Этика приема посетителей и подчиненных
смотреть на рефераты похожие на "Этика приема посетителей и подчиненных"
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ЭТИКА »
НА ТЕМУ:
« Этика приёма посетителей и подчинённых и беседы с ними »
Студентки заочного отделения юридического факультета группы Ю – 21-1
Закаевой З.К.
Ростов-на-Дону
1997-1998 уч.г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………3
1. Культурное общение – важное свойство челове- ческого приличия……………………………………………….6
2. Средства ( или знаки ) человеческого общения….7
1. Взгляд и интонация……………………………………..7
2. Жесты…………………………………………………………8
3. Слово…………………………………………………………..8
3. Правила приличия или этикета………………………...10
1. Вежливость………………………………………………….10
2. Такт…………………………………………………………….11
3. Деликатность………………………………………………12
4. Культурный облик руководителя……………………..13
5. Беседы с посетителями и подчинёнными…………14
6. Этика приёма посетителей и подчинённых………15
Заключение………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………20
Введение.
« Есть много родов об- разования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование н р а в с т в е н н о е ».
/ В.Г. Белинский /
« Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик ».
/ И.В. Гете /
Проблемы нравственности давно волнуют человечество. Корни интереса к
нравственности уходят в историю. Об этом говорят, к примеру, трактат
древнеримского врача «Гигиена страстей, или нравственная гигиена»;
исследования экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, изложение
основ нравственности, написанные русским физиологом И.И. Мечниковым
«Этюды о природе человека». « Решение задачи человеческой жизни должно
неизбежно повести к более точному определению основ нравственности.
Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение
нормального цикла существования. Для того, чтобы достигнуть этого
результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают
это теперь ».[1] – писал Мечников. Суть нравственности, как реального
общественного явления, существование которого сопряжено с первым усилием
людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно
объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием
выживания людей, упорядочение их общественного образа жизни. Такая
альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым
нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (
английский философ Спенсер ), а природа может быть названа первым учителем
нравственного начала для человека ( П.А. Кропоткин ). Г. Селье, автор
общепризнанной теории стресса, считает, что нравственно то, что
биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны
на биологических законах, на законах человеческого самосохранения.
Нравственность – общественное явление.
Состоит из двух уровней: отношение и сознания. Эффективное
руководство немыслимо без знания руководителем такой общественной науки,
как этика. И. Кант говорил, что этика является трамплином, который
позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических
склонностей и видеть в других личностях тоже личность. Философ-материалист
П.Гольбах резюмировал, что этика есть наука об отношениях, существующих
между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика – древняя наука. Возникла как составная часть философии в
период становления рабовладельческого общества. Термин «этика» ввёл один из
её основателей древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, этика
помогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться[2].
Объект изучения этики: нравственные явления в самых разнообразных формах
их существования. Различают теоретическую этику и нормативную этику. Первая
занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением
её места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры
нравственного сознания. Вторая: своим предметом имеет все то, что позволяет
ответить на вопрос: как должен поступать человек исходя из принципов и норм
морали. Оба направления представляют собой отрасль научного знания,
предметом которой является учение о морали, о законах её развития,
экономических, социальных и психологических механизмах её функционирования.
1. Культурное общение – важное свойство человеческого приличия.
Требования этикета распространяются на всех! Элементарные символы культуры: « Доброе утро », « присядьте, пожалуйста », « благодарю » - необходимы как начальству, так и подчинённым.
Если же у того, к кому обращаются за услугой укоренилось высокомерие,
он бескультурен вне зависимости от занимаемого поста и образованности.
Нотариус или продавец, директор школы или работник справочного бюро или
столовой выступают не как частные лица, а как представители учреждений.
Следовательно, зеркало учреждения – культура его сотрудников.
Профессиональная мораль – составная часть культуры поведения. Мораль,
конечно, выступает в основных нравственных категориях добра-зла,
справедливости, долга, чести, достоинства, совести, счастья. Нравственные
образцы поведения – идеалы – вырабатываются с детства и постепенно
становятся неотъемлемой частью сознания и поведения человека. Однако в
различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к
поведению, свои идеалы. Речь идёт о профессиональной выучке человека.
Характерными здесь являются нормы поведения врача, записанные ещё в клятве
Гиппократа и не потерявшие своего значения и сегодня.
Культура служебного общения включает ряд общих моментов – правил служебного этикета. Так, неумение вести служебный разговор, неумение вести себя на работе, кроме потери времени многих людей, приносит массу неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряжённости и даже нервных срывов у сослуживцев, что никогда не способствует делу. Чтобы избежать подобных случаев, достаточно бывает соблюдать на службе хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и чёткие выводы.
2. Средства ( или знаки ) человеческого общения.
Из чего слагается общение или, иначе, каковы выразительные средства общения?
Это прежде всего взгляд, слово, интонация, жест. Каждое в отдельности и все вместе эти средства ( знаки ) общения могут сказать многое о том, кто ими пользуется.
Взгляд и интонация.
Например, взглядом легко обидеть, оттолкнуть человека, если этот
взгляд иронический или хмурый. Напротив, открытый, приветливый взгляд
располагает к общению, настраивает на доверительное отношение к человеку.
Интонация в голосе, с которой мы отвечаем на вопрос, делаем замечание или
прости разговариваем, играет огромную роль в общении. Оно заключает в себе
тот скрытый смысл, « подтекст », который порой важнее открытого текста.
Самые « правильные » слова могут показаться обидными, оскорбительными, если
они звучат пренебрежительно, произносятся в грубой форме. Вы спрашиваете у
прохожего, как пройти на такую-то улицу, и слышите в ответ: « Первая
направо », произнесённые отрывисто, тоном раздражённого человека. Сведения
вы получили правильные, а в душе остаётся неприятный осадок, как будто вы
обидели незнакомого вам человека. Интонацией можно поддержать, ободрить,
вселить надежду, поднять настроение – не перечислить всех оттенков чувств т
отношений, выражаемых этим действенным средством человеческого общения.
Жесты.
Существенную роль в общении играет жест – « немой язык » человеческих
чувств, мыслей, настроений. Жест тоже может быть приветливым и обидным,
красивым и грубым, выразить симпатию или антипатию к человеку. Культурный
человек пользуется этим средством осторожно, так как излишняя жестикуляция
производит впечатление суетливости, несдержанности, несобранности.
Небрежная поза в разговоре с собеседником, конвульсивные телодвижения в
танце, почёсывание, неприкрытое зевание крайне неэстетичны и
свидетельствуют о пренебрежении к окружающим, о низкой общей культуре
человека.
Слово.
Наиболее ёмкое, содержательное и выразительное человеческое общение – слово. Высокая культура общения предполагает развитое умение говорить и слушать, вести беседу. Вряд ли есть лучшее средство для развития ума и культуры общения, чем беседа. Это целое искусство, с помощью которого люди познают друг друга, находят взаимопонимание, убеждаются в правильности или неправильности своих представлений по самым разным вопросам. Где, как не в беседе, в умном и содержательном обмене мнениями о прочитанной книге, увиденном кинофильме, газетной статье на интересную жизненную тему, приглашающей к спору, можно оттачивать свою мысль, научиться ясно выражать свою точку зрения? Если люди способны лишь говорить и не умеют слушать, подобно лермонтовскому Глушницкому из « Героя нашего времени », - они глухи к тому, что думают их собеседники, слушают только себя, отвечают только на свои мысли. Умение говорить – это способность правильно и чётко выражать свою мысль, отстаивать свои убеждения. Распространённое мнение: « Думаю я правильно, только высказать не могу » - неверно. Неясная речь, бедный словарный состав языка свидетельствуют о неясности высказываемой мысли и бедности, низкой культуре чувств.
Верно говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть, оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово « нечаянно сорвалось » с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
Особо следует сказать о дурной, унижающей человеческое достоинство
привычке сквернословия, бытующей у некоторой части взрослых и молодёжи.
Ругань вообще не украшает человека, свидетельствует лишь о его
невоспитанности, низкой культуре. А сквернословие всегда есть проявление
низости, предельной вульгарности того, кто считает себя человеком. « Всё
прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, - вот что
насыщает нас любовью к жизни! » - писал М.Горький. Замечательный татарский
поэт Муса Джалиль говорил: « Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя
– мать. ». Как же надо относиться к тем, кто святое имя Мать оскверняет
грубым, непотребным, чёрным словом?
Страницы: 1, 2