
4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;
5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;
6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.
Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны – праздник первого снопа – дожинки – колядки) и жизненный цикл (родинные – свадебные – похоронные).
Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»):
1) «Око за око» – негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:
· симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);
· ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);
· коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови – «кровная месть»).
2) Дарение – позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.
Традиционная нравственность
Традиционная нравственность – исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.
Принцип патриархальности
Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала – именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них – верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.
Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.
Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.
Принцип коллективизма (общинности)
Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.
Единство и взаимность в сообществе поддерживались по «золотому правилу нравственности»:
· чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);
· относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).
Принцип трудолюбия
Оценка
труда в традиционной нравственности противоречива.
С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным
актам, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные
сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители
нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном
благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение «высшему».
С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, «сбивается с пути истинного», ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.
Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором – ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении – ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12