Природа человека и происхождение морали

• патриотизм;

• культ предков, принадлежности к роду;

• уважение к умершим;

• коллективизм и т. д

Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия


1. Мораль классового общества

2. Философия античной эпохи

1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Этика формировалась путем:

• приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям;

• создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому обществу.

Можно выделить мораль:

- господствующего класса, свободных людей;

• рабов.

Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т. п.).

Рабы приравнивались к рабочим животным. Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества.

Мораль господствующего класса была признана главенствующей в обществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносились как всеобщие.

2. В начале своего становления этика была тесно связана с философией. Основой философии была так называемая предфилософия - единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравственных проблем.

Философия возникла в 1-й половине I тыс. до н. э. в Китае, Индии и Греции как "мировоззренческое мышление", распространение мышления на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы нравственности.

Особенности философии Востока и Запада:

• философия Индии была частью мифологического мировоззрения;

• философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным сознанием;

• философия Древней Греции была отделена от предфилософии.

Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов предфилософии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др.

В философии Древней Греции:

• формулируются основные общие понятия;

• преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символики, образов-архетипов);

• начинается отделение от мифологических представлений.

В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т. п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.

Характеристики античной этики:

• понимание моральности (мышления, поведения) как разумности;

• ориентация этики на человека ("Человек есть мера всех вещей". Прота-гор);

• провозглашение нравственной самоценности и суверенности личности;

• стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).


Вопрос 5. Индивидуалистическая ориентированность этических учений античной эпохи


1. Софизм

1.     Абсолютизм

3. Гедонизм

4. Киники.

1. Одним из учений античной этики был софизм (V - IV вв. до н. э.). Софисты (Протагор, Горгий, Антифонт):

• отрицали безусловность и общезначимость морали, ее догматизм;

• провозглашали ценность человека, его моральный релятивизм (наличие у каждого индивида своих моральных представлений);

• считали добродетелями все достоинства человека (ум, профессионализм и т. п.);

• считали справедливым все, что приносит пользу (утилитаризм).

2. Противником софистов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.), провозгласивший абсолютизм морали (догматизм, ригоризм). Основные положения этики Сократа:

• единство морали и права ("...Что законно, то и справедливо", справедливо все то, что предписано государством);

• ограниченность моральных оценок людей ("Человек знает то, что ничего не знает");

• главное в морали - добродетели (мудрость, справедливость, умеренность, мужество);

• мудрость является важнейшей добродетелью, с ее помощью достигается цель жизни.

Сократ был основоположником эвдемонистической традиции. Он считал, что:

• высшее благо для человека - достижение счастья;

• счастьем является разумная моральная жизнь;

• задача этики - сделать человека моральным (то есть счастливым);

• основой моральности является знание (любая добродетель - это вид знания);

• моральные ценности осуществляют регулятивные функции только тогда, когда осмыслены человеком.

3. Аристин (435 - 355 гг. до н. э.), ученик Сократа, основал направление этики, называемое гедонизмом. Аристин основал школу философии в г Кирене (Северная Африка), его последователи назывались киренаиками.

Основные положения гедонистической этики:

• высшим благом является удовольствие, зло - это страдание;

• высшей моральной ценностью является жизнь человека в ее чувственных проявлениях;

• физические удовольствия важнее духовных;

• мораль и разум вторичны (помогают избегать страданий, достигать удовольствий);

• смысл жизни человека - в наслаждении каждым ее мигом.

Последователь гедонизма Гегесий призывал к самоубийству людей, в чьей жизни больше страданий, чем наслаждений.

4. Противниками гедонизма были киники (циники) Антисфен (435 - 375 гг. до н. э.) и Диоген Синопский (? - 300 г. до н. э.). Они провозглашали:

• аскетический образ жизни как цель деятельности человека;

• отрицание удовольствий и элементарных удобств;

• приоритет духовных ценностей;

• духовную свободу как высшее благо, презрение к ценностям общества ("свобода от общества");

• законы природы как законы общества и т. д.

Идея нравственной свободы была доведена до крайности. Позиция киников привела к отрицанию элементарных моральных норм общества.


Вопрос 6. Субъективно-идеалистическая ориентация этических учений античности


этические учения античности

1.     Идеализм Платона

2. Этика Аристотеля

1. Ученик Сократа Платон (427 - 347 гг. до н. э.) развивал идеи своего учителя, систематизировал этические идеи на объективно-идеалистической основе. Согласно Платону мир дуалистичен. Он включает в себя:

• мир явлений (видимый мир);

• гармоничный мир вечных идей - эйдосов (в нем пребывают души людей до рождения в видимом мире). Идеи являются прообразами всего существующего в видимом мире. Составляющие концепции Платона.

• Индивидуальная этика - учение о совершенствовании человека (нравственном, интеллектуальном), гармонизации души человека. Платон считал, что смысл жизни человека заключается в приближении к миру идей путем самосовершенствования.

Мудрец должен стремиться к выходу из несовершенного видимого мира и воссоединению с гармоничным миром идей.

Добродетели основаны на сторонах души человека:

• мудрость (разумная сторона);

* мужество (волевая сторона);

* умеренность (аффективная сторона).

Добродетели являются врожденными качествами, душа человека вспоминает то, что знала до рождения.

• Социальная этика. В утопическом трактате "Государство" Платон обосновывает моральную иерархию, которая соответствует иерархии социальной. Каждая добродетель присуща тому или иному сословию:

* мудрость - правителям;

* мужество - воинам;

* умеренность - крестьянам и ремесленникам;

* справедливость является добродетелью государства (но не качеством личности), реализуется с помощью жесткой политической иерархии;

* рабы лишены добродетелей вообще.

Платон утверждал приоритет социальной гармонии. Интересы индивида отходят на задний план. Нравственность индивида должна быть социально значимой. Человек согласно Платону становится нравственным тогда, когда подчиняет свою жизнь интересам общества в целом.

В труде "Законы" Платон утверждал, что добродетель народа является ложной, "торгашеской". Философская добродетель является истинной, она присуща правителям. Мудрец, философ должен стремиться к выходу за пределы чувственного мира, воссоединению с миром вечных идей.

2. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира:

• ввел термин "этика";

• классифицировал этические понятия;

• обосновал этику как систему научного знания;

• написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика";

• обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали;

• сформулировал основные проблемы этики и т. д.

Согласно Аристотелю этика - это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой - сделать человека моральным (а значит, счастливым).

Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека - блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо - не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.

Аристотель утверждал, что добродетели:

• являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами;

• в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны;

• возникают тогда, когда человек дает оценку страстям.

Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель - это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель - щедрость, крайности - скупость и мотовство добродетелями не являются.

Главная добродетель - справедливость. Аристотель выделял справедливость:

• распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;

• уравнивающую (экономическую).

"...Мерило достоинства... граждане демократии видят... в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель).

Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Поступки могут быть:

• добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать);

• недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.).

Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:

• со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;

• со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.

Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики:

* общения (учение о дружбе);

* единства этики и политики;

·        ответственности в морали и т. д.


Вопрос 7. Этический субъективизм в эпоху античности

1. Эпикурейство

2. Эвдемонизм Демокрита

3. Стоицизм

1. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира.

Условия, необходимые для счастья:

• атараксия - безмятежность, невозмутимость духа;

• правильное отношение к удовольствиям;

• избавление от страхов;

• равнодушие к внешнему;

• дружба.

Эпикурейцы считали, что человек должен:

• отдавать предпочтение духовным удовольствиям;

• соблюдать меру в удовольствиях;

• избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия:

• естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.);

• естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.);

• неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство).

Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия.

Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: "Живи незаметно".

В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться - от страхов:

• перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь;

• страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью;

• страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности.

Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие.

Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей.

Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволило избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.).

Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость - одно из условий счастья.

2. Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) провозглашал целью жизни человек стремление к счастью. Основой счастья являются:

• душевное спокойствие;

• мудрость (важнейшая добродетель);

• чувство меры (разумное удовлетворение потребностей, умеренность). Познание добра и зла осуществляется в процессе воспитания. Демокрит говорил: "Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы". Порок является следствием невежества.

Демокрит считал, что:

- слава, богатство и стремление к ним лишают людей душевного покоя;

• бедность также делает человека завистливым, беспокойным;

• мудрость обеспечивает душевное спокойствие, а значит, счастье чело века.

Стоики: Зенон из Китиона (333 - 262 гг. до н. э.), Хрисипп (281 - 208 гг. до н. э) развивали ригористические идеи киников. Основные положения этики стоиков: человек должен: осознать необходимость, сквозную причинность - выражение высшего, разумного начала;

сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу;

в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства;

жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой;

люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь.

Отрешенность от страстей - важнейшее условие внутренней свободы человека;

достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями:

мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью;

мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга;

стоики не ценили:

внешние блага; человеческие привязанности; здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. ("Лучше достойно умереть, чем недостойно жить". Сенека.)

В этике стоиков существуют только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, будет он добродетельным или порочным.

Идеи стоицизма прошли три периода развития:

Древняя Стоя (III - II вв. до н. э.);

Средняя Стоя (II - I вв. до н. э.);

Новая Стоя (I - II вв.) " римский период развития стоицизма. Для Новой Стой характерны:

пессимистическая покорность судьбе;

усиление индивидуализма, "ухода в себя";

религиозные переживания;

милосердие, сострадание.

Представители стоицизма: Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктет (50 -140), Марк Аврелий Антонин (121 - 180)

Литература

1.     Этика (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

2.     Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с.

3.     Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

4.     Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать