( вербальном ), а о языках культуры.
Таким образом, концепция психологии музыкального образования,
фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека,
выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-
психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным. Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например, связанных с погружением ребёнка - субъекта образования - в такой музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися установками педагога, который включает понятия "внешняя и внутренняя музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка", "охранный для личности смысл фантазирования", "интонационно-символические манифестации личности", "архетип интонирующего сознания личности", "музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка", "интегрированность или расщеплённость
'Я' ", "живое или механическое движение в построении образа", "музыка как функциональный орган души" и т.д.
Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии
музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и
развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики музыкально-педагогической и музыкально-психологической направленности..."
Комментарии
Как я понял, главная идея - сознание человека необъятно, в нём очень
много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или
Высшей Субстанции, его возможности не ограничены ( тем более музыкальные и, естественно, творческие).
"...В связи с представлением о том, что сознание человека является тем
предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и
программы самоосуществления человека, его развития и "внутреннего
делания" ( как осознаваемого саморазвития ) и, кроме того, сознание
является презентантом самой субстанции психического ( включающего
телесные и социальные уровни ) ещё до её расчленения на отдельные
процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой
и основополагающей нашего концептуального подхода..."
Не удивительно, что выдающиеся люди - это в основном не те, кто
учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы. Мне кажется, что порвано равновесие между массой ( реальным предметом или свойством ) и значимостью ( идеей об этом реальном предмете или свойстве ). Слишком большое значение придаётся значимости, а не массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?
"...Добавим, что в жертву логике принесена не только психология, но
и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.
Следствием этого является обучение "тощим абстракциям", способствующим всё той же психологической дистантности человека ( ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и соотнесения с целью музыкального образования..."
Заключение
Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.
Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его "Психологию раннего буддизма" и "Основы тибетского мистицизма".
Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за призмой научной терминологии - и это единственное, что я действительно критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья, которую я здесь рассматриваю ?! Для "избранных" что ли ?! Это то, что мне не нравится в психологии - слишком много "хлама" !
Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял
о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..
Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время...
Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том, что возможно
прошлый музыкальный опыт человека (конкретного человека) не
ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы,
которого упоминает автор.
"...Звуковой символ, по Ламе Анагарика Говинда, лежит в основании
становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом
становления сознания в творческом акте "наименования, формулирования"
(так в переводе означено его представление), мы бы сказали интонирования.
Каждая интонированная сознанием "вещь опыта" становится содержанием и принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом, акт интонирования становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и актом делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание или саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека, которое охватывает всю иерархию его природно-психологической структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций и направленного воздействия,
основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во вненаучных, подчас спекулятивных, практиках ( что не отменяет
наличия данного опыта сознания у человека )..."
"...Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не исчезают, а
лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и
превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования интонирующего сознания : от его синкретичности, через появление расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых "искусственных" форм музыкально-художественного творчества. Таким образом, через предмет музыкально-психологической антропологии - сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно - релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими "Я" - инокультурными, инонациональными и
иновременными обликами "человека музыкального"... Именно в такой
перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и
состояния сознания современного человека, транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим,
которое мы готовы или не готовы принять..."
Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:
Через историю о себе реализуется диалог с другим.
***
Ну вот и раскрыты основные идеи Антропологической концепции
психологии музыкального образования, жаль только что они
не решают проблему свойств человеческой души
( как обычно и происходит в психологии ).
"...Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального
образования не свободна от проблемы, общей для исследований
психического плана человеческого существования..."
Страницы: 1, 2