22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик
В большинстве своём методы проектирования преследуют цель объективирования процесса и результатов мышления. В данном случае предполагается, что проектировщик всегда вполне осознаёт свои действия и их причины. Методы, в которых проектировщик рассматривается как прозрачный ящик, характеризуются следующими общими чертами:
-цели и критерии задаются заранее;
-поиску решения предшествует проведение анализа;
-оценка результатов даётся в основном в словесной форме и построена на логике;
-заранее фиксируются стратегии, т.е. определённый порядок действий.
Анализ – дивергенция – этот термин обозначает расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения обширного и плодотворного пространства для поиска решения
Оценка – конвергенция – эта стадия наступает, когда задача определена, перемены найдены, цели установлены. Проектировщику необходимо разрешать противоречить до тех пор, пока не будет найдено 1-но наиболее оптимальное решение.
Стратегии проектирования - это определение последоват-ти действий выбираемые проектировщиком или группой проектировщиков с целью преобразования исходных заданий в готовый проект.
Существуют разные стратегии:
1.линейная
2.Адаптивная стратегия
3.«Случайный поиск»
Стратегия пригодна, когда необходимо найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределённости.
23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы
1. Матрицы взаимодействий. Сущность – обеспечить системный поиск взаимосвязей между элементами в рамках данной проблемы.
2. Сеть взаимодействий. Сущность – отразить схему взаимосвязей между элементами в рамках проектной проблемы.
3. Анализ взаимосвязанных областей решения. Сущность – выявить и оценить все совместимые комбинации частичных решений проектной проблемы.
4. Трансформация системы. Сущность – найти способы трансформации системы с целью ликвидации присущей ей недостатков.
5. Проектир-е нововведений путем смещения границ. Сущность – сместить границы нерешаемой проектной проблемы, чтобы для ее решения можно было использовать знания из смежных областей.
6. Проектир-е новых функций. Сущность – создание радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса.
7. Классификация проектной информации. Сущность – разделить проектную проблему на поддающиеся решению части.
8. Определение компонентами по «Александру». Сущность – найти правильные физич-е компоненты конкретной структуры, кот. можно было бы изменять независимо друг от друга в соответствии с последними изменениями среды.
24. Методы расширения области поиска проектных решений
Методы:
1. мозговая атака. Цель: стимулировать группу лиц генерированию большого кол-ва идей. Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большого их выбора увеличивается. Наиболее различный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстрый способ генерир-я необходимого разнообразия идей, кот. могут послужить основой для серьёзного поиска решения. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована.
2. синектика. Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование и преобразование проектной проблемы используя различные аналоги.
3. Ликвидация тупиковых ситуаций. Суть – найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.
План действий: имеется ряд способов изменяющие подход решения проблемы, когда в тупике. Несколько типов, каждый из кот. может оказаться достаточным для ликвидации тупиковой ситуации:
1. правило преобразования, которому можно подвергнуть имеющееся неудовлетворенное решение или какие-нибудь его части.
2. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.
3. Переоценка проектной ситуации.
4. Морфологические карты. Цель – расширить поиск решений проектной проблемы. Суть - морфологические карты предназначены для стимулир-я аналитического мышления и гарантирование того, что ни одно новое возможное решение проектной проблемы не будет упущено. Преимущество – для оформления матрицы требуется мало времени. В карте перечисляется спектр ластичных решений, т.е альтернативных средств осуществления каждой функции.
25. Стратегии проектирования
Стратегии проектирования - это определенная последоват-ть действий, выбираемая проектировщиком или группой проектировщиков с целью преобразования исходных технологического задания в готовый проект.
Существуют разные стратегии.
Самая идеальная – линейная – из цепочки последующих действий, в кот. каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов общего действия.
Циклическая стратегия – это если после получения результатов на одной стадии приходится возвращаться к одному из предыдущих результатов.
Разветвлённая стратегия – когда действия проектировщика не зависит одно от другого. В эту стратег. могут входить этапы очень выгодные в том отношении, что позволяет увеличить колич-во людей одновременно с задачей.
Альтернативные этапы – кот. позволяет в определённой степени в соответствии с исходом предыдущих этапов.
Адаптивная стратегия – отличается тем, что в них с самого начала определяется только 1-е действие. Надёжным, но ограниченным вариантом адаптивных стратегий является превращения. Этапы:
заново оценить существующее решение
исследование нескольких мелких изменений
приспособить существующее решение к изменению
«Случайный поиск» - нет стратегии, плана, метод «тыка» - это стратегия отличающаяся абсолютным отсутствием плана, но в нескольких случаях оказывается научным методом.
Стратегия пригодна, когда необходимо найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределённости.
26. «Мозговая атака» - метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей
Цель: стимулировать группу лиц генерированию большого количества идей
План действий:
1.Отобрать группу лиц для генерации идей,
2.Довести до сознания участн-в., что приветств-ся любые идеи, что участн-ки должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи предложенные другими.
3.Зафиксировать выдвижение идей и дать им затем оценку.
Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увелич-ся. Наиболее различный подход к мозговой атаке сост. в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстр. способ генерирования необход-го разнообразия идей, кот. может послужить основой для серьёзного поиска решения. Непосредственно ценным выходом мозговой атаки, явл. не сама идея, а категории, на кот. они разбиваются в процессе классификации. Выбор практических осуществимых идей из большого, случайного множества, возможно лишь после того как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достат. просто и ясно сформулирована.
Этот метод можно использовать на любой стадии проектир-я. Его можно также использовать для генерирования информации или формулирования восприятия анкеты. 6-ть чел. за 1,5 часа могут выдвинуть – 150 идей.
27. Синектика - метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации
Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование, и преобразование проектной проблемы, используя различные аналоги.
План действий:
1. тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработки
2. предоставить группе попрактиковаться в использовании аналогов для ориентации спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенных проблем
3. передать группе сложные проблемы, кот. не могут решить основные организации и представить ей достаточ. время для их решения
4. представ-ть работы группы основн. организац-м для оценки и внедрения.
Использование аналогов 4-х типов:
A. прямые аналоги (их часто наход. в биологич. системах, решающих сходные проблемы).
B. субъектные аналоги (конструктор представляет себе, как можно использ-ть своё свойство, благо для достиж-я искомого результата).
C. символические аналоги (это поэтич. метафоры и сравнения, в кот. характеристики одного предмета отождествляют с характер. др).
D. фантастич-е аналоги (представить себе вещи такими, какими не явл-ся, но какими бы мы их хотели видеть).
Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общие решения некот-х пробл-м. Синектическая группа не расположена данными, кот. позволили быть ей судить о целесообразном изготовлении предметов. Этот метод имеет своей целью ликвидир-ть серьёзные несоответствия во внутр-й структуре существующих решений, направлений. На удовлетворение во внутрен-й структуре сущ-т решения, направленные на удовлетворение некот. осознанной потребности.
28. Ликвидация тупиковых ситуаций - метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата
Цель: найти новое направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.
План действий: имеется ряд способов измен-ть подход решения проблемы, когда в тупике:
I. Правило преобразования, котор. можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие-нибудь его части.
II. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.
III. Переоценка проектной ситуации.
Напр.: Если перед проектировщиком стоит проблема, предотвратить образования луж на тротуарах вокруг зданий во время сильных ливней, он берет за основу, такой заведомо непригодный способ, как естественное испарение воды из луж, и смотрит, какие синонимы к следующему слову – испариться – имеются. Он найдёт след. выражения – исчезнуть, скрыться, улетучиться, выветриться, выдохнуться, рассосаться и т.д. Это сразу же натолкнёт на ряд идей решения проблемы: Н: выражение «скрыться» может навести на мысль о перфорированном настиле; «улетучиться» - об отсасывания воды с помощью очистной машины; «рассосаться» - на мысль об использовании пористого покрытия.
Сущ-т следующие способы ликвидации тупиковой ситуации: