Учителя человечества

Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень трудно. Себя он таковым не считал.


3. Будда


Принц Сиддхартхи Гаутама (Шаколмуни) родился в середине VI в. до н. э. в Индии. Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.

Случайно Гаутама увидел больного, старика, покойника и узнал о существовании болезней, страданий, старости и смерти.

После встречи со странствующим аскетом принц решил, что найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм. В возрасте 29 лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.

Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение - в освобождении от желаний, "развеществлении". Это позволяет:

• избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;

• стать всеведущим;

• обрести бессмертие.

В возрасте 35 лет принц стал называться Буддой (от Buddha - просветленный, пробужденный).

Основные положения учения Будды.

* Сансара (круговорот) - это череда рождений, переход из одного существования в другое. Этот процесс сопряжен со страданиями, болезнями, смертями.

* Блаженство, счастье Будда и его последователи понимали как:

* завершенность, внутреннюю гармонию человека;

* состояние полного счастья, когда больше нечего желать;

* избавление от цепи перерождений. К блаженству не ведут:

* гедонизм ("склонность ко всяким похотям");

* аскетизм ("склонность себя изнурять");

* комбинация гедонизма и аскетизма (принцип меры).

Будда открыл "верную срединную дорогу", которая "к умиротворению, i постижению, к пробуждению, к успокоению ведет".

В момент просветления Будде открылись четыре благородные истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения. Их необходимо знать, чтобы достичь нравственной чистоты.

* Истина о страдании, тяготах. Страданием являются:

* вся жизнь во всех ее проявлениях;

* наслаждения;

* человеческие привязанности, богатство, слава - это цепи, привязывающие человека к жизни

* Истина об источнике страданий: им является желание жизни.

* Истина о пресечении страданий. Нирвана (от санскрит, nirvana - затухание, остывание) - это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода...". Четкого определения нирваны Будда не давал. Ее можно трактовать как:

* полное счастье, самодостаточность;

* отсутствие желаний, страстей, привязанностей;

* уход от мира;

* покой и т. п.

* Истина о верной срединной дороге. Программа нравственного совершенствования личности содержит 8 степеней духовного возвышения:

* истинное воззрение (праведная вера) - усвоение четырех истин Будды

* истинное намерение - принятие благородных истин и непривязанность к миру;

* истинная речь - воздержание от лжи и речей, не относящихся к отрешению от мира;

* истинные поступки - ненасилие, ненанесение вреда любому живому существу;

* истинный образ жизни, истинное поведение;

* истинное усилие - бдительность, пресечение дурных мыслей;

* истинное памятование (праведная мысль) о том, что все преходяще;

* истинное сосредоточение - духовное самопогружение.

Нравственное самосовершенствование - это переход от индивидуальной определенности (всего, что выделяет человека из числа других людей) к безличному началу.

Человек, преодолевший чувственную привязанность к миру, испытывает чувство любви (отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной степени.

4. Моисей

 

Декалог. Его особенности

Моисей (род., вероятно, в XIV - XIII вв. до н. э.) является:

• духовным отцом еврейской нации;

• основателем мировой религии иудаизма;

• создателем одного из древнейших кодексов нравственности.

Моисей не только выражал интересы и волю своих соплеменников, но и создавал еврейский народ, способствуя его переходу из дикого, природного состояния в историческое, государственное, вел его к осознанию духовной общности.

Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера, идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.

Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом (единством религии, морали, права).

Моисей разработал свод правил, которые:

• регулировали все сферы жизни человека;

• носили законодательный характер.

В основу свода легли 10 заповедей, полученных Моисеем от Бога Яхве на каменных скрижалях.

10 заповедей (десятисловие, Декалог):

1. Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов.

2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...

3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего и матерь твою.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.

Заповеди 1 – 3:

• относятся к сфере сакрального права;

• предостерегают народ от варварства (многобожия, колдовства, человеческих жертвоприношений);

• утверждают веру в единого Бога.

4-я заповедь утверждает:

• связь народа и Бога (суббота - день духовного сосредоточения, мыслей о Боге);

• духовное единство народа (день отдохновения обязателен для всех слоев общества, включая рабов).

5-я заповедь - древнейший закон почитания родителей, вошедший в кодекс Моисея.

6-я - 10-я заповеди:

• являются нормами отношения к ближним;

• распространяются только на представителей своего народа ("...не злобствуй на сына своего народа...");

• задают меру справедливости.

Содержанием справедливости является равное возмездие, древний принцип талиона ("око за око").

Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое особое предназначение в мире ("...кто тот великий народ, у которого законы... праведны так, как все это Учение, которое я даю вам?.."), него сформировались общие нравственные принципы.

Моисей заложил основы жизни народа:

• религиозные (единобожие);

• нравственные (любовь к своему народу);

• законодательные (справедливость).

Заповеди Моисея - один из древнейших и значимых нравственных кодексов. Его признаки:

безусловность: мораль, нравственные требования абсолютны, изначальны, выступают как воля Бога;

категоричность: требования не обсуждаются, не допускают отклонений, так как даны Богом;

всеобщность: нравственные требования Декалога:

• стали основой общечеловеческой нравственности;

• вошли в состав морально-религиозных учений христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:

• регулируют только действия людей, но не их моральное мышление;

• не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности - наказания и награды распространяются на потомков (например, проклятие до 7 колена);

• являются принудительными законами - Моисей не стремился закрепить их в моральном сознании людей;

• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.

Милосердие в учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма справедливости и часто совпадает с формой справедливости - возмездием ("...вдову и сироту не угнетай... если будешь угнетать... будут ваши жены вдовами и ваши сыновья сиротами"). Милосердие выражается не в прощении, а в более мягкой форме наказания.

5. Иисус Христос

 

С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последователи. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.

Иисус Христос был одновременно:

• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса;

• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и человека.)

А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты" пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".

Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".

Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том, что Бог.

• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпирического и идеального мира);

• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;

• является целью и смыслом мира;

• является моральным абсолютом;

• есть любовь. Человек:

• создан Богом по образу и подобию Божьему;

• наделен духом, душой и волей;

• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Адама и Евы, прогневивших Господа;

• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.

Главной целью христианина являются:

• искупление грехов, покаяние;

• воссоединение с Господом;

• обретение Царства Божия после смерти.

Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах обречен адскому пламени.

Царство Божие. Царство небесное понимается как:

• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;

• царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено, по словам Христа, для:

• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т. д.);

• обиженных, жертв социальной несправедливости ("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");

• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").

В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смертью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).

Нравственный человек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.

Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хлебе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".

Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в первую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).

Иисус Христос в Нагорной проповеди придал заповедям Моисея характер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.

"Не убий". Нельзя не только убивать, но даже:

"гневаться на брата своего напрасно", ссориться с ним;

выражать неуважение к другому человеку;

отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.

"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие, но и мысль.)

"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе" (Христос).

Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей.

Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви:

"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);

"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую";

"просящему у тебя дай";

"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".

Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"

Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:

"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы они видели вас...";

"когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";

"когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...".

Также Иисус завещал:

"...прощать людям согрешения их...";

"...не собирать себе сокровищ на земле...";

"...не судите других...";

"...берегитесь лжепророков...".

В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Основными христианскими добродетелями являются;

* смирение. Истинный христианин должен:

* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания;

* принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением);

* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;

* смирять свои страсти и амбиции;

* вера: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;

* надежда. Она состоит в:

* уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души;

* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем;

* любовь. Свойства христианской любви:

* бескорыстие;

* деятельность;

* милосердие;

* равное отношение ко всем людям.

Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.

Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."

6. Мухаммед

Мухаммед родился в 570 г. в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов. Арабы того времени исповедовали многобожие, что обеспечивало равновесие между многочисленными племенами.

В арабском обществе было много людей, называемых ханифами (отпавшими). Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама.

В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями иудаизма и христианства. Он испытал влияние монотеизма, впоследствии называл себя ханифом.

В 610 г. Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал священную книгу (Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед, ты - посланник Аллаха...". После указания свыше "Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!" Мухаммед начал проповедовать новую веру.

Новой общине мусульман Мухаммед дал устав, который гласил:

• члены общины составляют единый народ, племенные различия преодолены;

• люди делятся только на верных (мусульман) и неверных (немусульман);

• кровная месть отменяется, верующие объединяются против общего врага (неверных);

• высшей инстанцией является Аллах;

• Мухаммед - последний в ряду пророков единого Бога (после Авраама, Моисея, Иисуса);

• Коран является последней книгой откровений.

Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной войны (джихада).

• война за истинную веру священна;

• добродетель веры выше порока убийства;

• смерть за веру открывает путь в рай.

Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда наживы и месть.

Благодаря учению о едином Боге и предназначении арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал арабское государство, установил единую веру.

Основные положения ислама:

• миром правит Бог;

• Бог абсолютен, совершенен, вечен;

• Аллах является Богом истины, милосердия, справедливости;

• Бог один, "никого нельзя давать ему в сотоварищи";

• человечеству предстоит страшный суд и затем второе творение.

В судный день грешники будут отделены от праведников (и отправлены соответственно в ад и рай), добро будет отделено от зла навечно, злые больше не смогут избежать наказания (как в первое творение). В отличие от рая христиан мусульманский рай обещает все чувственные наслаждения, которые ценят люди.

Устой ислама.

• Важнейшим устоем ислама является утверждение: "Аллах един, а Мухаммед его посланник".

Обязательная молитва (цикл из 5 молитв). Молитвы совершаются добровольно, без контроля извне. Соблюдение ежедневной молитвы является показателем искренности веры.

Обязательный пост в месяц рамадан. Заключается в полном отказе в светло время суток от всего, что отвлекает от благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и милосердие. Пост является показателем правильного отношения к природе человека и его духовном миру.

Обязательная милостыня, посильный взнос в общину. Носит благотвори тельный характер (помощь бедным). Является не добровольным, а обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.

Обязательное паломничество (хадж) в Мекку к Каабе - святилищу Авраама. Во время хаджа совершаются усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности ислама – единобожии.

Особенности этики Корана. Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания и культуры. Этика Корана является догмой и pyководством к действию, моральной программой.

Учение Мухаммеда не систематизировано в виде кодекса и не содержит общих принципов. Оно включает в себя конкретные нормы нравственности.

Нравственные нормы Корана нераздельны с формами регуляции человеческих отношений: религией, обычаями, правом. Нормы мусульманской этики не категоричны - в определенных случаях допускаются нарушения запретов (например, необязательность поста для беременных женщин).

Мусульманская этика реалистична. Она учитывает ограниченность возможностей человека, отрицает богоподобие человека.



Литература


1.     Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. - 472 с.

2.     Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3.     Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4.     Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

5.     Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета

6.     Новый Завет

7.     Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993

8.     Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.

9.     Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М., «Мысль», 1972.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать