Базовые ценности российских пограничников предполагают наличие источников своего формирования как ценностных оснований деятельности личности, в конкретном случае деятельности российского пограничника. Такими источниками базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников можно считать:
- место и роль России в мире;
- национальные интересы;
- общественные идеалы;
- базовые ценности силовых органов государства;
- особенности профессиональной деятельности российских пограничников.
Положение страны будет являться одним из основных источников базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников. В свою очередь это положение будет определяться, прежде всего, геополитическими факторами и закрепит в сознании российских пограничников те ценности, которые необходимы для надежной защиты страны, ее суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод ее граждан.
Еще одним важным источником базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников являются базовые ценности силовых органов государства.
Ценности сотрудников силовых органов государства - это те ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности, это конечные основания их деятельности.
Ценностные основания деятельности сотрудников силовых органов государства - это та часть общих ценностей общества, которая реализуется в процессе позитивно значимого силового принуждения. Это те ценности общества, которые реализуются с помощью правового силового принуждения, на защиту которых непосредственно направлена их деятельность, которые не должны быть нарушены в ходе их деятельности, это ценности исходные для построения всей ценностно-нормативной системы деятельности силовых органов государства.
В обществе, где существует общезначимая система ценностей - силовые органы сориентированы на защиту этих ценностей.
Доминантные ценности - цели, на которую направлена деятельность.
Ограничивающие - те, которые нельзя нарушать, двигаясь в определенном направлении.
Направляющие ценности сотрудников силовых органов государства - это те ценности на достижение которых направлена их деятельность. К ним относятся:
- права и свободы граждан, закрепленные в национальном и отечественном праве;
- правовое государство, его территориальная целостность, суверенитет, его Конституция и законы, полномочия законной власти;
- собственность;
- внешний и гражданский мир;
- монополия силовых органов государства на применение силы;
Ограничивающие ценности сотрудников силовых органов государства - это те ценности, которые нельзя нарушать в процессе деятельности.
- права и свободы сограждан;
- лояльность законно избранной власти и подконтрольность ей, презумпция виновности;
- законосообразность, легальность действий - разрешено только то, что прямо предписано законом;
- внепартийность, надконфессиональность, надэтничность;
- политическая активность: активная защита и поддержка существующего политико-правового устройства, соразмерность средств, выделяемых на силовые органы и их размер возможностям общества и государства и существующим угрозам;
- нестяжательство и внекоммерционность, минимизация потерь личного состава.
Пограничные органы российского государства должны быть профессионально подготовлены, иметь в своем составе лучших представителей общества. Их конечные цели - общенациональные интересы, а не партийные, то есть интересы какой-либо части общества. Сотрудники пограничных органов должны быть сознательными защитниками политического строя и проводниками политики государства.
В основе построения базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников должны лежать принципы гуманизма и государственно-правового патриотизма.
Таким образом, базовыми ценностями нравственного поведения российских пограничников в современных условиях целесообразно считать: Конституцию Российской Федерации; территориальную целостность; законность и правопорядок; демократические права и свободы граждан; безопасность государства и в том числе безопасность в пограничной сфере; обустроенность государственной границы; надежную охрану границы; борьбу с контрабандой как составляющую экономической безопасности; справедливость; образованность; профессионализм; равенство всех граждан перед законом; терпимость; сохранение окружающей среды, в том числе природного потенциала приграничья в интересах России и всего человечества; противодействие пандемиям как разновидности трансграничных угроз; усиление контроля за ветеринарной и фитосанитарной обстановкой на границе; способность пограничной охраны противостоять различным угрозам России в пограничной сфере и др.
Заключение
Система угроз безопасности личности, обществу и государству в пограничной сфере и необходимость противостояния им, обусловили необходимость подготовки и проведения политических, военных, экономических и иных мер. В их числе перестройка системы образования, введение новых видов обеспечения, таких как морально-психологическое, специальное информационное и другие. Обеспечение безопасности в пограничной сфере в современных условиях требует от всего личного состава войск и органов, и в первую очередь от офицерского корпуса высокой психологической готовности, развития преимущественно качественных параметров Пограничной службы (ПС) Российской Федерации. Это и предусматривает концепция охраны государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, в соответствии, с которой особые требования предъявляются к подготовке офицерских кадров, к уровню их профессиональной готовности. Среди приоритетных направлений в работе с ними одно из ведущих мест занимает психологическая подготовка молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности, формирование у них тех личностных психологических структур, которыми определяется высококачественное, заинтересованное отношение к своим служебным обязанностям. Весьма актуальной в этой связи выступает научная задача формирования психологической готовности у курсантов высших военных заведений ПС России на этапе овладения профессией офицера-пограничника.
Трудности, которые приходится преодолевать молодым офицерам-пограничникам в современных условиях функционирования Пограничной службы Российской Федерации, обусловлены как объективными, так и субъективными предпосылками.
К объективным предпосылкам можно отнести то, что в сложившейся системе внешних и внутренних, реальных и потенциально действующих угроз безопасности личности, обществу и государству на государственной границе и приграничных территориях войска и органы Пограничной службы России выполняют поставленные задачи по обеспечению пограничной безопасности, нерушимости государственной границы и территориальной целостности нашего государства. Выпускники военно-учебных заведений встретятся с реальными угрозами интересам пограничной безопасности России, которые не снижаются, а по отдельным параметрам нарастают. Особенно напряженной военно-политическая и оперативная обстановка остается на участке Северо-Кавказского регионального управления. Обострение обстановки в регионе может быть вызвано и негативным развитием ситуации в грузинском приграничье, где нарастает активность боевиков. Не менее сложной остается обстановка на Центрально-азиатском направлении. Здесь определяющими факторами по-прежнему будут являться: продолжение внутри афганского противостояния; активизация деятельности исламских экстремистских организаций на территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, недостаточная защищенность внутренних границ между государствами Центрально-азиатского региона.
На других участках государственной границы войска и органы Пограничной службы ведут непрерывную борьбу с незаконной миграцией, контрабандной, иной противоправной деятельностью, противостоят увеличению масштабов браконьерства, охраняют морские биоресурсы Российской Федерации.
К субъективным же причинам можно отнести низкий уровень психологической готовности офицеров к исполнению своих профессиональных обязанностей. Это объясняется тем, что ныне в условиях коренных изменений в общественной жизни и пограничной службе происходят серьезные трансформации в психике, сознании офицеров, особенно у тех из них, которые находятся на одном из самых сложных этапов своей служебной карьеры - этапе адаптации и профессионального становления.
На служебной деятельности молодых офицеров-пограничников сказывается недостаточная материальная обеспеченность и социальная защищенность, отсутствие уверенности в жизненной и профессиональной перспективности.
С одной стороны, развитие и совершенствование Пограничной службы как никогда требует офицера-пограничника, который, руководствуясь осознанием гражданского и воинского долга, профессионально бы выполнял свои служебные обязанности, психологически грамотно подходил бы к работе с личным составом, трудился с интересом и желанием, с другой - немалая часть выпускников военных институтов проявляет нежелание продолжать службу, стремиться покинуть ряды офицерского корпуса в следствии недостаточной психологической готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, не подлежит сомнению, что безопасность государства имеет не только политическую, правовую, но и нравственную ценность. Разумеется, она должна быть охарактеризована, прежде всего, с политической и правовой точек зрения, но важно видеть и ее нравственно-гуманистический смысл. Безопасность государства означает возможность сохранения конституционного порядка, мирного и суверенного развития страны и ее граждан, обеспечивает стабильность власти, дает ей возможность сосредоточиться на решении задач развития общества. Обеспечение безопасности государства означает сохранение свободы и независимости страны, создание условий для реализации не только общегосударственных, но и личностных интересов. Именно эти стороны обеспечения безопасности государства придают данному процессу характер нравственного блага, нравственной ценности.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 10 апреля 1995 г.
2. Положение о Федеральной службе безопасности. 18 августа 2003 г.
3. Административная этика. Учебное пособие. - М., РАГС, 1999.
4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
5. Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. - М.: ВПА, 1971.
6. Ежов О.В. Военная служба как фактор социализации личности (Социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук - М.: ВУ, 1999.
7. Емец B.C. Социализация военнослужащих кадрового состава войск и органов Пограничной службы РФ: Политологический анализ. - М.: Академия ФПС России, 2002.
8. Капитонов Н.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - М., 2005
9. Костиков Н.А. Культура офицеров ФСБ. - М., 1997.
10. Морхат П.М. Нравственные основы российского законодательства и государственной службы. - М., 2005
11. Мяготин А.В. Профессиональная этика государственных служащих. - М., 2005.
12. Нравственные основы государственной службы России. Учебное пособие. - М., РАГС. 2003
13. Основы профессиональной этики. Курс лекций. - ГПИ ФСБ РФ, 2008.
14. Панов АИ. Офицерский корпус и политические процессы в обществе: мировой опыт и российская действительность. - М, 2000.
15. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. - М.: Щит. 2004.
16. Сараф М.Я. Основы профессиональной этики. - Голицыно, 2003.
17. Социальный портрет пограничника//НИР «Портрет». - М: ЦОПИ ФПС РФ, 1998.
18. Сухарев В.А Социально-профессиональные качества офицера пограничника и их формирование. - М: Академия ФПС России, 2003.