Виды эстетической деятельности
Виды эстетической деятельности
Эстетическое - всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетические в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность или творчество по “законам красоты”; субъективно-эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятие, потребности, идеалы, и т. д.).
В понятие эстетическое входит и художественная культура.
Эстетическое составляет важнейший элемент человеческой культуры. Генезис, историческое развитие, структура. Общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки.
Эстетическое имеет свою основу в самой структуре объективно-эстетического, в его свойствах, в законах его существования, в объективных законах красоты (симметрия, ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, оптимальность).
Субъективно-эстетическое выступает в форме эстетичных чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий и т. д.
Художественная культура - высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности: познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека.
Эстетическая деятельность:
Эстетическое включает в себя изучение всех явлений действительности, обладающих совершенством.
Эстетическое освоение понимается с материальной точки зрения, как грань практической деятельности, как момент целостного, практически материального и практически духовного преобразования мира. Это изменение природных и общественных явлений выступает и как формирование самой личности, и как свободное и сознательное ее утверждение.
В эстетическом освоении следует отличать эстетическую деятельность, составляющую момент материального и духовного производства, и практических отношений, и самостоятельное эстетическое творчество, когда оно преследует непосредственное решение эстетических задач. Сюда относится, например, художественная деятельность.
Эстетическими целями является осознанное эстетическое начало в человеческой жизни, эстетические потребности и идеалы в их совокупности составляют духовный, субъективный компонент эстетического начала в человеческой жизни.
Эстетическая деятельность - это и основанное на материально-практических освоениях, особое практически-духовное, социально-психологическое освоение действительности.
В цели эстетической деятельности включаются нормы - цели и нормы - образцы желаемых гармонических отношений человека с окружающим миром. В этих нормах выражается мера соотношения чувственно воспринимаемых отношений повседневного обихода с желаемыми существенными отношениями. В результате явления, процессы предстают в эстетическом освоении не только в своих повседневных формах, но и в их тенденциях, возможностях. В эстетической деятельности человек как бы “поднимает” глубинное, существенное, общее на” поверхность”, придает ему форму, видимость. Более того, здесь человек, как бы забегает вперед и представляет должное как сущее. Эстетическое освоение - это и прогностическое отражение действительности и оптимизация условий человеческой деятельности.
Эстетическая выразительность - своеобразное проявление закона единства и борьбы противоположностей. Возбуждает противоречивые эмоции, ассоциации чувственных образов и мыслей, приводит их к гармоническому объединению и вызывает богатство и полифонизм впечатлений, когда чувственные образы, эмоции, мысли сливаются как разные голоса, каждый из которых ведет свою партию в единый согласованный хор.
Эстетическая деятельность по необходимости объединяется со свободной деятельностью, создает продукты, удовлетворяющие как потребности простой естественной необходимости, так и возвышенные человеческие потребности. Можно предположить, что на заре человечества первоначально возникает эстетическая деятельность, непосредственно вплетенная в материальную деятельность. Именно этим целям служили мифы, обрядовые песни, танцы и изображения. Появляется первобытное искусство, как обобщенное воспроизведение деятельности и выражение мировоззрения, как способ эмоционально-идейного приобщения личности к коллективу. Постепенно искусство обособляется от утилитарного и религиозного, когда вырабатывается особый художественный способ познания - сопереживание и особый эмоционально-идейный художественный способ воздействия. Искусство становится самостоятельной отраслью духовного производства и духовного потребления.
Наряду с искусством существуют специализированные виды эстетической деятельности: художественные промыслы, некоторые виды архитектуры, дизайн. Кроме того, эстетическое освоение осуществляется во всех видах человеческой деятельности, ибо везде при соответствующих условиях, человек применяет принципы эстетической целостности, целесообразности, гармонизации, выразительности.
Эстетическое освоение осуществляется и в политических, в правовых и в нравственных отношениях.
Наша действительность, поскольку она есть наша деятельность, практика, есть нечто подвижное, совершающееся. Нечто творимое. И вот этот процесс объективного творения действительности субъектами дан нам чувственно, мы сами частица этого творящего движения. Естественно, что возникает проблема ощущения полноты развития своей субъективности, которая соответствовала бы практике, т.е. индивидуальное сознание должно чувственно схватывать соответствие себя относительно практики как некоего целого. Вхожу ли я всеми параметрами своей субъективности в целостность этой действительности. Иными словами, как я веду себя с людьми, улавливаю ли я все оттенки взаимоотношений людей, умею ли определять свои цели, большие и малые, умею ли действовать в этом человеческом мире ради достижения целей, могу ли я свободно взаимодействовать с предметным миром человечества и т.д. и т.п. И действительно, когда начинаешь думать обо всем этом, то еще и еще раз вспоминаешь Канта и декларируемую им необходимость достижения субъективной целесообразности. Достигая которую при созерцании предмета человек получает чувство удовольствия. Естественно, что не предмет сам по себе доставляет у Канта чувство удовольствия, а ощущение относительно объективной логики действительности в целом своей субъективности. То есть в совершающейся в моей голове картине мира я определил единичное, выявил его родовую природу, определил его осуществленность, определил все его качества относительно нашей совместной человеческой целеполагающей деятельности. И определил чувственно свое отношение к этому предмету. Мои чувства-теоретики определили вещь как таковую, но сама эта вещь в нашем человеческом мире есть то, что видит в ней человек, есть чувственное человеческое отношение к самой себе и к человеку, и наоборот, как об этом пишет К.Маркс. Естественно, в нашем человеческом отношении к стулу, ракете, атомному реактору эти предметы живут как таковые. Убери людей и эти предметы есть просто нечто вещественное, материальное. Есть бессмысленная абстракция.
Вот эту работу, которую все люди совершают постоянно и повсюду, при каждом своем соприкосновении с предметным миром, опредмечивает эстетическая деятельность: ощущение субъективной целесообразности относительно действительности в целом. Ощущение, которое человек не может получить как таковое, как нечто общее. А может получить только в единичном, посредством единичного. Но в этом единичном он должен ощутить свое собственное соответствие относительно практики, человеческой действительности в целом. Находящейся в вечном движении. Действительности, которая есть и на самом деле процесс ее творящего осуществления субъектом. Такого творящего, когда субъект и самого себя творит. Здесь не так, что есть готовый и неподвижный, неизменный в своей сущности бог. Здесь так, что, как говорил Мирандола, человек все находит сам. И свое место, и свои цели, и свое лицо. Действительность как самодвижение, самотворение.
Естественно, что человек вынужден создавать свой чувственный язык, который бы выполнял эту работу по созданию самоощущения субъектом самого себя, своей субъективной целесообразности. Относительно действительности в целом. Мы не можем здесь теоретизировать относительно того, как это природа умудрилась создать такое самоощущение и наградить человека чувством удовольствия. Мы констатируем здесь, что такое чувство необходимо. В живом существе, которое не получает унаследованную структуру психики, не получает ни форм своей субъективности, ни ее содержания, такое чувство безусловно необходимо. Он, человек, чувственно присваивает себе свою человеческую природу после рождения. К тому же эта природа в нем осуществляется относительно бесконечно разнообразного мира. И потому его субъективность должна нести в себе универсальные, отнесенные к миру в целом субъективные способности (субъективные сущностные силы человека, как пишет К.Маркс), которые в согласованной своей работе схватывают конкретное, каждый раз своеобразное. Вот это сложное и внутренне противоречивое схватывание субъективностью каждый раз неповторимого единичного и должно доставлять чувство удовольствия. Скажем, мы чем-то любуемся как тем, что красиво. Сознание схватывает своеобразие предмета и в доли секунды отмечает для себя, что предмет своеобразен, непохож и т.д. И мы любуемся, т.е. наше сознание осуществляет деятельность любования. Этот необъятной сложности инструмент, этот мозг работает. Он схватывает в своей работе этот предметный реальный мир в его собственном соку, в его собственных особенностях. Но не каждый способен к глубинному, проникающему схватыванию. Субъективные способности могут быть развиты, а могут быть и не развиты. Поэтому для человека жизненно важно стремиться, иметь в себе как какое-то неотъемлемое качество, свойство стремления к развитию своих способностей. Ибо это обеспечивает его полноценное существование.
Эстетическая же способность - это наслаждение созерцанием. Я наслаждаюсь тем, что во мне осуществляется это созерцание. И осуществляется в развитой, высокой, полноценной форме. Конечно, это наслаждение приходит при созерцании внешнего. И я наслаждаюсь красотой предмета. А не деятельностью собственных субъективных сил. Но так и должно быть. Если моя природа - это непрерывное чувственное творение предметной действительности, то мои субъективные способности, в том числе и момент согласованности в деятельности рассудка и воображения, должны находить, творить бытие предметного мира. Течение моего созерцания должно проходить в форме творения. Поэтому я воспринимаю осуществленность вещи. И это восприятие присуще мне всегда. И в момент творения я ищу пути достижения бытия той вещи, которую создаю. И в момент созерцания я определяю момент достижения бытия вещи. Полноты, оправданности его бытия. В моей субъективности процесса творения, творящего отражения, каждый осуществленный акт творения как момент объективного бытия вещи сопровождается удовольствием. И не надо забывать, что здесь происходит совпадение достижение бытия вещи и удовольствие от субъективного достижения бытия вещи. Я, созерцая вещь, получаю удовольствие от того, что тот, кто создавал ее, смог осуществить полноту бытия вещи, нашел эту вещь в этом бескрайнем человеческом мире, нашел ее форму, соответствующую содержанию, определил ее место в человеческих взаимоотношениях, в мире классов, сословий, того или иного миросозерцания, семейных, бытовых традиций и т.д., и т.п.