Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень трудно. Себя он таковым не считал.
3. Будда
Принц Сиддхартхи Гаутама (Шаколмуни) родился в середине VI в. до н. э. в Индии. Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.
Случайно Гаутама увидел больного, старика, покойника и узнал о существовании болезней, страданий, старости и смерти.
После встречи со странствующим аскетом принц решил, что найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм. В возрасте 29 лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.
Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение - в освобождении от желаний, "развеществлении". Это позволяет:
• избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;
• стать всеведущим;
• обрести бессмертие.
В возрасте 35 лет принц стал называться Буддой (от Buddha - просветленный, пробужденный).
Основные положения учения Будды.
* Сансара (круговорот) - это череда рождений, переход из одного существования в другое. Этот процесс сопряжен со страданиями, болезнями, смертями.
* Блаженство, счастье Будда и его последователи понимали как:
* завершенность, внутреннюю гармонию человека;
* состояние полного счастья, когда больше нечего желать;
* избавление от цепи перерождений. К блаженству не ведут:
* гедонизм ("склонность ко всяким похотям");
* аскетизм ("склонность себя изнурять");
* комбинация гедонизма и аскетизма (принцип меры).
Будда открыл "верную срединную дорогу", которая "к умиротворению, i постижению, к пробуждению, к успокоению ведет".
В момент просветления Будде открылись четыре благородные истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения. Их необходимо знать, чтобы достичь нравственной чистоты.
* Истина о страдании, тяготах. Страданием являются:
* вся жизнь во всех ее проявлениях;
* наслаждения;
* человеческие привязанности, богатство, слава - это цепи, привязывающие человека к жизни
* Истина об источнике страданий: им является желание жизни.
* Истина о пресечении страданий. Нирвана (от санскрит, nirvana - затухание, остывание) - это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода...". Четкого определения нирваны Будда не давал. Ее можно трактовать как:
* полное счастье, самодостаточность;
* отсутствие желаний, страстей, привязанностей;
* уход от мира;
* покой и т. п.
* Истина о верной срединной дороге. Программа нравственного совершенствования личности содержит 8 степеней духовного возвышения:
* истинное воззрение (праведная вера) - усвоение четырех истин Будды
* истинное намерение - принятие благородных истин и непривязанность к миру;
* истинная речь - воздержание от лжи и речей, не относящихся к отрешению от мира;
* истинные поступки - ненасилие, ненанесение вреда любому живому существу;
* истинный образ жизни, истинное поведение;
* истинное усилие - бдительность, пресечение дурных мыслей;
* истинное памятование (праведная мысль) о том, что все преходяще;
* истинное сосредоточение - духовное самопогружение.
Нравственное самосовершенствование - это переход от индивидуальной определенности (всего, что выделяет человека из числа других людей) к безличному началу.
Человек, преодолевший чувственную привязанность к миру, испытывает чувство любви (отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной степени.
4. Моисей
Декалог. Его особенности
Моисей (род., вероятно, в XIV - XIII вв. до н. э.) является:
• духовным отцом еврейской нации;
• основателем мировой религии иудаизма;
• создателем одного из древнейших кодексов нравственности.
Моисей не только выражал интересы и волю своих соплеменников, но и создавал еврейский народ, способствуя его переходу из дикого, природного состояния в историческое, государственное, вел его к осознанию духовной общности.
Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера, идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.
Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом (единством религии, морали, права).
Моисей разработал свод правил, которые:
• регулировали все сферы жизни человека;
• носили законодательный характер.
В основу свода легли 10 заповедей, полученных Моисеем от Бога Яхве на каменных скрижалях.
10 заповедей (десятисловие, Декалог):
1. Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов.
2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний.
5. Почитай отца твоего и матерь твою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.
Заповеди 1 – 3:
• относятся к сфере сакрального права;
• предостерегают народ от варварства (многобожия, колдовства, человеческих жертвоприношений);
• утверждают веру в единого Бога.
4-я заповедь утверждает:
• связь народа и Бога (суббота - день духовного сосредоточения, мыслей о Боге);
• духовное единство народа (день отдохновения обязателен для всех слоев общества, включая рабов).
5-я заповедь - древнейший закон почитания родителей, вошедший в кодекс Моисея.
6-я - 10-я заповеди:
• являются нормами отношения к ближним;
• распространяются только на представителей своего народа ("...не злобствуй на сына своего народа...");
• задают меру справедливости.
Содержанием справедливости является равное возмездие, древний принцип талиона ("око за око").
Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое особое предназначение в мире ("...кто тот великий народ, у которого законы... праведны так, как все это Учение, которое я даю вам?.."), него сформировались общие нравственные принципы.
Моисей заложил основы жизни народа:
• религиозные (единобожие);
• нравственные (любовь к своему народу);
• законодательные (справедливость).
Заповеди Моисея - один из древнейших и значимых нравственных кодексов. Его признаки:
• безусловность: мораль, нравственные требования абсолютны, изначальны, выступают как воля Бога;
• категоричность: требования не обсуждаются, не допускают отклонений, так как даны Богом;
• всеобщность: нравственные требования Декалога:
• стали основой общечеловеческой нравственности;
• вошли в состав морально-религиозных учений христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:
• регулируют только действия людей, но не их моральное мышление;
• не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности - наказания и награды распространяются на потомков (например, проклятие до 7 колена);
• являются принудительными законами - Моисей не стремился закрепить их в моральном сознании людей;
• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.
Милосердие в учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма справедливости и часто совпадает с формой справедливости - возмездием ("...вдову и сироту не угнетай... если будешь угнетать... будут ваши жены вдовами и ваши сыновья сиротами"). Милосердие выражается не в прощении, а в более мягкой форме наказания.
5. Иисус Христос
С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последователи. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.
Иисус Христос был одновременно:
• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса;
• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и человека.)
А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты" пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".
Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".
Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том, что Бог.
• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпирического и идеального мира);
• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;
• является целью и смыслом мира;
• является моральным абсолютом;
• есть любовь. Человек:
• создан Богом по образу и подобию Божьему;
• наделен духом, душой и волей;
• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Адама и Евы, прогневивших Господа;
• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.
Главной целью христианина являются:
• искупление грехов, покаяние;
• воссоединение с Господом;
• обретение Царства Божия после смерти.
Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах обречен адскому пламени.
Царство Божие. Царство небесное понимается как:
• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;
• царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено, по словам Христа, для:
• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т. д.);
• обиженных, жертв социальной несправедливости ("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");
• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").
В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смертью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).
Нравственный человек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.
Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хлебе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в первую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).
Иисус Христос в Нагорной проповеди придал заповедям Моисея характер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.
"Не убий". Нельзя не только убивать, но даже:
"гневаться на брата своего напрасно", ссориться с ним;
выражать неуважение к другому человеку;
отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.
"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие, но и мысль.)
"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе" (Христос).
Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей.
Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви:
"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую";
"просящему у тебя дай";
"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"
Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:
"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы они видели вас...";
"когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";
"когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...".
Также Иисус завещал:
"...прощать людям согрешения их...";
"...не собирать себе сокровищ на земле...";
"...не судите других...";
"...берегитесь лжепророков...".
В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Основными христианскими добродетелями являются;
* смирение. Истинный христианин должен:
* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания;
* принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением);
* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;
* смирять свои страсти и амбиции;
* вера: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;
* надежда. Она состоит в:
* уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души;
* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем;
* любовь. Свойства христианской любви:
* бескорыстие;
* деятельность;
* милосердие;
* равное отношение ко всем людям.
Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.
Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."
6. Мухаммед
Мухаммед родился в 570 г. в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов. Арабы того времени исповедовали многобожие, что обеспечивало равновесие между многочисленными племенами.
В арабском обществе было много людей, называемых ханифами (отпавшими). Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама.
В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями иудаизма и христианства. Он испытал влияние монотеизма, впоследствии называл себя ханифом.
В 610 г. Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал священную книгу (Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед, ты - посланник Аллаха...". После указания свыше "Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!" Мухаммед начал проповедовать новую веру.
Новой общине мусульман Мухаммед дал устав, который гласил:
• члены общины составляют единый народ, племенные различия преодолены;
• люди делятся только на верных (мусульман) и неверных (немусульман);
• кровная месть отменяется, верующие объединяются против общего врага (неверных);
• высшей инстанцией является Аллах;
• Мухаммед - последний в ряду пророков единого Бога (после Авраама, Моисея, Иисуса);
• Коран является последней книгой откровений.
Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной войны (джихада).
• война за истинную веру священна;
• добродетель веры выше порока убийства;
• смерть за веру открывает путь в рай.
Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда наживы и месть.
Благодаря учению о едином Боге и предназначении арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал арабское государство, установил единую веру.
Основные положения ислама:
• миром правит Бог;
• Бог абсолютен, совершенен, вечен;
• Аллах является Богом истины, милосердия, справедливости;
• Бог один, "никого нельзя давать ему в сотоварищи";
• человечеству предстоит страшный суд и затем второе творение.
В судный день грешники будут отделены от праведников (и отправлены соответственно в ад и рай), добро будет отделено от зла навечно, злые больше не смогут избежать наказания (как в первое творение). В отличие от рая христиан мусульманский рай обещает все чувственные наслаждения, которые ценят люди.
Устой ислама.
• Важнейшим устоем ислама является утверждение: "Аллах един, а Мухаммед его посланник".
• Обязательная молитва (цикл из 5 молитв). Молитвы совершаются добровольно, без контроля извне. Соблюдение ежедневной молитвы является показателем искренности веры.
• Обязательный пост в месяц рамадан. Заключается в полном отказе в светло время суток от всего, что отвлекает от благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и милосердие. Пост является показателем правильного отношения к природе человека и его духовном миру.
• Обязательная милостыня, посильный взнос в общину. Носит благотвори тельный характер (помощь бедным). Является не добровольным, а обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.
• Обязательное паломничество (хадж) в Мекку к Каабе - святилищу Авраама. Во время хаджа совершаются усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности ислама – единобожии.
Особенности этики Корана. Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания и культуры. Этика Корана является догмой и pyководством к действию, моральной программой.
Учение Мухаммеда не систематизировано в виде кодекса и не содержит общих принципов. Оно включает в себя конкретные нормы нравственности.
Нравственные нормы Корана нераздельны с формами регуляции человеческих отношений: религией, обычаями, правом. Нормы мусульманской этики не категоричны - в определенных случаях допускаются нарушения запретов (например, необязательность поста для беременных женщин).
Мусульманская этика реалистична. Она учитывает ограниченность возможностей человека, отрицает богоподобие человека.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. - 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета
6. Новый Завет
7. Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993
8. Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.
9. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М., «Мысль», 1972.
Страницы: 1, 2