Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

1           

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

2           

уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик

3           

уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;

4           

содержание профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;

5           

содержание профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образования;

6           

социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

7           

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

8           

уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

9           

уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

10        

на оценку уровня этики государственного служащего населением влияют:

а) объективные причины – наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации

б) субъективные причины – предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

11        

социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

12        

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

13        

информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.


К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

1)                Знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.

2)                Умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего – это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.

3)                Навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.

4)                Опыт государственного служащего – это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении /35/.

Таким образом, чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту (Приложение А), которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.

 

2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих ГУ МЧС по Амурской области


Теоретическое осмысление темы исследования, определение его цели и задачи, разработка и обоснование понятийного аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.

В ГУ МЧС состоит на службе 289 человек, из них 60 человек государственные служащие, которые и принимали участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов.

Для определения этического уровня служащих нами были использованы следующие методы исследования:

1.                Опрос, для чего нами была составлена анкета на определение профессионально-этического уровня (Приложение В). Основанием для создания анкеты послужили нормативные и квалификационные документы, применяемые к государственным служащим.

2.                Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащих.

В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические данные:

1)                об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;

2)                о приоритетных направлениях повышения этического уровня;

3)                выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.

Существенное значение здесь имеет:

1)                выявление особенностей содержания, уровня и приоритетных профилей образования служащих;

2)                анализ содержания нравственной компетентности муниципальных чиновников.

В качестве основного фактора выступает этический уровень государственных служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:

1)                определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников.

2)                важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей.

3)                этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации государственного чиновника.

4)                этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.

Исходя из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической оценки государственных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики персонала ГУ МЧС по Амурской области.

По данным личных карточек служащих (Приложение Б) в ходе проведенного нами социологического исследования государственных служащих можно условно выделить:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать