· "риторические приемы".
Подробно они будут рассмотрены далее.
Стадия "Технологический инструмент".
Его основной удельный вес при внедрении технологии составляют разнообразные тренинги. Предполагается, что занимающийся внедрением этой технологии имеет достаточную теоретическую подготовку в области психологии, этики и деловой риторики, проявил практическое умение пользоваться этими знаниями. Роденовская мысль: чтобы создать шедевр, надо взять глыбу и отсечь от нее все лишнее, положена в основу упражнений по внешней привлекательности. Они призваны придать личности не артистизм или камуфляж ее сути, а естественный стиль общения с людьми: искреннее их уважение и добропорядочность, и полезность. Используются такие тренинги, как ролевые игры с видеофиксированием, физиогномические упражнения и фейсбилдинг, деловая риторика, эстетика одежды.
Стадия "Критерии и методы замера результатов".
Специальные критерии и методы замера результатов освоения технологии личного обаяния пока не имеются, так как эта технология находится в состоянии оформления. Однако можно назвать ряд критериев, например симпатия, элегантность манер, эстетика одежды, приятность голоса, мобильность в установлении контактов с людьми. Методами их замера служат наблюдение, видеосъемка по временным интервалам освоения технологии, анкетное изучение мнения трудового коллектива, где работает обучающийся, а также интервально проведенные самоценки.
Сделать это можно с помощью теста, которые используется на Западе. Необходимо оценить компоненты имиджа и поставить в клетках любые знаки.
Компонент имиджа |
Недостаточный |
Средний |
Сверх нормы |
Исключительный |
Звучание голоса |
|
|
|
|
Коммуникативные способности (письменные и разговорные) выступления |
|
|
|
|
Умение вести себя в обществе |
|
|
|
|
Этикет сервировки |
|
|
|
|
Контакт взглядом |
|
|
|
|
Подача руки |
|
|
|
|
Осанка |
|
|
|
|
Физическое здоровье |
|
|
|
|
Ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д. |
|
|
|
|
Манера одеваться – свой стиль |
|
|
|
|
Хорошие манеры (воспитанность) |
|
|
|
|
За каждый компонент, отмеченный как исключительный необходимо начислить 3 балла, сверх нормы – 2, средний - 1.
Если вы получили менее 8 очков, ваш имидж губит вас. Остается загадкой как вас вообще взяли на работу.
Если от 9 до 12 очков, вы – господин Средний, который будет не очень котироваться у работодателей. .
Результат от 13 до 24 баллов ваш вид вполне приемлим, но ваш имидж неровен, в каких-то аспектах удачен, в каких-то недостаточен
Результат от 25 до 36 очков говорит о том, что у вас респектабельный имидж и нет сомнений что вы работали над собой. Возможно выше счастье в том, что родители привили вам хорошие манеры, возможно вы хорошо поработали над собой
1.2 Этапы внедрения технологии
Логика внедрения технологии личного обаяния - это ряд последовательно реализуемых мини-технологий по отработке четырех системообразующих блоков качества, составляющих в целом обаятельный имидж специалиста, а именно: визуальный эффект, коммуникативная механика, флюидное излучение, риторические приемы.
Первый этап. Осуществляется инвентаризация пакетов проектирования, проверяется срок их разработки. Подтверждаются стартовые условия освоения технологии. Полезно уяснить, какое отношение у обучающихся к имиджелогии: скепсис, предвзятость, самоуверенность, робость, неверие, любопытство.
Второй этап. Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отведена на так называемое "строительство" внешности. Философский постулат о соотношении формы и содержания здесь получает практическое воплощение. К сожалению, его жизненная реализация не всегда бывает удачна. Немало толковых и порядочных людей внешне не пользуются заслуженным признанием, а духовно скудный человек нередко умеет располагать к себе, даже очаровывать умных и образованных людей. Отсюда вывод: внешний вид человека, его манеры общения, физиономическая доброжелательность - существенно значимы в жизни людей.
В книге "Психокибернетика" Максвел Малтц заметил, что люди с недостатками внешности обычно обладают очень низким чувством самовыражения, они замкнуты, необщительны и чрезмерно чувствительны к оценкам со стороны. То есть срабатывает эффект, именуемый "увеличительным стеклом Кули": каждый судит о себе, наблюдая за реакциями других. Попытки М. Малтца в процессе занятий превратить таких людей из "гадких утят" в физически привлекательных не увенчались успехом, ибо, несмотря на изменчивую внешность, они все ощущали себя уродами. Исследователь пришел к выводу: изменить только внешность людей недостаточно, следует изменить и их мышление.
Обо всем этом подробно рассказывается на первом цикле занятий. Надо, чтобы слушатели прониклись глубокой убежденностью в значимости их внешнего вида для окружающих. Без обеспечения этого психологического условия их участие в последующих занятиях неэффективно.
Второй цикл занятий этого этапа - "строительство лица" (фейсбилдинг) и умение "читать лицо" (физиогномика).
Занятия по фейсбилдингу: определяется тип лица обучающегося, выявляются его наилучшие черты и движения. Существует около 20 тысяч мимических движений, сгруппированных по трем частям лица: лобной, носовой, подбородочной. Выделяются шесть основных мимических эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. А. С. Макаренко регулярно "делал свое лицо" перед зеркалом: как смотреть на воспитанников, насколько искрен-- не проявляются на лице чувства.
Затем преподаватель, ведущий занятия, разрабатывает скульптурный эскиз - прообраз будущего лица обучающегося. После чего следует пооперационная мимическая отработка. Эта работа ведется с помощью зеркал и видеотехники. Кстати, по данным исследователей, в "Войне и мире" Л. Н. Толстого запечатлено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки его персонажей.
Особое внимание на занятиях уделяется постановке улыбки. Она обладает универсальным свойством преображать лицо. Говорят, когда Джон Кеннеди улыбался, то мог очаровывать птицу на дереве. Это качество сыграло свою роль в ходе президентской кампании, когда впервые в истории США были проведены теледебаты между кандидатами-демократом Джоном Кеннеди и республиканцем Ричардом Никсоном. Если Никсон нервничал, его голос срывался, лицо покрывалось капельками пота от тяжелого грима, наложенного для скрытия дефектов лица, то Кеннеди был легким, уверенным, очаровывающим. В тот поворотный день в президентской кампании внешность и манера держаться Д. Кеннеди, по мнению специалистов, оказались не менее значимы, чем детально разработанная программа и глубокомысленные его рассуждения.
Занятия по физиогномике полезны как для "строительства" собственного лица, так и для лучшей визуальной ориентации и определения по лицу человека, с которым имеешь дело. Это весьма полезно в экстремальных и конфликтных ситуациях, во время деловых переговоров, при работе с персоналом. Поясним это на двух примерах. Существуют пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию. Например, трапециевидное лицо: широкий лоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, имеющий такое лицо, как правило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен, он не борец. Женщины с таким лицом - оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу для других. Круглое лицо: добродушие, миролюбие, мягкость в характере. Такие люди нередко гурманы, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако честолюбие им не чуждо. Если у такого лица высокая переносица, выступающие скулы и "огненные глаза", то он считается целеустремленным. Такой тип лица принадлежит лидерам и полководцам.
Подобные характеристики имеются по другим формам и типам лица. Можно к этому относиться по-разному, но такая информация собиралась и обрабатывалась на протяжении веков. Ее использование помогает прогнозировать поведение людей и получить представление о их внутреннем потенциале, сложившейся судьбе.
Третий цикл занятий - постановка манер и жестов (кинесика), освоение эстетики одежды. Чтобы придать этим занятиям учебную привлекательность и эффективность, широко используется видеотехника. Ролевые игры типа "Приема посетителей", "Мы, в гостях", "Дизайн нашей одежды" и другие позволяют при просмотрах видиозаписей обратить внимание каждого слушателя на свойственные ему недостатки в манерах поведения, жестикуляции, ношении одежды. Многие впервые узнают, что они сидят сгорбившись, не умеют элегантно вставать, бесцеремонны в диалоге (перебивают, не выслушивают до конца собеседника, не выдерживают тональности разговора), не знают языка жестов.