Насилие и жестокость

Насилие и жестокость

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОСТЬ

1. Какое место занимает проблема насилия в морали?


Если бы можно было выразить сущность морали одним словом, то это слово - ненасилие. Отношение к насилию является той критической точкой, по которой можно испытать мораль. Через отношение к насилию проверяется действенность морали.

Не случайно самым древним запретом, ознаменовавшим возникновение нравственности, был запрет убийства как крайней формы насилия.

2. Почему нравственные требования обычно имеют форму запретов?


Мораль предполагает индивидуальную свободу выбора в конкретной ситуации. Существует множество наук, которые дают позитивные советы и содержат позитивную программу деятельности. Например, диетология предписывает строгую диету при определенном недуге. Медицина рекомендует конкретный образ жизни для лечения болезни. Экономика говорит о законах функционирования рынка и как их надо исполнять. Имеется множество различных инструкций и полезных советов на все случаи жизни (как стать богатым, выйти замуж, правильно сделать ремонти т.д.).

Этика же не дает советов, потому что ее цель - формирование способности свободы. Мораль как особая сфера человеческого существования обозначает «хрупкую границу, отделяющую пространство разумной человеческой деятельности от царства слепой необходимости». Поскольку этика имеет дело с автономным субъектом, ее нормы имеют вид запрета, оставляющего пространство для индивидуальной свободы выбора в каждой конкретной ситуации. Этика не предписывает человеку ничего определенного, все самые важные решения он должен делать сам, но она говорит, чего не следует делать ни в коем случае. Ее требования необходимы, но не достаточны.

3. Что такое насилие?


В узком смысле слова насилие - это применение грубой силы, по преимуществу физической (телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги).

В широком смысле слова насилие - любое подавление человека (не только физическое, но также психологическое, моральное, экономическое, идеологическое и т.д.).

Формы и методы насилия совершенствуются вместе с развитием общества. Дисциплинарное пространство и время, манипуляция общественным мнением с помощью СМИ, «шоковая терапия», «промывание мозгов», «модификация поведения» - все это примеры новейших технологий виртуального насилия.

4. Что такое ненасилие?


Ненасилие - термин, образованный по аналогии с древнеиндийским «ахимса», обозначающим основной принцип религии и философии джайнизма, индуизма и буддизма. Возникший в древнеиндийской цивилизации, принцип ненасилия, тесно связанный с принципом толерантности и плюрализма, определил великую судьбу этой цивилизации. Благодаря этим понятиям и принципам индийская культура сохранилась в качестве древнейшей живой цивилизации, в отличие от многих других, древних, но погибших в силу своей агрессивности цивилизаций (Вавилон, Египет, цивилизация майя, и др.).

Принцип «ненасилия» достаточен для определения сущности морали.

В европейской истории идеал ненасилия связан с именем и заповедями И. Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую»; «Любите врагов ваших».

Эти заповеди отменяют древний закон, который предполагал возможность насилия как возмездия («око за око») и государственной защиты («люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»). Здесь обозначается важное отличие христианства от иудаизма.

Иисус считал, что насилие не может иметь оправдания ни при каких обстоятельствах. Основная заповедь И. Христа - любовь к ближнему.

Ненасилие - это конкретизация этики любви, ее испытание («любите врагов ваших»). Эту связь выявил Л. Толстой: понятие Бога есть обозначение того, что человеческий разум не может знать; понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире. Бог - предельное основание человеческого бытия, условие возможности смысла. Любовь к Богу означает отказ от насилия и приятие мира таким, какой он есть, с любовью и радостью.

5. Как соотносятся ненасилие и справедливое насилие?


Ненасилие - альтернатива «справедливому насилию». Это постнасильственная стадия борьбы с несправедливостью и злом. Ответная борьба есть вызов, сопряженный с идеей, что одна сторона конфликта воплощает добро, а другая - зло. Но с увеличением количества насилия зло только увеличивается. Императив ненасилия предлагает решение, суть которого в том, что ни одна сторона не может рассматривать себя судьей в вопросах добра и зла, и это единственный способ остаться в пространстве морали. Гуманизм этики ненасилия связан с признанием святости жизни. «Не побеждать и унижать противника, а добиваться взаимопонимания с ним»... «Центром ненасилия является принцип любви» ". Любовь -противоположность насилию, противоположность использованию, отношение уважения личности и ее самоценности.

6. Может ли насилие быть благом?


Многие идеологи революции ставили задачу морально оправдать применение насилия. Например, Л. Троцкий в статье «Их мораль и наша» оправдывает революционное насилие пролетариата; он рисует общество будущего, в котором не будет насилия и никаких социальных противоречий, хотя проложить к нему мост нельзя иначе, как революционными, насильственными средствами. Аналогичной позиции придерживался вождь мирового пролетариата, когда говорил о добре «с кулаками».

Любое насилие хочет оправдания и для этого использует моральную демагогию, а также деление людей на хороших (наших) и плохих (чужих).

Насилие - власть силы, поэтому оно находится вне морали. Мораль и насилие исключают друг друга. Однако всякое насилие нуждается в санкции морали, взывает к борьбе со злом. В талибском Афганистане существовало Министерство добра и борьбы со злом, именно оно приговаривало к смертной казни всех, кто не подчинялся режиму. Не многим отличается американский подход, делящий мир на своих (империя добра) и чужих (империя зла).

7. Какое насилие является легитимным?


Современное государство монополизировало насилие и институционализировало его. Право на насилие локализуется специальными социальными группами лиц и осуществляется по установленным правилам. Стражи порядка призваны защищать отдельных граждан друг от друга и от внешнего врага. Именно государство формирует систему мотивов, которой руководствуются граждане. Например, с помощью налоговой политики или социальной помощи оно может стимулировать или сокращать рост населения. Это насилие особого рода, не прямое, а косвенное или виртуальное. Другой пример косвенного насилия - манипуляция сознанием, шоковая терапия.

Всякое насилие, даже легитимное, нельзя отнести к моральной деятельности. Моральным может быть только ограничение насилия, выбор меньшего насилия, как в ситуации со злом, когда выбирают меньшее зло не потому, что оно зло, а потому, что оно меньшее. Таким образом, подлинная мораль отрицает любое насилие, кроме того, выбирает из двух зол меньшее.

8. Какое насилие является нелегитимным?


Насилие, как откровенная власть сильного над слабым, противно морали. Объектом нелегитимного насилия часто выступают больные, старики, женщины и дети. Примерами нелегитимного насилия являются преступность, а также причинение страданий многим людям в результате разрушения экологии, нечистоплотной журналистики, грязного бизнеса, халатного отношения к современной технике (Чернобыль), банального экстремизма и терроризма.

Жестокое обращение со стариками и бездомными детьми - это одна из патологий современной западной цивилизации. Современные родители часто выступают в такой необычной для них роли, как причина увеличения детской смертности. Например, согласно исследованиям американских социологов, 50% детей, убегающих из дома, просто исчезают.

9. Каковы причины побега детей из дома?


Жестокость и равнодушие родителей - главная причина

детской заброшенности. Кроме того, дети мешают карьере, в больших городах они становятся обузой. Часто дети убегают из дома, будучи жертвами избиения или сексуального насилия родителей. В США ежегодно родители издеваются примерно над 1,7 млн. детей, зверски избивают 750 тысяч. 27% женщин и 16% мужчин в детстве испытали сексуальные нападения.

Жестокое обращение с детьми и подростками в семье связано со следующими факторами: применение физических наказаний в качестве способа воспитания, финансовые проблемы семьи, присутствие в доме отчима или сожителя, пьянство родителей, боязнь разоблачения, когда жертва надеется, что жестокое обращение с нею никому не станет известным.

10. Каковы последствия семейной жестокости?


Агрессивность, преступность, обеспокоенность и депрессия, низкая самооценка, криминальное сексуальное поведение.

Попав в среду улицы, дети становятся неспособными к социализации, подвергаются смертельному риску, кроме того, могут стать объектом сексуальной эксплуатации или жертвами маньяков и педофилов.

Преждевременное отделение подростков от родного дома замедляет процесс их социализации и лишает возможности успешно интегрироваться в обществе. Затормаживается личностное развитие.

Существует прямая связь между насилием в семье и последующей преступной деятельностью подростков. Преступность выступает стратегией выживания в условиях улицы, определяемой предшествующим опытом жертвы.

Сегодня во всем мире под угрозой находятся нормальное развитие, благополучие и выживание детей. Страдания детей вызываются не только болезнями, бедностью, лишениями и войнами, но и той практикой воспитания и теми ритуалами, которые приняты в данной культуре. Особенно удивительно, что они страдают от действий тех, кто обязан о них заботиться.

В 60-х гг. XX в. эта проблема была открыта в США, но позже оказалось, что нет такого общества, в котором бы она не стояла.

11. Почему современные родители так плохо обращаются с детьми?


Жестокое обращение с детьми - общая патология современной цивилизации, связанная не с одной, а с комплексом причин.

Демографический взрыв современности должен привести к удвоению населения планеты (12 млрд.) к 2025 г. Такое огромное количество людей вызовет многие проблемы, в том числе появление никому не нужных детей.

Урбанизация в постиндустриальном обществе приводит к тому, что дети мешают карьере и социальной обеспеченности, поэтому вызывают у многих людей своего рода «аллергию».

Современная культура формирует маргинальное сознание, лишенное культурных корней, люди имеют образование, но лишены высокой культуры, эмоционально и интеллектуально обездолены, по этой причине они не осознают ответственность, связанную с воспитанием ребенка. Как отмечал Ортега-и-Гассет, массовый человек подобен ребенку, которому вместо игрушки доверили сложную технику типа персонального компьютера.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать