Этика. Курс лекций
смотреть на рефераты похожие на "Этика. Курс лекций"
Владимирский государственный университет
П. Е. Матвеев
ЭТИКА
Основы общей теории морали
[pic]
Владимир 2002
Министерство образования Российской Федерации
Владимирский государственный университет
П.Е. Матвеев
ЭТИКА
Основы общей теории морали
Курс лекций
Ч а с т ь п е р в а я
Владимир 2002
ББК 87.715.4
М 33
Рецензенты:
Доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор
В.С. Жеребин
Заведующий кафедрой философии ВлГПУ, кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного педагогического университета
Е.А. Плеханов
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Владимирского государственного университета
Матвеев П.Е.
М33 Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. 51 с.
ISBN 5-89368-309-9
Курс лекций ставит своей целью ознакомить студентов с основами общей и
профессиональной этики. В первой части раскрываются темы, связанные с
природой, структурой, функциями морали. Во второй, планируемой, части
будут проанализированы нравственные ценности и основы профессиональной
этики, в частности, этики бизнеса. В книге дан библиографический список к
каждой лекции, а также указаны дополнительные вопросы для контроля, темы
докладов и рефератов.
Предназначен для студентов гуманитарных, технических и экономических
специальностей очной и заочной форм обучения.
ББК 87.715.4
ISBN 5-89368-309-9 ( Владимирский государственный
университет, 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время в российском обществе происходит определённая
«переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в
социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы
протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими
моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности».
Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит
рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения
различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности
«сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь
фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно
существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных
знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.
Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в
мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной
этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в
сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и
уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные
особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу
профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху.
Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно
оценивать.
Предлагаемый курс лекций ставит своей целью оказать помощь при изучении дисциплин «Этика», «Этика бизнеса», «Этика предпринимательства».
В российской этике уже имеются учебники по общему курсу этики и по
профессиональной этике. Можно выделить такие учебники, как Гусейнов А.А.,
Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и
Е.Л. Дубко. - М., 2000; Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М., 2001 и др.
Предлагаемое учебное пособие дополняет текст учебников и может
рассматриваться как дополнительный источник. Это пособие ориентировано не
только на студентов гуманитарных специальностей, но и технических,
экономических. Автор при изложении материала обращался также к
религиозной этике, в частности, к православному нравственному богословию,
чтобы приобщить студентов к тем общечеловеческим нравственным ценностям,
которые отстаивает и развивает христианство.
Курс лекций предполагает две части. В первой, публикуемой, раскрываются темы, связанные с природой, структурой, функциями и ценностями морали. Во второй части курса лекций будут проанализированы основы профессиональной этики, в частности, этики бизнеса.
Нам представляется, что в предложенном курсе лекций имеется определённый пропедевтический элемент, поскольку автор старался дать систематическое изложение важнейших проблем этики по возможности логически последовательно и доступно. В книгу включён и необходимый методический материал, поскольку после каждой лекции дан библиографический список, а также указаны дополнительные вопросы для контроля, темы докладов и рефератов.
В конце предисловия автор хотел бы заверить читателя, что высказанные им замечания по дальнейшему совершенствованию предлагаемого курса лекций будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и учтены.
[pic]
Лекция 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика ?
Понятие научной, религиозной, профессиональной
этики ? Понятие морали
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика
Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.
Так, великий немецкий философ И. Кант писал, что «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трёх вопросах:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?»[1].
Первый вопрос гносеологический и решается чистым спекулятивным
разумом. Второй вопрос нравственный и решается чистым практическим
разумом. Первому вопросу посвящена, как многие считают, главная работа
Канта – «Критика чистого разума», представляющая собой очень глубокий и
сложный философский труд. Второму вопросу посвящены у Канта «Критика
практического разума» и др. этические работы. Но сам Кант отдавал
предпочтение чистому практическому разуму перед чистым спекулятивным
разумом, т.е. этика по нему имеет определённое первенство перед
гносеологией. «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума с
чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает
первенством, если предположить, что это соединение не случайное и
произвольное»[2]. Таким образом, сложнейшая гносеология Канта может быть
рассмотрена как введение в этику.
Гениальный художник и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая – не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины»[3].
Итак, что такое мораль, нравственность, этика? Проще всего дать
определение этики. Этика есть учение о морали. Мораль предстаёт предметом
этики. Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время
как философское учение и философская учебная дисциплина. Основателем этики
признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.),
Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий
(121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И.
Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А.
Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители.
Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 –
1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900),
Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение
приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
На развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи моралистов, т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое понимание известных нравственных принципов. К числу великих моралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.
Существует, однако, и попытка сделать этику «научной», оторвав её от такой мировоззренческой, «ненаучной» формы как философия. - Подобная тенденция наблюдается в позитивизме, который пытается сделать из этики строго верифицируемую научную дисциплину. Но в результате из их этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».
Считается, что термин «этика» ввёл Аристотель для обозначения особых добродетелей характера в отличие от дианоэтических добродетелей разума. Он же создаёт и теорию об этических добродетелях – этику[4]. И здесь содержится важная мысль, которая окажет влияние на дальнейшее развитие этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит из двух важнейших частей – разума и нрава. Разум включает в себя мышление, память; нрав – чувства, волю.
В отличие от во многом стихийно формирующейся нравственности, этика
представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность. Но
теоретически она решает и многие из практических вопросов, которые
возникают перед человеком в жизни и которые связаны с проблемами долга,
добра, зла, смысла жизни и т.п. Этика рационально осмысливает, развивает и
формализует некоторые интуитивно очевидные для нас истины о нравственных
ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус
научно обоснованных положений. И это очень важная, нужная и сложная
работа. Так, например, крупнейший американский этик XX века Дж. Ролз свою
довольно-таки сложную концепцию «справедливости как честности» строит на
двух, интуитивно принимаемых как справедливые, принципах – принципе
«равенства исходных позиций» и принципе «компенсирующего преимущества» для
менее преуспевающих членов общества. Поэтому традиционно этику ещё
называют «практической философией».
Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций!
В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два
рода проблем. Один род проблем связан с нормами, принципами, ценностями,
т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания
и т.д. Этими вопросами занимается нормативная этика. Именно нормативная
этика даёт нам специфическое моральное знание, для восприятия которого
важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции, т.е. «деятельности
сердца», как подобная деятельность определяется в русской этике[5]. Это
знание часто может не восприниматься чисто рассудочно, потому
«образованные» люди могут оказаться более глупыми в нравственном смысле,
нежели «простые», но чуткие сердцем люди.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9