Этикет и гостеприимство
Западный административный округ
ПРОЕКТ
ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ:
«ЭТИКЕТ И ГОСТЕПРИИМСТВО»
Ученицы 9 «А» класса
Средней школы №888
Макаровой Екатерины
Преподаватель Дьячкова Г.Н.
Москва 1999-2000 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ 2
ИЗ ИСТОРИИИ ЭТИКЕТА 5
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ 7
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ И ТОРЖЕСТВ 8
СЕРВИЗ ФРАНЦА –ИОСИФА 8
ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ 9
ПРЕДМЕТЫ СЕРВИРОВКИ 11
СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ 11
СКАТЕРТЬ 11
САЛФЕТКИ 12
ПОСУДА 14
СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ 17
СТЕКЛО (ХРУСТАЛЬ) 22
УКРАШЕНИЕ СТОЛА ЦВЕТАМИ 24
ПРАВИЛА ПОДАЧИ БЛЮД 25
ХОЛОДНЫЕ НАПИТКИ 25
ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ 27
СУПЫ И БУЛЬОНЫ 28
ГОРЯЧИЕ ЗАКУСКИ 29
БЛЮДА ИЗ РЫБЫ 30
МЯСНЫЕ БЛЮДА 31
ЧАЙНЫЙ СТОЛ 33
ПРИЕМ ГОСТЕЙ 34
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ.
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика четырнадцатого гостям вручили карточки с перечислением нескольких обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово “этикет”.
В России в 1717 году при Петре Первом была издана книга “Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению”. В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом, управляться с ножем и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым…
“ Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.
Конечно, со временем правила поведения изменились, но многое неизменно с глубокой древности.
Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось большим достоинством, важным элементом культуры поведения.
Как правильно и красиво сидеть за столом во время еды, пользоваться столовыми приборами и посудой, как эстетично есть и пить – эти и другие подобные вопросы вовсе не праздные, особенно если учесть, что за последние годы мы все стали много коммуникабельнее, много общаемся с разными людьми, ездить, а значит, и едим вне дома. И как порой неудобно чувствует себя человек, приглашенный на званный вечер или официальный прием, не зная значения многих из расположенных перед ним приборов. В какую рюмку налить, какой вилкой есть, если их на каждую персону приходится по две или даже по три, и все разные – и вот уже утрачено чувство комфортности, а возможно испорчен весь вечер. Да и дома, в семейном кругу совсем нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Из всех немудреных правил поведения многие усвоили лишь одно – “когда я ем, то глух и нем”, а оно, между прочем, не самое главное.
А вот знать, как правильно расставить на столе кушанья, последовательность их подачи, уметь ухаживать за гостями – все это для многих из нас загадка. Может не стоит ее разгадывать, ведь вполне можно обойтись за обедом и без ножа, и без салфетки – достаточно тарелки с ложкой? Что ж, если исходить из этого, то не грех вспомнить времена, когда тарелки с ложкой были «прихотью», их, как и всю остальную сервировку заменяли нож и большой ломоть хлеба. Но для того и придумали люди столовые приборы и правила поведения, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя за столом.
Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.
Этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
В русском языке есть слово вежливость. Вежливым называют человека, знающего правила поведения и – главное! – выполняющего эти правила.
ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА.
Этикет – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.
Во времена абсолютной монархии этикет представлял систему правил поведения при дворе монарха, направленную на закрепление знаков внимания перед его персоной.
У Марка Твена в «Принце и нищем» есть впечатляющая сцена одевания короля:
«Прежде всего, лорд обер – шталмейстер взял рубашку и передал ее первому лорду егермейстеру, тот передал ее второму лорду опочивальни, этот в свою очередь – главному лесничему Виндзорского леса тот – третьему обер – камергеру, этот – королевскому канцлеру герцогства Ланкастерского, тот – хранителю королевской одежды, этот – герольдмейстеру Норройскому, тот коменданту Тауэра, этот – лорду заведующему дворцовым хозяйством, тот – главному наследственному подвязывателю королевской салфетки, этот – первому лорду адмиралтейства, тот архиепископу Кентерберийскому и, наконец, архиепископ – первому лорду опочивальни, который надел рубашку – или, вернее, то, что от нее осталось, - на короля.
Каждая принадлежность его туалета подвергалась тому же медленному и торжественному процессу».
Повторяющиеся ежедневно – с нашей точки зрения бессмысленные – церемонии были составной частью придворного этикета. Но с точки зрения этиета, они были необходимы. Соблюдение разного рода церемониалов, подчеркивало уникальную роль королевской особы, способствовало (даже внешне) ее исключительному социальному положению, подчеркивало так же зависимость нижестоящих от вышестоящих.
Правила этикета были детально разработаны и требовали неуклонительного выполнения.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.
Современная культура унаследовала подлинные богатства человечества, она выделила из разнообразного наследия прошлого все, что сохранило истинную ценность. Естественную ценность. Разумеется, и из этикета, пришедшего из прошлого, взяли и рациональные правила поведения, обхождения, учтивости и разумные традиции.
Содержание нашего этикета определяется нашими моральными и нравственными нормами, исходит из равноправия, взаимного уважения.
Не случайно специалисты, обращаясь к изучению этикета, обнаруживают много сходного и в неписаных ритуалах горцев, и в обычаях русского народа, и в правилах поведения восточных национальностей. Всем им свойственно уважение к старшим, законы гостеприимства, требование сдержанности в манерах и многое другое. Именно это, а не формальные церемонии взяты нами.
ПРОВЕДЕНИЕ
ПРАЗДНИКОВ И
ТОРЖЕСТВ
СЕРВИЗ ФРАНЦА-ИОСИФА.
В австрийской столице Вене есть дворец Хофбург, а в нем – «Камера столового белья и приборов». Здесь хранятся скатерти, салфетки, столовые приборы и сервизы (полные наборы столовой или чайной посуды), хрусталь и фарфор, которыми пользовались династия Габсбургов. Всего в коллекции 177558 предметов.
Салфетки и скатерти сделаны более ста лет назад из лучшего чешского льна. Длина самой большой скатерти – свыше двадцати метров (представьте, какой стол она покрывала!). Салфетки делятся на «императорские» – размером метр на метр и «придворные» – 70 на70 см.
Предметы коллекции используются иногда и сейчас во время государственных приемов и банкетов. «Императорские» салфетки кладет только монархам, а президентам, главам правительств, министрам – всего лишь «придворные».
При этом салфетки складывают особым, «фирменным» способом – как это делалось при Габсбургах. Это делает специалист сотрудник коллекции.
Из сервизов сейчас чаще всего используется тот, что принадлежал последнему австро-венгерскому императору Францу-Иосифу.