Традиционные и современные модели взаимоотношений врача и пациента

В начале 60-х годов особую активность в этой области проявили ученые США, Великобритании, Франции. В тоже время, если говорить  об  идеи  в

*А.Н. Бартко  “ Биомедицинская этика: к вопросу о философских основаниях концепций субъективности и современная теория морали ”. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Стр. 126 – 137, Москва – 1993г.

раскрытии природы человеческого существования, защиты интересов индивида, то  можно привести примеры и более ранней причастности наших соотечественников к решению этой проблемы. ( К. Бар, Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, С.С. Корсаков и другие.)

В странах с развитой  рыночной экономикой (США, Великобритания) созданы Советы, Комитеты, Комиссии по этическим проблемам при клиниках, научных центрах и высших учебных заведениях с целью формирования нового мышления, поиска механизма этико-правового регулирования действий медперсонала в среде здравоохранения.

Из пассивного объекта медико-биологических манипуляций пациент превращается в равноправного соучастника медико-биологической деятельности. Есть основания полагать, что создание аналогичных органов исследования и правового регулирования взаимоотношений врача и пациента актуально и для

нашей страны. Это позволяет решать многие спорные вопросы в медицине. Наряду с соблюдением законности, которая, как известно, всегда истолковывается однозначно, учитывать и моральные аспекты, которые могут приобретать разночтение в зависимости от  исторически сложившихся традиций в обществе, включая вероисповедание его граждан.

Вместе с тем, биоэтика не может ограничиваться функцией сборщика и классификатора этических рекомендаций различных комитетов, ассоциаций и парламентов. В своей ближайшей перспективе она должна стремиться выйти на уровень теории нравственно-мировозренческого типа.

Во взаимоотношениях врач-пациент многое зависит от самокритичности, порядочности самих медиков. Действительно, основной принцип поведения врача – “быть настоящим врачом – значит уметь любить больного” – вряд ли может быть кем-то поставлен  под сомнение.

Только высоким чувством долга, ответственностью перед больным и своей совестью можно объяснить поступок профессора С.П. Коломнина, который застрелился, узнав, что по его вине погиб прооперированный им пациент.

Как правило, в биомедицинской этике поднимаются следующие вопросы. Имеет ли врач моральное обязательство сообщить смертельно больному пациенту о том, что он или она умирает?  Являются ли нарушения медицинской конфиденциальности когда-либо морально оправданным? Оправдано ли в моральном отношении проведение абортов? Морально оправдана ли эвтаназия?

Проблема психического статуса пациента в области трансплатологии.

Подобные нормативные этические вопросы затрагивают моральность определенных практик.

Другие проблемы в биомедицинской этике фокусируют внимание на этическом оправдании законов. Оправдано ли со стороны общества принимать законы, которые подвергают личность против ее воли поддерживающему жизнь медицинскому лечению? Находит ли оправдание общество в принятии законов, которые допускали бы другим помещать личность против ее воли в учреждения для психически больных? Появление подобных вопросов показывает, что биомедицинская этика должна основываться не только на теории общей нормативной этики, но также и на теории социально-политической философии и философии права.

В настоящее время в предоставлении медицинских услуг больницами и другими медицинскими учреждениями внутренне переплетаются как врачи, так и другой медицинский персонал.  Кроме того, нами все больше и больше осознаются проблемы социальной справедливости. Врач или медицинская сестра, получающие зарплату ниже прожиточного минимума не могут чувствовать себя социально защищенными, а труд, который так низко оценивается государством не приносит морального удовлетворения.

 Таким образом, расширение пределов возможного в современной медицине выводят взаимоотношения врача и пациента на качественно новый уровень, затрагивающий право, мораль, религиозные убеждения граждан. Больной превращается в равноправного соучастника медико-биологической деятельности. В этих условиях биомедицинская этика призвана решать проблемы гуманизации врачевания и защиты прав человека с учетом как традиционных, так и новейших воззрений на природу человека, отношения к нему медицинской науки, определения места и роли медицинских работников в решении задач медицинской практики.

Заключение.

Взаимоотношения с больным в ходе лечения – одна из важнейших составляющих врачебного искусства. Поддержка, внимание, уважение и сочувствие – средства, позволяющие добиться эффекта плацебо без плацебо. Однако не все больные склонны к плодотворному сотрудничеству. Иногда они используют доверительные отношения с врачом для целей, отличных от лечения. Важно быть готовым к встрече с человеком, который вызовет антипатию. Бывает, что доверительные отношения с больным мешают врачу объективно оценивать ситуацию. И, тем не менее, значение их переоценить невозможно. Способность устанавливать и поддерживать доверительные отношения – часто самое главное качество врача, которое побуждает людей обращаться к нему за помощью.

Взаимоотношения врача и пациента остаются основой медицинской практики. Врачи и больные должны стремиться к сотрудничеству, делиться своими сомнениями и говорить друг другу правду. Даже самая современная техника не заменит плодотворного взаимодействия врача и больного. Только сочетание доверительных человеческих отношений с достижениями медицинской науки и техники даст по настоящему хороший результат лечения. А для этого технически оснащенный врач должен не только уметь, но и любить разговаривать с больным. Особенностью взаимоотношений врача и пациента в современных условиях является факт, что пациент превращается в равноправного соучастника медико-биологической деятельности. Это требует формирования нового мышления и поиска механизма регулирующего отношения между медиками и больными с позиции права, морали и религиозных убеждений. Создание Советов, Комитетов, Комиссий по этическим проблемам будут способствовать распространению биоэтических знаний и правовому регулированию взаимоотношений врача и пациента. У нас уже есть в этом направлении положительный опыт: в 1992 году создан Комитет по этике в структуре Научного центра хирургии РАМН, в 1994 году – в Саратовском государственном медицинском институте. Их опыт заслуживает изучения и распространения в регионах Российской федерации. В то же время деятельность таких органов не следует рассматривать как собирающую и классифицирующую этические проблемы и дающую по ним рекомендации. В своей перспективе биоэтика должна выйти на уровень теории нравственно-мировозренческого типа.

                               Список литературы:

1.    Бартко А.Н.  “ Биомедицинская этика: к вопросу о философских основаниях концепций субъективности и современная теория морали ”. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Стр. 126 – 137, Москва – 1993г.

2.    Бартко А.Н. “ К вопросу о самоопределении личности: актуальные проблемы аборта в биомедицинской этике”. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Сборник научных трудов. Выпуск № 10. М., 1994г, стр.170

3. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы. Издательство ММСИ, 1998г.

4. Габриелян А.А. “Психоэмоциональный и вегетативный статус у больных с кардиалгиями различного генеза и стенокардией”. Автореферат, Москва,1998г.

5. Габриелян А.А. “Изучение психологических и психопатологических аспектов синдрома кардиальной боли – модель взаимодействия психиатрии и общей медицины”.\\ Материалы международной конференции психиатров. Стр. 364 – 365. Москва – 1998 г.

6.Денисов И.Н., Косарев И.И. “О некоторых биоэтических аспектах новейших медицинских технологий”. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Сборник научных трудов. Выпуск №11. М. 1995 г.

7.Ивлева А.Я. “Превентивная фармакотерапия коронарной болезни сердца”. Стр. 84 – 87. Москва – 1998 г.

8.Косарев И.И. “ Этика пациента ”. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Стр. 103 – 108, Москва – 1993 г.

9. Косарев И.И. “Различные грани биоэтики” Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Стр. 93-98, Москва –1995 г.

10. Леви В., Кассирский И.А. “ О врачевании”. Журнал “Вопросы философии”, №1, стр.153, 1991г. 

11.Михайлова О.Н. “Стиль жизни как категория: филослфский и социальныые аспекты”. Стр. 55-86. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Москва – 1993 г.

12.Михайлова Е.П., Михайлова О.Н. “Человек, как объект познания в философии и медицине”. Учебное пособие. Москва – 1992 г.

13. Портнова  А. А.  “ Специфика общения в психиатрической практике ”. Стр. 86 – 90.  Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Москва – 1993 г.

14. Ричард Ригельман “ Как  избежать врачебных ошибок ”. Стр. 160 –183, Москва, 1994г.

15. Силуянова  И.В. “Биоэтика: проблема статуса”. Стр. 160-170. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Сборник научных трудов. Выпуск № 10. М., 1994г

16. Чазов Е.И. “ Психологические методы исследования в кардиологии”. Болезни сердца и сосудов. Том 1. Стр. 481 – 489. Москва – 1992 г.

17. Федцов В.Г. “Профессиональная этика и культура бытового обслужива-

ния”. Стр. 96 –97, 1984г.

18.Биоэтика: проблемы и перспективы. Вич Р. “Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений”. Стр. 36 – 47. Москва – 1992 г.

19. Brody H. The lie that heals: the ethics of giving placebos. Ann. Intern. Med. 97: 112 – 118, 1982.

20. Hahn S.R., Feiner J.S. The doctor-patient family relationship. A compensatory alliance. Ann. Intern. Med. 109: 884 –889, 1988.

21. Katz “ The silent world of doctor and patient ”. New York The Free Press, 1984.







Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать