Прорыв в понимании предпринимательства приходится на ХХ в. Знаменитый шотландец Адам Смит в ХVIII в. считал предпринимателя носителем нежелательных «нарушений равновесия». Сегодня те же самые нарушения рассматриваются как необходимый элемент, исходный пункт любого общественного развития. Талант австро-американского ученого Йозефа Шумпетера проявился в том, что еще в начале века в зачатках массового экономического новаторства он увидел новое качество предпринимателя как главного агента экономического развития. Шумпетер широко понимал роль предпринимателя как человека, обладающего способностью «осуществления новых комбинаций», умением «делать не то, что делают другие, ... и не так, как делают другие», «плыть против течения». По мнению Шумпетера, функция предпринимательства - реформирование производства путем использования разнообразных возможностей для выпуска новых или старых, но произведенных новым способом, товаров, а также открытие новых источников сырья и рынков сбыта.
В представлении Й. Шумпетера предприниматель:
· создает новые блага или предлагает прежние, но с новыми качествами;
· вводит новые, еще не применявшиеся в данной отрасли способы производства;
· завоевывает новые рынки сбыта или расширяет прежние;
· использует новые виды сырья; вводит новую организацию дела.
В. Зомбарт в книге «Буржуа» (1923 г.) характеризует предпринимателя как человека, заглядывающего в будущее, строящего планы. Что должны уметь предприниматель и его советник - экономист? Разбираться в настоящем и предсказывать будущее. Отсюда такое почтение и внимание к бизнес-планам.
Последний знаменитый представитель австрийской экономической школы Фридрих фон Хайек писал, что движущей силой поиска новых возможностей предстает предприниматель, стремящийся достичь наиболее эффективного соединения своих уникальных знаний и возможностей с рыночной ситуацией, тем самым обеспечивая первенство в конкуренции и наибольший доход.
Ключевые идеи предпринимательства получили развитие в работах зарубежных ученых конца ХХ в. - Г. Стивенсона, М. Кассона, П. Дракера. Велик, но пока недостаточно оценен вклад в исследование предпринимательства российских мыслителей: Н. Кондратьева, Н. Бердяева, П. Сорокина.
Агент экономического развития
Чем мир обязан предпринимателям? Почему американцы возводят предпринимательство в разряд культа?
Роль предпринимателя в экономике велика. Он является «главным агентом экономического развития». Это выражается в том, что путеводная звезда прибыли видна многим, но далеко не все решаются отправиться в путь за нею. «Готовность заниматься дерзкими или трудными начинаниями» чрезвычайно ценна для общества.
Предприниматели питают рынок новыми товарами и услугами. Мы часто не знаем, кому обязаны появлением новых товаров и услуг, кто тот человек, решившийся их производить. Американские студенты С. Джоббс и С. Возняк сами сделали первый персональный компьютер и, что важно, доказали его коммерческие возможности (фирма «Эппл компьютерс»). Советский академик Патон не только открыл новые виды сварки, но и сделал их привлекательными для бизнеса.
Предприниматели открывают новые виды ресурсов или используют старые на новый лад. На рубеже экономических эпох в начале 1990-х Артем Тарасов и многие другие сделали начальный капитал на вывозе отходов производства, которые только при социализме были отходами. На самом деле - это полноценные ресурсы для экономики, ориентированной на прибыль. Этот пример не совсем безупречен, так как под маркой отходов вывозилось и обычное сырье. Открытие новых ресурсов идет непрерывно: новые материалы, формы связи, идеи - все это ресурсы.
Предприниматели способствуют развитию новых технологий. Хрестоматийный Генри Форд, создавший первый конвейер, или корпорации Сони и Филипс, разрабатывающие новые виды лазерных дисков, - звенья одной цепи.
Предприниматели открывают новые рынки. Русский народ, несомненно, обладает предприимчивостью. Новгородская торговля «из варяг в греки» или история колонизации севера Европейской России или Сибири - что это, как не открытие новых рынков?
Предприниматели создают новые предприятия и реконструируют старые. Только человеку или группе людей, владеющих навыками предпринимательства, посильно такое трудное и ненадежное дело.
Предприниматели создают новые рабочие места. На крупных предприятиях наблюдается тенденция сокращения рабочих мест. Весь прирост идет за счет относительно новых малых предприятий, в которых функция предпринимателя выражена более ярко, чем в старых и больших фирмах.
Предприниматели делают инвестиции в человеческий капитал. Высшие учебные заведения не выпускают (да и не должны) узких специалистов, ориентированных на работу в данной фирме на данном месте. Этим занимаются сами фирмы. Предприниматели не занимаются благотворительностью, но оказалось, что гармонично развитая личность дает большую отдачу. Поэтому предприниматели, действующие на перспективу, заботятся не только об узкоспециальном обучении своих работников, но и об их всестороннем образовании.
Предприниматели накапливают и делают инвестиции. В системе национальных счетов даже разделяют государственные расходы, в том числе инвестиции, и частные инвестиции. Только последние считаются «настоящими», указывающими верный путь развития, без бюрократического искажения.
Предприниматели способствуют экономическому росту и развитию. Если собрать все вышеперечисленное воедино, мы придем именно к тому, с чего начали: предприниматель является главным агентом экономического развития.
Роль предпринимательства в последние десятилетия усилилась. Основная причина в усложнении нашего мира заключается во все большей слабости централизации и единого плана. Интуитивно столь большую роль предпринимательства еще в начале ХIХ в. подчеркивал социалист-утопист Сен-Симон, рассматривавший предпринимателя как жреца, осуществляющего священную социальную функцию - начальника производственной деятельности. В конце ХIХ в. В. Парето причислял предпринимателей к классу элиты, то есть избранных, которые по природным свойствам предназначены возглавлять хозяйство, а потому не допускают замены их людьми без надлежащего призвания и природных данных.
В настоящее время это положение звучит более корректно, но суть его осталась неизменной. Предпринимательство лелеется мудрыми правительствами и народами, лидеров «выращивают», точнее позволяют им расти. Недаром американская некоммерческая корпорация «Junior Achievement» была создана еще в 1919 г. для развития навыков предпринимательства начиная со школьной скамьи. В России же было потеряно почти 70 лет.
4. Предпринимателями… рождаются?
Американские статистические исследования показывают, что средний основатель успешного предприятия - женатый мужчина, имеющий диплом колледжа и опыт создания делового предприятия. Он был старшим ребенком в семье. Первый серьезный успех пришел к нему в 30 с небольшим. Он стремится к независимости, амбициозен, уверен в своих силах, готов идти на риск, энергичен. Начиная дело, сталкивается с нехваткой ссудного капитала и слабостью маркетингового механизма, а при осуществлении текущих операций - с трудностями регулирования потоков наличности и слабой материальной поддержкой.
Тем не менее, ответ на вопрос, кто становится предпринимателем, будет парадоксальным - кто угодно. Предприниматели бывают разного возраста, внешности, с разными чертами характера. Точную характеристику преуспевающего предпринимателя дать невозможно. Однако у предпринимателей есть много общего. Это свойства характера, именуемые характеристиками предпринимателя, и мотивы, которыми тот руководствуется.
Характеристики предпринимателя
· ориентация на нововведения, освоение нового, творчество;
· способность предвидения, деловая интуиция;
· умение привлекать ресурсы;
· самостоятельность, волевые качества, стремление к победе, лидерство;
· склонность к риску - способность действовать в условиях неопределенности, готовность брать на себя риск.
Предприниматель обладает опытом и психологическими чертами, необходимыми для свободного хозяйственного творчества. Первые четыре черты характера типичного предпринимателя можно считать очевидными. Последняя характеристика пришла из психологии, она подтверждена опытами в середине ХХ в. и считается неотъемлемой чертой предпринимателя.
Склонность к риску. Необходимым качеством предпринимателя является умение работать в условиях неопределенности. Предприниматели, начиная дело, рискуют. Они знают, что успех не гарантирован. Если их планы не оправдаются, они потеряют деньги, время, прочие ресурсы. Предприниматели идут на риск и при этом «спят спокойно».
Основные черты удачливого бизнесмена
ПОДХОДИТЕ ЛИ ВЫ ДЛЯ БИЗНЕСА?
Пожалуй, первый вопрос, который вы себе зададите, взвесив в уме преимущества и недостатки самостоятельного предпринимательства, это - «Смогу ли я?» Вы должны стать самым важным звеном в вашем деле. Тут главное, чтобы вы оценили себя достаточно высоко, пожалуй, выше, чем вы оцениваете самого перспективного своего работника. Суммируйте все свои плюсы и минусы и сделайте соответствующие выводы. Иначе толковый управляющий вашим бизнесом очень вскоре найдет у вас слабинку и попытается на ней играть - отнюдь не всегда вам на пользу.
ТВЕРДОЕ УБЕЖДЕНИЕ И СВОЯ ПОЗИЦИЯ
Люди, открывающие свой бизнес, могут придерживаться определенных политических взглядов, исповедовать ту или иную религию, быть приверженцами тех или иных экономических теорий. Они такие же, как все прочие люди. Единственное, чем они выделяются, это то, что они боле полно, нежели обычные служащие, пытаются себя выразить. И это главное.
Если вы приняли решение рискнуть своими деньгами и временем, верьте в победу. Важно, чтобы эта вера не была слепой. Собираясь открыть свое дело, вы жаждете успеха. Это психологически мотивированно и обычно подтверждается результатами несложных тестов. Жажда успеха - немаловажный фактор в достижении задуманного.
Человек, не способный на самостоятельный шаг, может называть вас дельцом, беспечным игроком или транжирой, хотя, вы таковым себя никогда не считали. Но все собранные нами данные о предпринимателях свидетельствуют о том, что в своем отношении к риску они ничем не отличаются от всех остальных людей. Хотя, чего уж скрывать, начинания в бизнесе, конечно, сопряжены с определенным риском. Некоторые бизнесмены говорят так: «Когда я начинал свое дело, я не видел в нем ничего рискованного, я лишь сталкивался с теми проблемами, которые я заставил работать на меня»
Основные или даже основополагающие черты характера удачливого бизнесмена - это настойчивость, способность нестандартно мыслить, владеть навыками общения с людьми и техническая грамотность.
· Настойчивость предпринимателя выражается в его ответственности, энергичности, инициативности, упорстве и жизнеспособности.
· Способность нестандартно мыслить характеризуется оригинальными творческими и аналитическими свойствами ума.
· Навыки общения предполагают эмоциональную стабильность, общительность, вежливость и тактичность, готовность найти взаимопонимание с собеседником, устную и письменную грамотность.
· И, разумеется, каждый бизнесмен должен досконально разбираться в технологии своего производства и точно знать, где и как он может реализовать свою продукцию.
Далеко не всем людям нравится работать в условиях неопределенности. При этом предприниматели не похожи на азартных игроков, поскольку склонны минимизировать риск всеми доступными средствами и часто являются очень осторожными людьми. Склонность к риску - это только необходимое условие, одно из средств достижения успеха. Недаром англичане говорят «No risk, no glory».
Мотивы предпринимателя - это силы, которые движут им: «кто зачем: кто с перепою, а кто сдуру в пекло лез» (В. Высоцкий). Почему предприниматели делают то или иное, почему их энергия направлена на что-то определенное, почему они ведут себя не совсем так, как другие люди?
Существует ряд причин, по которым люди хотят стать владельцами собственного дела. Основные - личная независимость, прибыль, собственные идеи, возможность стать «начальником» и участвовать во всей деятельности самому, а для некоторых - возможность увлекательной и интересной работы.
«Двигатели» предпринимателя
· идея,
· самостоятельность,
· прибыль
· потребность в достижениях.
У каждого предпринимателя какой-либо мотив может быть главным, хотя в целом отдать предпочтение какому-либо трудно. Раньше главным считался мотив прибыли, теперь все больше ученых и практиков отдают предпочтение самостоятельности и идее.
Рассмотрим данные мотивы более подробно.
Идея. «Рабочий - раб машины, капиталист - раб идеи», - говорил полтора столетия назад П.-Ж. Прудон, французский социалист-анархист. Константин Боровой, один из первых успешных предпринимателей новой России, утверждал это же по-другому: «многие предприниматели никогда не сознаются в том, что у них именно такие причины поведения - интерес к делу и безразличие к деньгам как результату, - они стесняются этого».
Зачастую предприниматели одержимы какой-либо идеей: облагодетельствовать человечество новой кофеваркой или новым социальным механизмом, например. Прибыль для них скорее средство, чем цель. Трудно представить, что большинство гигантских фирм начинали жизнь с незначительных шагов. Многие представители крупного бизнеса открывали свое дело, располагая лишь идеей и амбициями. Если, к примеру, предлагался просто новый сорт мыла, то оригинальной была идея его продвижения на рынок или в основе лежали новые приемы менеджмента. «Бизнесмен, который не делает ничего, кроме денег, - это худший тип бизнесмена» (Генри Форд).
Стремление к самостоятельности. «Вы становитесь предпринимателем в тот момент, когда отказываетесь быть служащим» (Франсуа Мишлен, один из крупнейших французских бизнесменов). Тот, кто успешно работал на свой страх и риск, насладился свободой принятия решений. Часто он после этого не может работать подчиненным. Стремление к самостоятельности - мощный мотив предпринимательства. Недаром многие мелкие предприниматели получают доход меньший, чем могли бы зарабатывать, будучи наемными работниками. Йозеф Шумпетер выделял в качестве мотива предпринимателя радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Стремление к прибыли. «Настоящий предприниматель никогда не будет стремиться к прибыли» (Вальтер Ратенау). Россиянам пока трудно признать, что мотив прибыли для предпринимателя не всегда самый главный. Для многих из них прибыль не цель, а средство. Но потому, что это главное средство, без которого успеха не будет, на поверхности стремление к прибыли весьма заметно. Воздействуя на потенциальную величину прибыли, можно направить усилия многих предпринимателей в ту или иную сторону. Остальные мотивы индивидуальны, поэтому одновременное воздействие на них невозможно. Именно поэтому в экономической теории целью фирмы считают прибыль.
Потребностью в достижениях назвал американский психолог Д. Макклелланд то, что еще Й. Шумпетер выделил у типичного предпринимателя - это потребность в господстве, власти, влиянии, воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой. За это предпринимателям приходится расплачиваться отсутствием свободного времени, постоянной вовлеченностью в свое дело. «У бизнеса есть праздники, но нет выходных». Недаром предприниматели часто «сгорают на работе». Предприниматель живет своим делом. В реализации задуманного чаще всего и заключается награда.
Береги репутацию смолоду!
Этика предпринимательства - это система ценностей и норм поведения предпринимателей. В царской России слово купца означало нерушимый договор, ибо нарушившему его хоть раз не было веры в купеческой среде, несмотря ни на какие письменные соглашения. Это свидетельствует не только о силе купцов, но и о слабости государства. Оно не могло заставить уважать письменные договоры, этот вопрос решался этикой предпринимателей.
Репутация превыше всего и сегодня. «Я не знаю вашу фирму, я не знаю товаров вашей фирмы, я не знаю клиентов вашей фирмы, я не знаю истории вашей фирмы, я не знаю репутации вашей фирмы, я не знаю достижений вашей фирмы. Так какой же товар после всего этого вы хотите мне предложить?» (неизвестный служащий компании «Мак-Гроу Хилл»).
Этичное поведение во всем стало основой социально-ответственного маркетинга. Без него трудно рассчитывать на продвижение товаров на мировой рынок. Оно - часть общепринятых норм поведения. Например, бизнесменам, заподозренным в нечистоплотных делах, отказывают во въездных визах.
Заключение
Культура предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на пять, десять лет вперед.
Важнейшим фактором культуры предпринимателя является его квалификация как менеджера и как специалиста, которая предполагает знание им философии всей технологии, экономики и инструментария предпринимательства.
Используемая литература
1. Емельянова Р.В. Управление культурой организации предпринимательского типа. Автореф. дис. канд. экон. наук. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2004. - 22 с. 2. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с. 3. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: Новости, 2000. - 200 с.
4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник для вузов - М.:ИНФРА-М, 1997.
5. Горфингель В.Я., Поляк Т.Б., Швандор Р.А. Предпринимательство. - М.:ЮНИТИ, 1999.
6. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999.