Приведем еще ситуацию. Подумаем, уважает ли кто-нибудь солдата, который отдает свою жизнь, защищая нашу страну. Возможно, есть какой-то момент уважения в форме лицемерия во время праздника, когда солдаты наряжаются и всюду в их честь звучат добрые слова, которые, кстати, солдатам не нужны, а нужны больше политикам, чтобы отвлечь и развлечь людей.
Понятие «понимание» является основой нашего уважения и сочувствия. Но понимать другого человека - значит знать, почему он такой, почему не такой как ты. И здесь нужно просто немного разбираться в логическом мышлении. В логике человека делают условия, поэтому каковы были условия, таким стал и человек. И упрекать или сочувствовать ему – значит продолжать оставаться человеком чувственным, или эгоистом. Нужно научиться уважать других людей, а значит действовать ради них. Уважение – это понимание в действии.
Чтобы мы смогли уважать в другом человеке честь, достоинство и личность, нужно, чтобы эти явления стали основными его качествами. То есть, личность можно уважать за что-то. А для этого нужно воспитать человека именно личностью, а не эгоистом. Эгоисты не могут никого уважать, потому, что они думают только о себе, признают только себя и соответственно уважение проявляют только по отношению к себе. Основой уважения к другим людям является страх, корысть, сочувствие и даже безразличие.
Воспитывая детей, мы должны учить их относиться одинаково ко всем людям на земле, и признавать всех равными себе. Чувства симпатии, схожесть характеров или общие интересы, которые являются основой уважения среди детей, должны быть определены в голове ребенка, как не самые важные. Иначе, искаженное представление о людях сформирует искаженный стереотип и узость мышления. Лучше всего, чтобы ребенок имел очень много знакомых и друзей, так он быстрее научится понимать людей. Взрослым обязательно нужно обсуждать отношения их ребенка с другими детьми и направлять его мысли и действия в разумные русла. Привязанность к ограниченному кругу друзей даст только ограниченный выбор действий и увлечений. В системе образования детей всегда закрепляют за определенной группой, поэтому они привязываются к одним людям и испытывают дискомфорт и сомнение, находясь в незнакомой компании. Это порождает симпатию и уважение в виде гордости к одним, и антипатию и уважение в виде сочувствия или страха по отношению к другим людям.
Уважение появляется только в процессе общения и совместной деятельности. Каждый человек добивается того, чтобы его уважали в той среде, где он живет и ему не важны уже те чувства, которые к нему питают люди другого круга. Преступника уважают в своем круге, который уважает и он, и дальше ему безразлично мнение кого-то еще. Принадлежность к определенной группе людей формирует узкое сознание и искаженный стереотип.
Человек должен причислять себя в первую очередь ко всему человеческому роду. Мы должны уважать и в себе и в людях то, что является высшим достижением развития – личность и разум. Уважать – значит беречь и хранить, передавая из поколения в поколение свой смысл. Наконец, возьмем контекст международной политики. Капиталистические государства всего мира, которые противостояли социализму видимо из чувства уважения к нам, к русским утверждали, что их товары и продукты намного лучше наших. Они утверждали, что мы, русские, тоже достойны ездить на хороших автомобилях и пить качественное вино. Если бы речь шла об уважении, то они бы могли просто научить нас производить качественные товары, но здесь была чистая корысть, захватить экономическое пространство и наводнить страну своими якобы качественными товарами. Теперь мы, благодаря им, имеем разваленную экономику и толпы безработных людей, которые готовы работать, но не имеют возможности, ведь все ниши заняты иностранными товарами. И ото всюду слышны голоса, сочувствующих нам действительно искренне, и стремящихся помочь из уважения, своими кредитами под выгодные проценты. И когда наши руководители посещают западные страны удивляясь степенью развития той цивилизации, в их мозги редко приходят мысли о том, что такое развитие досталось им в том числе и за наш счет.[2]
3. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение – процесс взаимодействия между людьми, взаимоотношение. Сторонами такого взаимоотношения являются люди, субъекты общения. В основе общения лежит, прежде всего, их отношение друг к другу.
Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идёт об интересах физических и юридических лиц.
Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.
Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Знание и умение в области общения необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует и оптимизирует свою производственную, научную, коммерческую, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников.[3]
4. ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБЩЕНИИ
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.
Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, ощущение своей полезности, ценности, силы, признание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации. Препятствия в реализации потребности в самоуважении ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.
Ситуации, которые могут возникать в этой сфере человеческих потребностей, в юмористической форме были блестяще описаны Н. В. Гоголем. В его произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» два старых друга навсегда стали врагами из-за одной-единственной неудачной фразы, показавшейся Ивану Ивановичу крайне унизительной. В удовлетворении потребности в уважении решающее значение играет, по-видимому, психологический компонент межличностного общения, а не экономические или какие-либо другие факторы. Поэтому особая роль в реализации этой потребности принадлежит этике делового общения, грамотной организации работы в контактной зоне.
На реализацию потребности в уважении непосредственно направлены всего несколько видов сервисной деятельности – например организация юбилеев, чествований, торжеств, вручение призов и наград. Однако косвенно эта потребность должна учитываться в проектировании всех услуг без исключения. Уважительное отношение к клиенту и к коллегам по бизнесу всегда остается значимым резервом повышения эффективности сервисной деятельности и привлекательности услуги.
Подчеркнутое уважение к коллегам, партнерам и клиентам проявляется как в психологически грамотно построенном общении, так и в тонном, своевременном, внимательном исполнении своих обязательств. Уважение к клиентам иногда может выражаться в довольно тонких формах. Так, от обслуживающего персонала отелей могут требовать подчеркнутой скромности в одежде: если клиент сочтет, что обслуживающие его люди выглядят изысканнее, чем он сам, это может быть воспринято как неуважение. Как показывают наблюдения специалистов по туризму, многие российские студенты, проходящие практику в отелях, считают унизительным для себя заниматься такой «грязной» работой, как уборка номеров. В странах Западной Европы культурные традиции совершенно другие. Так, в Германии студенты из очень богатых семей рассматривают даже самую непрестижную, «черную» работу в отеле как составную часть своей будущей профессии и выполняют ее, как и любую другую. Потребность в уважении в разных странах и социальных слоях реализуется по-разному, поэтому ее изучение совершенно необходимо при проектировании и оказании любой услуги для того или иного контингента клиентов.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.
Этика делового общения «сверху-вниз». В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к подчиненному так, как вы бы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствует себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.
Этика делового общения «снизу-вверх». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.[4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый из нас – уникальная личность, каждый обладает собственным мнением. Тем не менее, мы должны уважать других людей, даже если мы не согласны с их точкой зрения. Уважение дарит людям хорошее настроение, помогает им почувствовать свою важность. Человек, способный уважать других, имеет определенное достоинство, потому что у него есть что-то, что он может предложить другим. Человек, который не уважает его уважающих, не может предложить ничего.
Если мы хотим, чтобы другие люди нас уважали, нам сначала придется проявлять уважение к ним. Мы можем выглядеть более привлекательно и быть умнее, чем, скажем, кто-то из наших друзей, но можно ли при этом быть абсолютно уверенными, что мы действительно лучше?
Если мы кого-нибудь ценим, то тратим время и силы, чтобы подготовиться к встрече с этим человеком. Мы хотим сверкать, произвести хорошее впечатление. И когда мы встречаемся, мы, несомненно, излучаем гораздо больше уверенности и самоуважения. Мы общаемся более эффективно и наше "Я" проявляется во всем блеске. Но когда мы делаем вещи с полу-душой и полу-сердцем, проявляются наши недостатки. Так происходит потому, что отношение отражается и на нашем облике, поступках, поведении, и в результате этого человек, которого мы должны встретить, вряд ли оценит нас так, как нам хотелось бы.
Уважение – это такое отношение к человеку, когда мы ценим кого-то, не смотря на его недостатки. Иначе говоря, уважение влечет за собой доброе отношение к человеку, несмотря на его ошибки. Воспитать в себе такое уважение к людям возможно только в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего его положительные качества.
Тем не менее, некоторые люди предполагают, что другие должны жить по их принципам, и разочаровываются, когда этого не происходит. Однако представляется более правильным основывать свое уважение на том, что человек сделал, а не на том, чего он не достиг. Если вы рассердились на кого-то из-за того, что он не оправдал ваших ожиданий, то почему бы вместо этого не рассердиться на самого себя из-за преувеличенных надежд? Может быть, человек жил в соответствии с собственными требованиями к самому себе. Он делал максимум того, что мог, и поэтому заслуживает уважения.
Когда мы показываем уважение к тем, кто нас окружает, тем самым мы обновляем, развиваем наши взаимоотношения. Когда уважение увядает, приходят проблемы. Когда мы больше не уважаем человека, мы склонны замечать пятна на его одежде, небрежно причесанные волосы, и чувствуем, что нас оскорбляет манера его поведения. Мы легко расстраиваемся, когда встречаем его на своем пути, когда он берет стул, на который мы собирались сесть, или ест те фрукты, которые мы приготовили для себя. Когда же мы испытываем к нему любовь и уважение, мы просто не замечаем ничего плохого, а те черты, которые раньше вызывали неприязнь, теперь не только не раздражают нас, но, наоборот, кажутся привлекательными!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев А. Пробуждение разума или как стать личностью.
2. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. — М.: Юнити, 1999, 471с.
3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. — М.: Юнити, 1997.
4. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб.— М.: Академический проект, 2006. — 624 с.—(«Gaudeamus», «Классический университетский учебник»).
5. Философия. Учебник для высших учебных заведений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995г.
6. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Васильев А. Пробуждение разума или как стать личностью.
[3] Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. — М.: Юнити, 1997.
[4] Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб.— М.: Академический проект, 2006.
Страницы: 1, 2