Этика нового времени

- свободное развитие всех слоев общества;

• преодоление атомизации интересов;

• слияние нравственности с законом государства и др.

Зло Гегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор.

Гегель разграничивает понятия "свобода" и "произвол".

Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности.

Свобода - это:

• соединение разума и воли;

• познанная необходимость;

• замена эгоистических интересов всеобщими.

7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха

 

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) был одним из оппонентов Гегеля. Он придерживался традиции антропологического материализма. Этические проблемы Фейербах рассматривал в работах "Мысли о смерти и бессмертии", "Сущность христианства", "Эвдемонизм", "Основы философии будущего".

Фейербах утверждал, что природа существовала раньше, чем дух ("..Бог сотворил человека, а человек сотворил богов"), и не сводится к механическим законам.

Религия имеет земные корни (гносеология, психология) и является иллюзорным видением мира. А человек вложил в идею Бога луч со стороны своего духа.

Фейербах утверждал, что человек должен поклоняться только человеку ("Человек человеку Бог"). Человек - существо природное, психофизическое, страдающее и желающее.

Стремление человека к счастью является:

• главным его стремлением;

• естественным стремлением;

• моральным стремлением, основой морали.

По мнению Фейербаха, желанием человека достичь счастья можно объяснить сострадание, аскетизм и даже самоубийство. Критикуя учение Канта, Фейербах отвергал долг в качестве основной цели человека.

Фейербах полагал, что:

• человек всегда находится в отношениях с другими людьми;

• в основе сообщества людей лежит связь двух людей ("Я и Ты");

• основой социальной жизни являются межличностные отношения;

• долг человека - заботиться о счастье людей, с которыми он находится в отношениях, то есть счастье может быть только обоюдным;

• лучшей формой отношений между людьми является любовь.

Фейербах считал половую любовь прообразом, образцом любой любви:

родительской, братской и т. д. Любовь (любую) Фейербах считал признаком бытия, выражением творчества людей, стремлением к самосовершенствованию (любовь, направленная на себя).

Чувство любви - это самоощущение человечества, единство людей, общий принцип философии.

Главной задачей философии Фейербах считал помощь человечеству в достижении счастья.

8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра

"Мир как представление"

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - автор пессимистической концепции морали. Этические проблемы затрагивал в работах "Мир как воля и представление", "О воле в природе", "Две основные проблемы этики" и др.

"Мир как представление". Шопенгауэр считал:

• вещи, данные в пространстве и времени, являются простыми явлениями;

• пространство и время - это субъективные явления;

• мир, существующий в пространстве и времени, - кажимость, "мозговой призрак".

Истинная реальность (у Канта - "вещи в себе"):

• существует как воля ("мир как воля");

• действует вне интеллекта людей;

• является стремлением, слепой всепроникающей силой.

"Мир как воля". Отталкиваясь от идей Канта, Шопенгауэр утверждал, что:

• в основе мироздания лежит воля;

• воля - иррациональная сила, "вещь в себе", непостижимая уму человека (как кантовский ноумен).

Шопенгауэр понимал волю как сознательное желание, бессознательный инстинкт, "слепую волю к жизни", которая постигается внутренним восприятием человека.

Тем, что сущность мира - воля - неразумна и слепа, Шопенгауэр объяснял несовершенство нашего мира (он утверждал, что это - худший из миров). В мире происходит "борьба всех против всех" - источник всех страданий на земле.

В жизни человека наслаждение после того, как оно достигнуто, оставляет чувство неудовлетворенности. Удовольствие - это недолговечное отсутствие страданий, реальным является только страдание.

Избавление от страданий возможно с помощью преодоления "воли к жизни", перехода в тишину, небытие (аналог буддийской нирваны) -"квиетива воли". "Квиетива воли" можно достичь с помощью сострадания, философского познания, эстетического созерцания.

Действия, мотивом которых является желание личного блага, Шопенгауэр считал эгоистическими, безнравственными. Критерием нравственности Шопенгауэр считал отсутствие эгоистических мотивов.

Единственная форма нравственности - взаимная симпатия людей. Чужое страдание должно восприниматься как свое.

Сострадание Шопенгауэр подразделял на две нормы поведения:

• пассивное сострадание ("не вреди");

• активное сострадание (''помогай").

Путь к прекращению страданий лежит "через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода и тем самым - отказом от постоянной цепи мучений" (А. Шопенгауэр).

9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др.

Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения.

Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы. Среди них - "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества.

Основной характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляется с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она:

• отстаивает интересы общности (стада), а не личности;

• направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников;

• требует отречения от своих интересов, подавления своего "я" ради служения интересам большинства;

• через нормы морали уравнивает всех индивидов.

Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель.

Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни.

Наиболее лживой, по мнению Ницше, является мораль в чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать зависть осуждающего, желание предаваться тем же порокам, его неумение и ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения совести - разновидность самодовольства.

Феномен Ressentiment (фр. - вторичное переживание) был открыт Ницше в результате психологических исследований. Этот сложный психофизический комплекс Ницше считал мотивом морали. Составляющие этого мотива:

первичные неприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные унижением достоинства человека. Это унижение является постоянным и закономерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям;

вторичное переживание первичных эмоций (воспоминание), их переосмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мести и др.;

• осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика;

• чувство бессилия и отчаяния;

• жажда мести, не имея возможности воплотиться в адекватные поступки, трансформируется.

Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения.

Ницше определял Ressentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть.

Ressentiment существует в двух формах.

стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство вины наружу);

аскетический идеал - он интровертен (переносит вину внутрь).

Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми.

Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций морали:

она ориентирована на полезность стада и не может содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлинным является сострадание сильных.

Ницше выделял этапы развития морали:

Аморальный - поступок оценивается по его последствиям;

моральный - поступок оценивается по намерениям;

внеморальный - намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка".

В развитии европейской нравственности Ницше выделял два направления, которые различаются по ценностям, добродетелям, носителям нравственности и пр.:

• аристократическая (рыцарская) нравственность;

• мещанская нравственность, которая в результате синтеза христианской морали и буржуазной практики стала главенствующей.

Ницше считал, что новая мораль должна вернуться к аристократизму. Аристократизм - синоним всего благородного, высокого. Чаще встречается в среде аристократов, но не является их привилегией.

Аристократические добродетели (особенности морали "сверхчеловека"), описанные Ницше:

• "готовность к огромной ответственности";

• "оторванность от толпы... ее добродетелей";

• "защита того, чего не понимают и на что клевещут";

• "почитание правдивости, бесстрашия" и др.

Также свойствами аристократизма является презрение к:

• человеку трусливому, малодушному;

• "думающему об узкой пользе";

• "собачьей породе людей, выносящих дурное обхождение";

• "льстецам и прежде всего льстецам".

Основные особенности "сверхчеловеческого" типа людей:

• осознание себя "не функцией", а "смыслом", мерилом ценностей;

• самодостаточность в своем величии;

• способность и готовность к великой ответственности;

• врожденный аристократизм, сочетающийся с природной потребностью индивида в самоутверждении.

Добродетели аристократа, философа и др. - естественное следствие его натуры, условий жизни, его потребность, способ жизни.

Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра и зла". Согласно Ницше понятия "добро" и "зло" - результат протеста рабов. Понятие "зло" первично, является персонификацией врагов, всего того, что рабы не могли преодолеть. Понятие "добро" возникло как антипод зла, это трансформированная зависть, неосуществленная месть.

Ассоциации Ницше: добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность, нищета мужа; зло - ум, хитрость, разрушительная мощь.

Преодолеть рабскую мораль - значит становиться "по ту сторону добра и зла", оставить под собой иллюзию морального осуждения. ("Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов". Ницше.)

Ницше разграничивал понятия "хорошее" и "плохое":

хорошее - это высокое, знатное;

плохое - низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений, а просто игнорируется. ("...Врага не считают дурным он способен к возмездию... Не тот, кто причиняет нам вред, а тот, кто возбуждает презрение, считается дурным".)

Ницше считал, что позиция "сверхчеловека" не подрывает мораль: "быть "по ту сторону добра и зла"... - это не значит "по ту сторону хорошего и плохого".


10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля


Английский философ Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе - "наибольшее счастье наибольшей числа людей" (Д. Милль).

Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах "Утилитаризм", "Основы политэкономии" и др. Он развивал идеи своего учителя

Бентама (1748 - 1832) - основателя утилитаристской этической доктрины.

Милль утверждал, что:

• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;

• счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий.

Критерием моральной оценки удовольствия, выгоды (а также всех явлений жизни) в утилитаризме является соответствие высшей цели -общему счастью. Благо заключается не в удовлетворении личных интересов.

Основой морали Д. Милль считал принцип пользы: "...Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение" (Д. Милль).

Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют:

• себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);

• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения);

• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.

Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями.

Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения:

• если "жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна;

• самопожертвование не является самоцелью;

• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;

• общее благо связано с "золотым правилом морали" и с христианской заповедью любви.

Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:

внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом;

внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.

Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений.

Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью.

Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они:

• значимы и обязательны, как и главный принцип;

• ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.).

Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны.

Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия

- благо других.

Имея право морального выбора, человек выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека).

Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: "...Мы должны руководствоваться в... поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса".

Милль признавал, что "...большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо". (Общее благо

- это сумма частных благ.)

Справедливость задается понятием права. Основные требования справедливости:

• "не вреди";

• благодарность ("добром за добро");

• возмездие;

• беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица).

Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной:

одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека.



Литература

1.     Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003.

2.     Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3.     Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4.     Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать