Этика профессиональной деятельности

Каждый человек, согласно протестантской морали, должен выполнять свой долг. Этот долг заключается в том, чтобы быть хорошим работником в своей профессии, твердо знать свое место, призвание и не покладая рук работать во имя него. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга означает, что нажитые деньги следует использовать для того, чтобы наживать еще больше денег и т. д.,  а не тратить их ради своего удовольствия. Для протестантской этики наживание денег – это цель жизнь человека, а не средство удовлетворения его материальных потребностей.

Наживание денег как самоцель противопоставляется их непосредственному потреблению, освобождается от всяких эвдемонистических  или гедонистических мотивов и становится по отношению к «счастью» или «выгоде» отдельного индивидуума чем-то совершенно потусторонним, неким высшим законом.

Вебер ссылается на высказывания протестантского богослова Ричарда Бакстера, согласно которым работа две одинаково важные функции: во-первых, дает человеку в руки могучее орудие против всяких плотских (в том числе и сексуальных) искушений; во-вторых, делает осмысленным земное существование человека, становясь основной целью его жизни. Эта вторая функция работы открыла путь безграничному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего.

В наше время подобная позиция, но в более мягкой  и модернизированной форме, выступает необходимой составной частью предпринимательской деятельности. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, причем моральная добродетельность оказывается необходимым условием успеха. Так, изобретатель современного конвейерного производства Генри Форд полагал, что произведенный продукт – это не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее», цель чего состоит в превращении мира вещей в источник радостей. Сила и машины, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, к характеру общения между партнерами по бизнесу, к приемам и методам конкуренции.

В России у народа всегда существовало неприязненное отношение к богатству и успешным людям, что сдерживало развитие экономики. Несомненно и то, что пороки нашего народившегося бизнеса – производные от общего состояния общественной морали. Многие бизнесмены в разных странах придерживаются принципа: «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволенно», «Не обманешь – не продашь».

 Между тем у прежнего российского купечества были иные этические нормы. Миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была честь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувство долга.

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления:

1.                 Иерархия, то есть вертикальная организация, где основное средство воздействия – давление на человека сверху, принуждение, отношения «власть-подчинение».

2.                 Культура и этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

3.                 рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя продукции и услуг, на отношениях собственности.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль предпринимательского чутья, организации труда или искусства управления.

Главным условием формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:

·                   политическая и экономическая свобода. Следовательно, и демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя, антимонопольные механизмы и т. д.;

·                   стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемленных стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и борьба с негативным проявлением в среде бизнеса;

·                   пропаганда, создающая образ преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами; осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше предпринимательство развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата, с одной стороны, а с другой – с глухим или явным недоброжелательством массы населения, которая не умеет и не любит работать. Нищенски оплачиваемый долгие годы советской власти труд не стал для нашего общества высшей ценностью.

Все это не способствовало формированию этики современного предпринимателя, который в идеале убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как  к искусству; при всей необходимости конкуренции понимает и необходимость сотрудничества; уважает себя как личность, а любую личность – как себя; уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы; доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетентность; ценит образование, науку и технику, культуру, сознает важность экологических требований; стремиться к инновациям; не перекладывает ответственность за принятие решения на подчиненных; никого никогда не унижает.

Отношения бизнеса и государства в нашей стране очень сложны и противоречивы. Например, широко распространена практика уклонения от налогов, существует масса приемом и методов такого уклонения. С другой стороны, государство, устраивающее конфискационные «денежные реформы» и допустившее дефолт 1998-го, который разорил массу собственников, подорвало доверие к себе.

Нужно сказать, что государство, власть и бизнес всегда и везде находились в непростых отношениях. Макс Вебер говорил в этой связи о трех основных типах власти: традиционный, харизматической и бюрократический.

Традиционная власть – это власть передаваемая по наследству, по традиции. Король правит  не по тому, что он умный или талантливый, а потому что родился королем. Как правило, монархическая власть малоэффективна для решения экономических проблем.

Харизматическая власть покоится на личном обаянии (харизме) человека. Харизматический лидер приходит к власти за счет своей мощной воли и энергии. Типичными харизматическими лидерами были Наполеон, Ленин, Муссолини, Кастро, Ельцин в ранний период своей политической деятельности. Однозначной зависимости между харизматической властью и экономической жизнью нет. Ленинская продразверстка чуть не погубила страну, но Ленин же ввел нэп. Ф. Кастро полностью упразднил рыночные отношения на Кубе и обрек население на полунищенское существование. Наполеон провел ряд реформ, способствовавших быстрому экономическому развитию Франции.

Самой «совершенной» в смысле своей неуязвимости, самой распространенной и могущественной является бюрократическая власть – власть аппарата. Это анонимная власть, никто не знает людей, которые готовят самые важные решения. Те, кто эти решения подписывает, - на самом деле «свадебные генералы». Аппарат сильнее их и может их убрать, если они ему мешают. Типичные примеры – смещение Хрущева или Горбачева.

Бюрократический аппарат – это совокупность людей, работающих, как машина, без эмоций, без инициатив. Государство, корпорация, университет, армия, даже церковь – все управляется ныне бюрократическим аппаратом. Он постоянно разбухает, втягивая в себя все новых людей. Он, как дракон: если у него отрубить одну голову, то вскоре на этом месте вырастут сразу три. Бюрократический аппарат – одновременно и благо, и зло: ничего более эффективного в деле управления человечество не создало, и в то же время аппарат, если его все время жестко не контролировать (а он никаких контролеров не терпит), начинает работать на самого себя.

В некоторых странах роль государства в жизни общества минимальна, и достижение такого ограничения считается важнейшим завоеванием демократии. Государство охраняет границы, защищает людей от преступности, собирает налоги и заботится о пенсионерах и безработных. В США, например, государственный сектор не превышает 5 экономики, все остальное – в частных руках. Единственной силой, способной противостоять произволу государства, является частная собственность, только она способна противопоставить власти свой экономический интерес. Если в обществе нет частной собственности, гражданского общества, человек оказывается один на один перед лицом бесконтрольной государственной машины.

У нас государство традиционно очень сильно, и оно вмешивается во все дела граждан. Оно по-прежнему определяет основные направления экономического развития, а сильного класса собственников, которые противопоставляли бы свой интерес государству, по-прежнему нет. Как и раньше, большая часть населения живет в совершенном неведении по поводу своих юридических прав и обязанностей.

Если общество однородно и монолитно, как при тоталитаризме, то оно подобно студню – толкнешь его с одного бока, и толчок, не встречая никакого сопротивления, проходит свободно сквозь всю массу. Отсюда и «всенародное одобрение решений партии», и «всенародное осуждение проклятых империалистов или их пособников – инакомыслящих». Отсюда страх, царивший в обществе: человеку некуда было укрываться от вездесущего государства. Все мы были погружены в этот студень и дружно колебались в такт его колебаниям.

Поэтому перед предпринимательством стоят важнейшие, в том числе и нравственные, задачи по созданию в обществе нормального экономического климата и цивилизованной деловой этики.

Рынок, рыночные отношения – не просто место и способ купли-продажи товаров, не «базар», но прежде всего особая логика, психология, целый культурный слой, который необходимо формировать. Не рынок сам по себе является аморальным или жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на писаных и неписаных законах и правилах игры, на таких моральных категориях, как надежность, порядочность, солидарность.

Список используемой литературы

 

1.                 Губин В.Д., Некрасовка Е.Н. Основы этики: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.: ил. – (Профессиональное образование).

2.                 Личные конспекты и записи.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать