Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности

Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности

Реферат

Тема: Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности


Содержание


Введение

1 Характеристика работы Цицерона «Об обязанностях»

2 Первичный коллектив и его морально-психологический климат

3 Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе

4 Нравственные основы в оперативно-розыскной деятельности. Этика следственной работы

Заключение

Литература



Введение


Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке.

Нравственные отношения - это социально значимые взаимоотношения между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являющиеся каналами их духовного общения, регуляции поведения и передачи нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в процессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой деятельности.

Каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу нравственных отношений. Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, находящая свое выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

Можно выделить нравственные отношения сотрудников правоохранительных органов к своей деятельности (объекту, целям, средствам, методам, формам и результатам) и нравственные отношения между самими сотрудниками правоохранительных органов как субъектами этой деятельности- то есть нравственные отношения сотрудников правоохранительных органов в коллективе.

Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан с использованием властных полномочий налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности, с одной стороны, и, с другой стороны - границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в том и в другом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профессиональной этике.

Специфика работы всех правоохранительных органов, в конечном счете, накладывает отпечаток и на отношения в коллективе, ведь деятельность сотрудников внутренних дел практически постоянно связана со стрессовыми ситуациями, вызванными необходимостью использования мер принуждения и ограничения прав личности.

Вообще коллектив сотрудников правоохранительных органов довольно специфичен, что обусловлено возложением на них особых задач обеспечения правопорядка в стране, жесткой регламентацией их деятельности, которая строится на основе строгого выполнения приказов и распоряжений, субординации и координации, определенная замкнутость связей и контактов в процессе общения между членами коллектива сотрудников правоохранительных органов.

Целью данной работы является изучение вопросов, касающихся нравственных отношений между сотрудниками правоохранительных органов.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

- дать определение коллектива, изучить качества коллектива;

- рассмотреть понятие морально-психологический климат в коллективе, перечислить факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование морально- психологического климата в коллективе;

- изучить функции руководителя коллектива сотрудников правоохранительных органов и его влияние на организацию нравственных отношений в коллективе;

- рассмотреть моральные требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов, в частности к следователю;

- изучить некоторые вопросы, связанные с этикой следственной работы, в частности с проведением отдельных следственных действий.


1 Характеристика работы Цицерона «Об обязанностях»


Синтез римской и греческой культуры, подготовлявшийся длительным процессом эллинизации Рима, получил литературное воплощение в многостороннем творчестве Марка Туллия Цицерона (106-43). Адвокат, политический деятель и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя, обосновывавший его с помощью греческих политических теорий, Цицерон является вместе с тем крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основоположной для всего последующего развития латинской прозы.

Трактат «Об обязанностях» - последнее философское произведение Цицерона. Трактат Цицерона «Об обязанностях» - одно из наиболее популярных его философских произведений. Если для современников и ближайших потомков Цицерон был в первую очередь непревзойденным мастером слова, стилистом, то в эпоху поздней империи для идеологов христианства он выступает главным образом как философ и моралист. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этика Цицерона оказала огромное влияние и даже в какой-то мере легла в основу христианского учения о морали. Еще в XVIII в. трактат Цицерона воспринимался не только как памятник античной мысли и литературы, но и как действенное «пособие» по прикладной морали.

Трактат разделен на три книги. В первой анализируется понятие нравственно-прекрасного, во второй обсуждается вопрос о полезном и в третьей - о конфликте нравственно-прекрасного с полезным, о конфликте, в результате которого всегда должно торжествовать нравственно-прекрасное. Жанр трактата «Об обязанностях» для Цицерона необычен. Подавляющее большинство его философских произведений написано в форме диалога.

Данный же трактат представляет собой наставление сыну. Этот жанр предопределил в значительной мере своеобразие трактата. Его содержание разнообразно: это и моральные предписания, и отступления политического характера, и исторические примеры, и юридические казусы. В целом трактат Цицерона представляет собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных отнюдь не на каких-то особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и «порядочных» граждан. Здесь речь идет об обязанностях, приложимых ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо «склонность к доблести»; он не только адресован, но и ориентирован на молодого римлянина (изначально), достойного гражданина, вступающего на путь государственной карьеры.

В основе учения Цицерона об обязанностях лежит представление о высшем благе как о нравственно-прекрасном. Цицерон отмечает, что любой области жизни и деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл всей жизни. Отсюда следует, что все обязанности должны иметь своим источником стремление к нравственно-прекрасному, к высшему благу.

Термин «обязанность», которым решил воспользоваться Цицерон, имел в Риме практический и вполне конкретный характер, да и сам Цицерон не понимал его отвлеченно, в смысле какого-то общественного долга. Его больше занимал вопрос, насколько приложим этот термин к государственным обязанностям. Трактат Цицерона «Об обязанностях» имеет в виду обязанности не человека вообще, а обязанности римского гражданина, достойного члена римской общины. По мнению Цицерона, существует четыре источника, или четыре «части», того, что считается нравственно-прекрасным. В его интерпретации они выглядят следующим образом: на первом месте стоит познание истины, затем следует «двуединая» добродетель - справедливость и благотворительность, затем величие духа и, наконец, благопристойность и умеренность. Из каждой этой добродетели вытекают определенные обязанности, предписываемые стремлением к главной и конечной цели - к высшему благу. Цицерон считает, что обязанности гражданина вытекают из «двуединой» добродетели (справедливости и благотворительности).

Нужно отметить, что он неоднократно подчеркивает общественный, социальный характер этой добродетели. Следовательно, обязанности, вытекающие из нее, тоже должны считаться обязанностями общественными, социальными.

Определенный интерес в рассуждениях Цицерона, относящихся к обязанностям, вытекающим из понятия справедливости, представляет раздел трактата, посвященный «военной морали». Основные положения Цицерона таковы: война может быть только вынужденным актом и допустима лишь в тех случаях, если переговоры не дают никаких результатов. Здесь вырисовывается новая обязанность, новая черта облика идеального гражданина - обязанность воина, защитника могущества римского государства.

Рассуждение о справедливости заканчивается упоминанием о рабах, по отношению к которым, по мнению Цицерона, тоже следует проявлять справедливость. Однако эта справедливость трактуется довольно своеобразно: к рабам следует относиться как к «наемникам», т.е. требовать от них работы и предоставлять то, что им «полагается». К облику земледельца и воина, добавляется еще одна немаловажная черта - обязанность «справедливого» хозяина, владельца рабов.

В трактате подчеркивается, что общество связывает людей союзом, разумом, речью; этим люди и отличаются от зверей. Человек обязан помогать человеку, но средства отдельных лиц невелики, и потому необходима градация благотворительной деятельности. Она должна быть установлена в соответствии с существующими степенями общности людей.

Цицерон подходит к центральной части своего рассуждения о благотворительности. Он устанавливает теперь градацию обязанностей в зависимости от различных форм или степеней человеческой общности. «Из всех общественных связей, - говорит он, - для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством. Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?». И здесь же приводится некая шкала этих обязанностей, расположенных в зависимости от их значимости: на первом месте стоят обязанности по отношению к отечеству и родителям, затем - к детям, семье и, наконец, к родственникам и друзьям. Так к характерным чертам и обязанностям идеального гражданина прибавляется еще одна и, пожалуй, наиболее специфически римская черта (обязанность):особое, почти благочестивое отношение к отечеству, семье, близким.

Таковы основные наблюдения, которые могут быть сделаны в отношении облика «идеального гражданина» на основании рассуждений Цицерона о «двуединой» социальной добродетели - справедливости и благотворительности. Что касается анализа других кардинальных добродетелей, то выводимые из них Цицероном обязанности относятся скорее к его представлениям об облике государственного деятеля, руководителя государства.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать