Но вы сами понимаете, что это означает и в чувственной, и в понятийной форме. Ясно, что речь идет о всех необходимых качествах для свободного проявления себя как человека в человеческом мире. Во взаимодействии с другими людьми. И формирование чувства собственного достоинства, и чувства любви, и чувства ненависти, и жажды деятельности, труда, наслаждения проявлением в себе свободной игры своих субъективных сущностных сил в овладении действительностью и осуществлением её. Формирование себя как целостного человека, имеющего все способности, посредством которых он реализует свою природу свободного субъекта. Иными словами, в человеческой действительности все осуществляется противоречиво. Каждая новая профессия обогащает палитру развития человеческой субъективности, и в то же самое время как бы ограничивает, отграничивает всеобщность субъекта, индивида. Его человеческий интерес становится интересом профессионала. Он начинает терять представление о том, что он находится в стихии человеческой практики, которая обладает как достоинством непосредственности, так и всеобщности. Ибо только всеобщее обеспечивает устойчивость существования и развития человечества. Потому внутренний мир субъекта, его идеальная тотальность обретает атрибут истинности только в единении с этой всеобщностью.
Промышленное производство в нашем веке приняло глобальный характер. Охватило все сферы жизни общества. Промышленное производство - это товарное производство. Массовое производство товаров. Того, что продается и покупается. А это означает, что в этом производстве вступает в силу новая система взаимоотношений людей в обществе. Выгодно производить серийно. Да и удовлетворить потребность людей, масс в серийном производстве легче. Товар стандартизируется. Вместе с тем та масса людей, которая производит эти продукты, подчиняется стандарту. Происходит дальнейшее расчленение и дробление деятельности. В том плане, что на характер деятельности оказывает воздействие техника, технология. В самом процессе объективной деятельности рациональное начинает занимать все большее место. Чувственное, эмоциональное и в деятельности, и в формировании субъективности уступает позиции. Вспомним снова Карла Маркса: “Мы видим, что история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологий...” Если мы хотим понять человеческую субъективность в ее конкретности, то мы должны обратиться к конкретному бытию самого человека, к конкретному производству, существующему в конкретном обществе. Потому говоря о субъективности относительно современного производства, необходимо отметить, что тот, кто работает непосредственно на производстве, отчужден от эстетического. Он подчинен функции, конструкции, техницизму, рациональности. Еще в прошлом веке, оценивая эстетические качества промышленных изделий, представленных на I Всемирной промышленной выставке 1851 года в Лондоне Г.Земпер писал: “...большинство вещей представляет путаное смешение форм или ребячливые пустячки...Нетрудно... привести доказательства того, что современные условия неблагоприятны для художественной промышленности и безусловно опасны для традиционных видов чистого искусства.”
Естественно, развитие промышленности изменяет мироощущение человека: изменяет его жизненный уклад, ритм его бытия, восприятие действительности и отношение к действительности. К действительности в целом. Изменяется и характер его предметного мира. Изменяется характер его формообразования. Очевидно, что в эту пору бурного наступления промышленного производства еще не сложилось новое мироощущение и не сложились принципы нового формообразования. Подделка под старое расценивается Г.Земпером как пустое ребячество. Да и не могли старые принципы, когда мастер формировал сообразно своим вкусам, был индивидуален, работать в условиях стандартизации. Архитектор Земпер подметил это противоречие уже в самом начале. Он подметил это потому же самому, почему древний человек интуитивно создавал то, что заставляло его чувство испытывать наслаждение. Он обладал эстетическим вкусом, он чувствовал фальш. И он чувствовал необходимость подлинных эстетических ценностей.
Изменение действительности изменяет эстетические параметры ее. Но не изменяет необходимости. Они необходимы до тех пор, пока есть человек. Прогресс техники тоже дело рук человека. И этот прогресс означает рост его могущества, развитие его естественно-научных, технических знаний. Развитие его мыслительных способностей. Но означает ли это развитие его как человека? Делает ли это совершенней его чувство любви к женщине? Становится ли он человечней и по отношению к другим людям, и по отношению к себе? Производство человека как человека - это самое главное в человеческой деятельности. Чтобы жить с людьми и жить в мире человека необходимо быть человеком в подлинном смысле этого слова. Потому-то и насыщает человек свое жизненное пространство ощущением самого себя. Потому-то он и формирует предметы по законам красоты. Утилитарное в этих законах не играет никакой роли. Предметный мир во всех его проявлениях оказывается соизмеренным с человеком. В своих эстетических качествах И он выполняет главную свою роль во взаимодействии с человеком: он воспроизводит его мироощущение, его мироотношение, миросозерцание, он создает всестороннее и многообразное чувственное общение человека с тем миром, в котором человек живет. Он создает у индивида чувство, что он живет в своем мире, в человеческом мире.
Ремесленник сам создавал эстетические качества своих изделий. В промышленном производстве производитель на это неспособен. Он неспособен потому, что его захватывает техническое своеобразие того производства, которому он отдает свое время и силы. Производство формирует субъекта. Он неспособен потому также, что он не производит предмет целостно. Он производит только часть предмета. Гайку или шайбу. Технологическая цепочка разорвала труд. Она также отобрала у производителя необходимость творить самому. Производитель превратился в придаток технологической цепочки. Особенно на конвейере. Это тоже моменты отчуждения человека от своей собственной природы. Но человек тогда человек, когда он есть “тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества”, когда он развит всесторонне, когда он свободно определяет себя и свой предмет в человеческом мире. Он тогда свободный человек, когда он вбирает в себя, превращает в свое интимное бытие, в свои желания, в свою чувственность все тревоги и заботы общества.
Можно себе представить, какой путь предстоит пройти человечеству, чтобы создать объективные условия самореализации индивидов. Преодоление отчуждения - долгий, трудный и невероятно сложный путь, который необходимо совершить человечеству. И на этом пути эстетическое играет существенную роль. Оно прорывает оболочку любого вида индивидуализма, оторванности, отчужденности. Создает у индивида чувство всеобщности, чувство того целого, в котором он живет, чувство действительности как некоего целого. То, что мы называем мироощущение, мировосприятие. Или, говоря словами Маркса, индивид созерцает самого себя в созданном им мире.
В новых условиях создание эстетического пространства также уходит из рук производителя. Когда-то в древности умственный труд отделился от физического. Теперь и эстетический труд отделился от непосредственного производителя. Он становится делом особой профессии, профессии дизайнеров, художественных проектировщиков.
В 20-е годы в СССР было движение за производственное искусство. В общем послереволюционном порыве советские художники стремились внести свое в процесс передела действительности и ставили задачу соединения искусства и промышленного производства. Если попытаться представить действительность того времени, то можно все обрисовать одним словом - разруха. Конечно, страна стремительно пошла вперед. До революции свыше семидесяти процентов населения не умело ни читать, ни писать. Страна фактически была полуколонией западного капитала. В те времена разрешить это противоречие между эстетическим и технологическим было невозможно. Да и на капиталистическом Западе она была поставлена только в сороковые годы нашего столетия. Когда появился дизайн. Появился он в условиях острой конкурентной борьбы компаний за покупателя. Он возник как составная часть существующего промышленного производства, которому требовался устойчивый потребитель. Капиталистическое производство и реклама нераздельны. Дизайн и появляется как такое искусство, которое делает товар привлекательным для покупателя. “Когда потребление выходит из своей первоначальной природной грубости и непосредственности..., то оно само, как побуждение, опосредуется предметом. Потребность, которую оно в нем ощущает, создана восприятием последнего. Предмет искусства - нечто подобное происходит со всяким другим продуктом - создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета.” Марксово понимание природы человека поразительно. И потому приведенная цитата схватывает также и причину возникновения дизайна.
Дизайн обращен к эстетическому чувству и вкусу человека. И потому, конечно, он вписывается в проявления человеческой природы. Обусловлен ею. Но как он вписан в эту природу - это надо понимать и в этом надо разобраться. Конечно, в дизайне есть объективная необходимость. Об этом уже было сказано. Мы живем в мире субъекта. И для нас все внешние предметы есть чувственный язык нашего общения. Язык, который создает мое потребление мира субъекта и мою возможность чувственно жить в нем, чувственно присваивать природу субъекта. Но при всех блестящих достижениях дизайна он все же существует в условиях товарного производства и ему служит. Он пристегивает эстетический вкус субъекта к товарному производству, превращая субъекта в потребителя. Потому дизайн непременный спутник общества потребления. Потребительского общества.
То, что идет насыщение рынка различными товарами - конечно, это своеобразное достижение капиталистического общества. Но другим полюсом его является вымывание человеческого из человека. Cуть, конечно, не в том голом факте, что капитализм вообще какое-то ненормальное общество. Суть просто в том, что механизм получения прибавочной стоимости начинает определять все потоки человеческих отношений. Этот процесс господствует. Потому и эстетическое насыщение среды обитания человека также подчиняется этой задаче. Это не потому, что люди намеренно хотят превратить людей в потребителей. А потому, что это естественно для этого общества. В дизайне есть свои гении и свои открытия. Его творят люди и этим все сказано. Но все же в каждом своем проявлении он подчинен помимо всего прочего одному - пробудить в человеке жажду обладания этой вещью. И в этом сказывается его социальная направленность. Конечно, тонкий анализ социальной направленности того или иного направления в дизайне - это дело искусствоведения. Можно отметить такие моменты как назойливость, резкость, красивость, броскость и т.д. Не мягкая, добрая красота предмета, а вычурная, престижная красивость. И потому не создается язык глубинного чувственного общения общества людей, а язык броскости, престижности, карьерности, личного богатства. Кичливый эстетический язык. И все же необходимо относиться к дизайну очень внимательно. Сегодня пусть вот таким путем и в силу таких причин, но формируется способ эстетического насыщения действительности. Вырабатывается язык чувственного общения. Дизайнеры тоже люди. Хотя и поставлены в условия конкурентной борьбы. Они вынуждены обращаться и в вкусовым пристрастиям своих наций, и к культурным традициям, и к духовному складу нации. Не может быть, чтоб не формировался в дизайне действительный язык чувственного эстетического общения.