Процесс общения начинается с восприятия - протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы человека.
Полимодальный "компьютерный тип" получается из кинестетика (при абстрагировании от неприятных чувств) - слова: понимаю, логично, проанализировать, речь монотонная, движения глаз трудноуловимы, взгляд через головы других, голова вверх поднята. Для успешного общения необходимы умения:
учесть репрезентативную систему собеседника и говорить на его "языке",
определение желаемого результата и учет интересов собеседника (что я увижу, когда достигну результата? что я услышу?),
развить сенсорную остроту - способность замечать малейшие изменения в состоянии и поведении собеседника, замечать изменения жестов, мимики, позы, интонации, взглядов, и микроизменения в цвете кожи, в дыхании, в тонусе мышц, в дрожании нижней губы.
Шаги обучения:
1 - фиксация изменений в поведении человека,
2 - различение паттернов - повторяющихся моментов в поведении человека,
3 - калибровка - узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам - микроизменениям, развить гибкость - способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведения.
Шаги обучения: 1 - прерывание старых паттернов поведения,
2 - изобретение и использование новых способов поведения,
3 - быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использование новых, неожиданных выборов, достичь конгруэнтности - внутренняя согласованность мыслей, желаний, чувств, действий, слов человека, отсутствие внутренних противоречий.
Шаги обучения:
1 - различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности,
2 - знакомство с различными частями своей личности,
3 - определение целей, желаний каждой части личности,
4 - определение приоритетных целей,
5 - достижение согласия между различными частями личности о том, что они признают установленный приоритет целей,
6 - заключение контракта по принятому соглашению, достигать раппорта - гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии
Шаги обучения:
1 - проверка своего доверия к собеседнику,
2 - проверка доверия партнера к вам,
3 - тону и темпу голоса собеседника установление соответствия,
4 - его дыханию,
5 - его ритму движений,
6 - его позе.
Использовать ресурсные состояния - вызвать прилив сил, уверенности в успешности решения трудных проблем и ситуаций общения.
Шаги обучения:
1 - поиск воспоминания об успехе в своем прошлом опыте.
2 - переживание этого успеха снова,
3 - когда воспоминание переживании успеха станет интенсивным, установить условную связь - "якорь" (например, прикосновение к запястью левой руки),
4 - вхождение в ресурсное состояние через повторение шагов 2 и 3, а затем одновременное использование "якоря" и воспоминания переживания,
5 - использовать "якорь" в трудной ситуации, чтобы вызвать оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности.
умение задавать вопросы - пойнтеры для уточнения смысла и содержания сказанного собеседником:
1 - пойнтеры-существительное для уточнения смысла существительного ("А какой смысл вы вкладываете в слово?. "),
2 - пойнтеры-глаголы - для уточнения смысла глаголов ("Как именно вы приготовите доклад: в устной или письменной форме?").
3 - пойнтеры-правила - для уточнения обоснованности ограничений и правил ("Почему так надо? А что будет, если мы не сделаем этого?").
4 - пойнтеры-обобщения - для уточнения смысла слов "все, всегда, никогда и т.п. " ("Действительно все? Неужели никогда не встречали?. ").
5 - пойнтеры-сравнения - для уточнения смысла сравнений "хуже, лучше, легче и т.п. " ("Лучше сделать так, по "сравнению с чем?"), пойнтеры используют тогда, когда необходимы точная информация и точное понимание собеседника для достижения желаемого результата.
Умение воспринимать и давать обратную связь - это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, т.е. это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей степени сведения о себе в связи с этим человеком. Правила обратной связи:
1 - говори о том, что конкретно делает данный человек, когда вызывает у тебя те или иные чувства;
2 - не давай оценок;
3 - не давай советов;
4 - если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
Умение слушать - умение понять информацию и чувства говорящего.
3 такта в слушании:
1 - поддержка - цель: дать возможность человеку выразить свою позицию (уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, кивание головой, "эхо реакции" (повторение последнего слова собеседника), эмоциональное сопровождение;
2 - уяснение - цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие вопросы-пойнтеры, наводящие вопросы, делается парафраз (передача содержания высказывания собеседника своими словами);
3 - комментирование - слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного, дает комментарии, советы, оценки (если от него этого ждут). Могут происходить искажения в восприятии и понимании информация в зависимости от того, каково "я-слушание" у человека. "Я-слушание" - своеобразный устойчивый фильтр, через который воспринимается информация, в результате ей придается тот или иной смысл. Бывают разные "Я-слушания": "я тебе не верю", "мне нравится все, что ты делаешь", "обида", "зависть", "мне безразлично", "у меня лучше".
Психологические различия людей я конфликты
Вероятность наступления конфликтов повышается при:
несовместимости характеров и психосоциотипов
наличии темперамента холерика
отсутствии 3 качеств: способности критически относиться к себе; терпимости к другим; доверия к другим
наличие акцентуации характера, невротичности
изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.
Оценка деловых качеств
Оценка деловых качеств персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Деловая оценка персонала позволяет:
установить место сотрудника в организационной структуре;
разработать программу развития сотрудника;
определить критерии и размера оплаты труда.
Различают два основных вида деловой оценки персонала: отбор персонала и аттестацию персонала.
Освидетельствование профессиональной пригодности специалиста включает определение профессиональной пригодности и установление соответствия деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям должности, рабочего места, руководителя.
Обоснованной профессиональной оценке предшествуют:
профессиографические исследования;
определение списка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности;
проведение процедур определения профессиональной пригодности.
В результате профессиографических исследований составляется профессиограмма, содержащая список профессионально важных качеств и требований, которыми обладает работник для успешного (производительного и безопасного) выполнения данного вида работ (данной профессии или должности) и степени их выраженности.
Личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются и оцениваются по критерию важности (необходимости) для определенной профессиональной деятельности.
Для каждого вида деятельности используется определенный список профессиональных качеств, которые относятся к категории важных (обязательных).
Для оценки профессионально важных качеств применяются следующие методы:
Экзамен. При использовании этого метода проверка уровня профессиональных знаний, умений и навыков проводится путем устного или письменного испытания по тест-вопросам (тест-заданиям), составленным по стандартной форме.
Экспертная оценка. Этот метод основан на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных. Опрос проводится посредством интервью и заполнения анкет.
Психологическое тестирование. Это метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Метод включает набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов.
Этика деловых отношений
Этика деловых отношений - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Этика деловых отношений включает:
этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
моральные принципы членов организации;
моральный климат в организации;
нормы делового этикета
Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности.
Работодатели уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.
Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Основополагающие нормы этики: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п. - это нормы, на которых базируется современная этика деловых отношений.
Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно значимых целей;
приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Заключение
Социально-психологический климат коллектива определяется как психическое состояние, интегративно отражающее особенности его жизнедеятельности. Социально-психологический климат - это складывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для его членов.
На состояние психологического климата в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих психологический климат, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на социально-психологический климат оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.
В психологии управления существует такое понятие как коммуникации, которое в целом характеризует все вышеперечисленные факторы.
Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
2. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. - СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 - 254с.;
3. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского - СПБ: - Издательство "Питер", 2000 - 448с.: ил. - (Серия "Теория и практика менеджмента").
4. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия "Учебники для высшей школы". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
Страницы: 1, 2