Структура морального сознания

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам, автоматически считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами( милиция, суд и т.д.)

 

Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека.


Принципы - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий  выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, идеалы- явления, прежде всего эмоциональнообразные, а нормы вообще не могут осознаваться и действуют на уровне моральных привычек  и бессознательных установок, то принципы - феномен рационального сознания. Например, принципы справедливости, равноправия, сочувствия, рефлексивности морали, взаимопонимания и другие являются условиями нормального общежития всех людей. [2,21]

Вот еще одно краткое определение:

Моральный принцип - всякий принцип, который должен определять нравственную волю, как, например, радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм), удовлетворение естественных побуждений (этический натурализм), совершенство (эвфонизм), гармония и т.д.

Интерес   представляет структура морали с  точки  зрения  степени

сложности    регулятивного    воздействия, оказываемого теми или иными  нравственными представлениями.     Простейшая      форма нравственных утверждений - это норма:  "не убий", "не укради", "делай  то-то".  Норма определяет поведение в некоторых  типичных ситуациях,  повторяющихся   тысячелетиями. Способы  их  решения  сообщаются   нам   с детства, обычно мы пользуемся ими легко  и не задумываясь. И только  нарушение  нормы привлекает    внимание    как     вопиющее безобразие.  Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна  проникать  в  душу  человека,   он должен приобрести  нравственные  качества: благоразумие, щедрость, доброжелательность и прочее. Древнегреческие мудрецы выделяли четыре  основных   добродетели   человека: мудрость,    мужество,    умеренность    и справедливость.    Каждое    из    качеств  проявляется многообразно  в  самых  разных поступках.  Оценивая  человека,  мы   чаще всего и перечисляем эти качества. Но ясно,  что   каждый   из   людей   не    является воплощением  всех  совершенств,   а   одно достоинство   может   не   искупить   кучи недостатков.    Мало    иметь    отдельные положительные черты, они должны  дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек  определяет  ее  для  себя, формулируя     некоторые      нравственные  принципы.  Такие,     например,     как  коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм. Выбирая принципы,  мы  выбираем моральную   ориентацию   в   целом.    Это принципиальный выбор, от которого  зависят частные   правила,   нормы   и   качества. Верность   избранной   моральной   системе (принципиальность)    издавна    считалась достоинством личности. Она означала, что в любой  жизненной  ситуации человек  не сойдет  с   нравственного   пути.   Однако принцип абстрактен; раз  намеченная  линия поведения, иногда начинает утверждаться как единственно   правильная.   Потому    свои принципы  надо  постоянно   проверять   на гуманность, сверять их с идеалами. Идеал - это конечная цель,  к  которой  направлено нравственное  развитие  это   либо   образ нравственно  совершенной   личности   либо более   абстрактное   обозначение    всего "морально высшего". Воплотим ли  идеал  в  действительности?  Ведь приближаясь к нему, мы видим, что по- прежнему далеки от совершенства. Однако не следует  отчаиваться:  идеал  -   это   не эталон,  с  которым  надо   совпадать,   а обобщенный образ. Идеал  вдохновляет  наши действия, показывая в сегодняшнем  дне,  в нашей  сегодняшней  душе  то,  какими  они должны    быть.    Совершенствуясь,     мы совершенствуем и свои идеалы,  прокладывая к ним свой  собственный  путь.  Так  идеал развивает человека.  Потеря  же  идеала  или смена    его    оказывается     тяжелейшим испытанием,  ибо   это   означает   утрату нравственной перспективы.

По  отношению  ко  всем   этим   уровням морального сознания верховным  регулятором служат понятия о высших  ценностях  морали как таковой. К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье. Ценностные  понятия составляют    основу    нашей    моральной ориентации,  они   очаровывают   сознание, пронизывают его сверху донизу.  Итак,  компоненты   морали   связываются между  собой  прихотливыми  способами.   В зависимости  от  выполняемых  нравственных задач  они  складываются  во   все   новые структуры. Мораль является нашим глазам не неподвижным  предметом,  а  функциональным образованием.  Мораль  рождена   движением общества и личности, потому именно в своих функциях она раскрывается по-настоящему.

Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Однако сам принцип абстрактен, поэтому на следующей ступени моральной структуры стоят ценности и идеалы как конечная цель, к которой направленно нравственное развитие.[4,167]

 

Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания


Моральный идеал – идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Моральная ценность - не самое сложное для понимания явление ценности. По крайней мере, здесь ясно видна его общественная природа. Лишь религиозное сознание может наделять явления природы моральным смыслом, видеть в них действие злых сил или проявление божественной кары. Мы же знаем, что область морали целиком исчерпывается сферой действия социальных законов.

Однако откуда могло возникнуть представление о том,  что моральная оценка есть акт непосредственного усмотрения, кажущегося "самоочевидным". Таким может представиться акт оценки обыденному моральному сознанию. Ученый-теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их с точки зрения их социального значения. Человек, испытывающий эмоции на предмет определенного поступка, может и не подозревать о тех социальных условиях и сложном переплетении общественных связей, которые делают оцениваемый им поступок добром или злом.

Очевиден весьма определенный подход к человеку в условиях частнособственнических интересов, свойственных эпохе современного капитализма. Поскольку индивид  достигает своих частных целей лишь путем служения "общественному интересу" фирмы, постольку частнособственнический эгоизм должен всячески скрываться, снаружи должно быть видно только его служебное рвение, преданность заинтересованность в процветании не принадлежащего ему дела. Индивид теперь не эгоист, а "беззаветный служитель общему делу". Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обществе ложь становится моралью личности. Она витает в виде общеупотребительных фраз, одобрения начальства, лицемерных заверений в своей собственной лояльности и спорадических наговоров на других, такой лояльности не проявляющих.

Отсюда, ценности - это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Предметом исследования, на котором основаны излагаемые выводы, стали следующие категории морального сознания:

1. Аксиология (теория моральных ценностей) — занимает ключевое место в системе философских концепций нравственного сознания. По мнению А.И. Титаренко: «Ценностная ориентация обеспечивает функциональное единство всей структуры нравственного сознания». Иными словами, в психологических терминах, является  системообразующим фактором.

В истории философии и этики на роль критериальных высших ценностей выдвигались красота, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы народа, класса и т.д. Этим критериям соответствуют разные — нередко враждебные друг другу — кодексы морали, разные системы конкретных предписаний и оценок.

2. Моральные принципы или максимы в определенной степени могут нести в себе ценностную модальность, но часто раскрывают только особенности способа выполнения моральных требований. Классический пример — Золотое правило. К моральным принципам также можно отнести релятивизм, догматизм. Хотя эти принципы не обосновывают никаких норм поведения, они тем не менее определяют степень обязательности следования требованиям.

3. Аморализм (зло в моральном самосознании). Методологический принцип всестороннего изучения нравственного сознания предполагает исследование нравственно-отрицательных проявлений личности не в меньшей степени, чем положительных.

Таким образом, поскольку мы в качестве основы исследования берем моральные ценности, как обязательный элемент должны включить и антипод — проблему аморализма.

«Аморализм» в «философском исполнении» весьма разнообразен. Довольно много «аморальной» аргументации можно найти в истории этики.

Например: Ф. Ницше: человек по природе свободен. Аристипп: наслаждение есть благо, даже если порождается безобразнейшими вещами. Калликл (софист): мораль выдумана представителями власти для своей пользы. И тот, кто силен встать выше законов, тот имеет на это право. Фрасимах (софист): справедливо то, что полезно более сильному (отношения типа институт — общество).

Таким образом, использовались описанные в литературе и самостоятельно сформулированные обоснования аморализма.

4. Моральный конфликт и выбор. Эта проблема стоит особняком в философских концепциях нравственного сознания. Особый интерес исследователей привлекает выбор решения, когда «добрая» цель должна достигаться «злыми» средствами, отношение к компромиссу добра и зла, цели и средства. [6,189]

Например, можно ли украсть лекарство для умирающего? Пытать террориста, чтобы узнать о месте заложенной бомбы? Или, как Глеб Жеглов, засунуть улику в карман вору, которого трудно поймать «за руку»?

Проблема. Что считать системообразующим фактором? Некий фактор, который определяет всю структуру в целом. Например, можно было бы предполагать, что человек, высшей ценностью которого является благо общества, будет стремиться жить для других в терминах танатологии, считать добродетелями самоотверженность, в моральных конфликтах будет выбирать поступок, который считает важным для блага общества. Например, будет пытать террориста, и подсунет кошелек преступнику.

Вывод


Итак, рассмотрев структуру морального сознания, последуют следующие умозаключения. Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, - все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер вездесущности.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.  Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.  «Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее:  «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Проводилось несколько исследований по разным процедурам. Рассмотрев этнические особенности морального сознания, можно сделать некоторые выводы.

Этнические особенности морального сознания.

Китай. Почти везде китайцы категоричнее отрицают достижение доброй цели злыми средствами. Они против (тогда как россияне — за) частностей в этом вопросе: не хотят вести себя безнравственно с негодяями, применять к ним силу. При этом они за более строгое (чем принято в России) наказание в случае серьезных последствий, и в наказание могут занизить ученику оценку за плохое поведение. Очевидно, не случайно китайцы отрицают (при сомнениях россиян), прощение обид и выступают за месть за нанесенный ущерб.

Моральное сознание русских, таким образом, неоднородно. Моральное сознание находится под сильным влиянием культуры (религиозных, социальных факторов, традиций и т.д.). Хотя русских отличает некоторый анархизм и одновременно конформизм в морали, он все же соблюдают принцип прощения обид, не хотят мстить.

США. Тендерные различия. Моральное сознание отлично у женщин и мужчин. Например, женский образ достойного человека гораздо больше ориентирован на естественность и непринужденность в отношениях. Женский образ «воплощенной добродетели» также склонен больше проявлять искреннюю заботу о людях, одинаково ко всем относится, в отношениях бескорыстнее и чужие слабости для своей выгоды не использует. Он менее злопамятен, и не стремится быть ни экстравагантным, ни выставлять напоказ своих достоинств и заслуг.

Филогенез морального сознания. За 5 лет (с 1996—2001) у студентов значительно уменьшилась значимость цели жить для других людей. Упала значимость широкого круга общения, хорошей семьи, хотя в абсолютных значениях она остается на очень высоком уровне. [5,78]

Китай. С другой стороны, повысилась значимость материального достатка; стать очень богатым хотят больше, хотя и на уровне тенденции. Также повысилась собственная ценность; гораздо больше опасаются деградации себя как личности.

Таким образом, очевидны две явные тенденции. Во-первых, значимость социальных контактов и альтруизма в отношениях значимо падает. Во-вторых, намечается противоположная тенденция — в определенном смысле эгоизм как самосохранение ( что по сути и неплохо), но и эгоизм прагматичного типа (материальный). В терминах танатологии (смыслов жизни) идет индивидуализация морального сознания.


Список используемой литературы:


1.Разин А.В. Этика: Учебник для ВУЗов / А.В. Разин, Москва, Академ. проект,2004.-622с.

2.Прокофьева Г.П., Этика, курс лекций / Г.П. Прокофьева.- Хабаровск:  Издательство ДВГУПС,2007.-110с.

3.Гусейнов А.А Этика: Учеб. Пособие для ВУЗов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.- М.: Гардарика, 1999.-472с.

4.Золотухина-Аболина, Е.В. Современная Этика: Истоки и проблемы: Учеб. Для ВУЗов / Е.В. Золотухина – Аболина. - Ростов н/Д.: МарТ, 1998.-448с.

5.Шрейдер, Ю.А. Этика: Учеб. Пособие / Ю.А. Шрейдер.- М.: Текст, 1998.-271с.

6.Зеленкова, И.Л. Этика: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева.- Мн.: Тетра Системс, 2000.-268с.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать