Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

( вербальном ), а  о  языках  культуры.

 

Таким  образом,  концепция  психологии  музыкального  образования,

фундированная  в  более  общих  и  глубоких  пластах  онтологии  человека,

выводит  рассмотрение  своих  проблем  на  уровень  музыкально-

психологической  антропологии.  Такой  способ  концептуализации  содержания  означенного  предмета  кажется  нам  оправданным  и  своевременным. Привитие  будущим  музыкантам-педагогам  опыта  антропологического  самосознания  в  своей  профессии  даст  ещё  ряд  преимуществ.  Например, связанных  с  погружением  ребёнка  -  субъекта  образования  -  в  такой  музыкально-педагогический  контекст,  создаваемый  сформировавшимися  установками  педагога,  который  включает  понятия "внешняя  и  внутренняя  музыкальная (звукосимволическая) реальность  психики  ребёнка", "охранный  для  личности  смысл  фантазирования", "интонационно-символические  манифестации  личности", "архетип  интонирующего  сознания  личности", "музыкально-символическая  модель  будущего  в развитии  ребёнка", "интегрированность  или  расщеплённость

 'Я' ", "живое  или  механическое  движение  в  построении  образа", "музыка  как  функциональный  орган  души"  и  т.д.

 

Такова  в  самых  общих  чертах  антропологическая  концепция  психологии 

музыкального  образования, заслуживающая, на  наш  взгляд, обсуждения  и 

развития  в  ряду  базовых  подходов  к  разработке  прблематики  музыкально-педагогической  и  музыкально-психологической  направленности..."

 

 

 

 

Комментарии

 

Как  я  понял, главная  идея  -  сознание  человека  необъятно,  в  нём  очень 

много  таинственного  потенциала,  оно  представитель  Высшего  Разума  или

Высшей  Субстанции,  его  возможности  не  ограничены  ( тем  более музыкальные  и,  естественно,  творческие).

 

"...В  связи  с  представлением  о  том,  что  сознание  человека  является  тем

предметом,  в  содержании  и  структуре  которого  заложены  потенции  и 

программы  самоосуществления  человека,  его  развития  и  "внутреннего

делания" ( как  осознаваемого  саморазвития ) и,  кроме  того,  сознание

является  презентантом  самой  субстанции  психического ( включающего

телесные  и  социальные  уровни ) ещё  до  её  расчленения  на  отдельные

процессы  и  функции, данная  категория  принимается  в  качестве  ключевой

и  основополагающей  нашего  концептуального  подхода..."

 

 

Не  удивительно,  что  выдающиеся  люди  -  это  в  основном  не  те,  кто

учился  на  хорошие  отметки  или  вобще  учился.  Я  поддерживаю  идею  того,  что  теорией  (или  логикой)  возможно  перебарщивают  наши  умы.  Мне  кажется, что  порвано  равновесие  между  массой ( реальным  предметом  или  свойством )  и  значимостью ( идеей  об  этом  реальном  предмете  или  свойстве ).  Слишком  большое  значение  придаётся  значимости,  а  не  массе.  Не  потому  ли  это,  что  в  сфере  искусства  слишком  много  авторитетных  мнений,  нежели  каких-либо  реальных  законов  или  аксиом ?

 

"...Добавим,  что  в  жертву  логике  принесена  не  только  психология,  но

и  музыка,  превращенная  в  иллюстрации  к  построениям  музыкознания.

Следствием  этого  является  обучение  "тощим  абстракциям",  способствующим  всё  той  же  психологической  дистантности  человека ( ребёнка )  и  музыки.  Данное  положение  вещей  требует  осознания  и  соотнесения  с  целью  музыкального  образования..." 

 

 

 

Заключение

 

Торопова  пишет  о  влиянии  прошлого  музыкального  опыта  человека  на  его  сегодняшнее  состояние,  на  его  интонирующее  сознание.

Также  она  упоминает  Ламу  Анагарика  Говинду  и  его  "Психологию  раннего  буддизма"  и  "Основы  тибетского  мистицизма".

Лично  я  вижу  в  её  идее  глубокий  смысл,  хотя  возможно  не  все  его  могут  уловить.  Торопова  не  пишет  это  конкретно  в  лоб,  а  использует  обобщённые  слова  и  выражения, пытаясь  скрыть  это  за  призмой  научной  терминологии -  и это единственное, что  я  действительно  критикую! Зачем  всё  так  усложнять?!  Для  кого  писалась  эта  статья,  которую  я  здесь  рассматриваю ?!  Для "избранных"  что  ли ?!  Это  то,  что  мне  не  нравится  в  психологии  -  слишком  много "хлама" ! 

Всё  же  я,  используя  несколько  словарей,  прочитал  статью  и  понял 

о  чём  там.  Но  сколько  у  меня  ушло  на  это  времени !..

Я  бы  уже   пару  любовных  романов  прочитал  за  это  время...

Но,  возвращаясь  к  глубокой  идее,  она  заключается  в  том, что  возможно 

прошлый  музыкальный  опыт  человека (конкретного  человека) не 

ограничивается  рамками  одной  жизни  человека, а  уходит  очень  далеко  в  его  прошлое. Как мне  кажется  здесь есть намёк  на  прошлые  воплощения  человека,  что  и  проповедует  буддизм  в  лице  Ламы,

 которого  упоминает  автор.

 

"...Звуковой  символ,  по  Ламе Анагарика Говинда,  лежит  в  основании

становления  сознания.  Акт  переживания  субъекта  становится  актом

становления  сознания  в  творческом  акте "наименования, формулирования"

(так  в переводе  означено  его  представление), мы  бы  сказали  интонирования

Каждая  интонированная  сознанием "вещь  опыта" становится  содержанием  и  принадлежит  сознанию  интонирующего. Таким  образом, акт  интонирования  становится  уже  не  только  рефлексивным  актом, актом  познания, но  и  актом  делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание  или  саморазрушение) происходит  через  трансформации  в  сознании  человека, которое  охватывает  всю  иерархию  его  природно-психологической  структуры.  На  признании  того  факта, что  в загадочно-неопределённых  и  неисчерпаемых  ресурсах  сознания  и  коренится  возможность  трансформаций  и  направленного  воздействия,

основывается  всё  магическое  мировоззрение.  И  сейчас  нередко  это  знание  отражается  в  интуициях  и  гипотезах  современной  науки, и  во  вненаучных, подчас  спекулятивных,  практиках ( что  не  отменяет 

наличия  данного  опыта  сознания  у  человека )..."

 

"...Зная  из  теорий  развития  психики,  что  ранние  её  формы  не  исчезают, а 

лишь  интериоризуются, инкорпорируются  в сознании. Мы  предполагаем, что  в  музыкальном  сознании  современного  человека  в  бессознательной  и 

превращённой  форме  содержатся  все  предыдущие  формы функционирования  интонирующего  сознания : от  его  синкретичности, через  появление  расщеплённых  форм, к образованию  во внутреннем  пространстве  отчуждённых "искусственных" форм  музыкально-художественного  творчества. Таким  образом, через  предмет  музыкально-психологической  антропологии  - сознание  Homo-musicus,  которое  многообразно  и  многомерно  -  релизуется  диалог  с  Другим, а  вернее, с  Другими  "Я"  -  инокультурными,  инонациональными  и 

иновременными  обликами  "человека  музыкального"... Именно  в  такой 

перспективе  и  диалоге  только  и  возможно  прояснение  своего  места  и 

состояния  сознания  современного  человека, транслируемого  через  культуру  и  образование.  С  таким  осознанием  собственных  психолого-педагогических  деяний  в  антропологическом  контексте  связано  чувство  ответственностипедагога  и  музыканта  перед  настоящим  и  будущим,

которое  мы  готовы  или  не  готовы  принять..."

 

Ещё  одна  идея  блестит  в  предыдущих  строках:

Через  историю  о  себе  реализуется  диалог  с  другим

 

 

 

 

 

***

 

 

Ну  вот  и раскрыты  основные  идеи  Антропологической  концепции 

психологии  музыкального  образования,  жаль  только  что  они 

не  решают  проблему  свойств  человеческой  души

( как  обычно  и  происходит  в  психологии ).

 

"...Выстраиваемая  нами  концепция  психологии  музыкального

образования  не  свободна  от  проблемы,  общей  для  исследований

 психического  плана  человеческого  существования..."

 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать