Возможности любой техники небеспредельны, вместе с тем, по расчетам наших конструкторов, эти ракеты могут надежно нести боевое дежурство еще несколько лет, не меньше, чем сроки, оговоренные обязательствами России по СНВ, т.е. 2003-2007 годы.
Межконтинентальная баллистическая
ракета
РТ-23У (15Ж60) [для ШПУ] / РТ-23У (15Ж61) [для БЖРК]
РС-22А / РС-22В/SS-24 (Scalpel)
Тактико-технические характеристики
Максимальная дальность стрельбы, км
10000
Стартовая масса, т
104,5
Масса полезной нагрузки, кг
4050
Длина ракеты, м
23,4
Диаметр ракеты, м
2,4
Количество ступеней
3
Количество боевых блоков ГЧ
10
В начале 80-х
годов КБ «Южное» было поручено создать новую ракету в противовес американской
«МХ». При этом ее основные массо-габаритные характеристики не должны были
выходить за ограничения, накладываемые советско-американским Договором ОСВ-2.
После оценки задания стало ясно, что это должна была быть твердотопливная
ракета, пригодная для размещения как в шахтной пусковой установке (ШПУ), так и
на самоходном шасси. При этом, подвижную пусковую установку целесообразно
разместить на базе железнодорожного вагона. Этот способ базирования, несмотря
на сложности и недостатки, позволял обеспечить высокую мобильность ракетному
комплексу, что было крайне важно для оружия ответного удара. Выследить боевой
железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), непрерывно курсирующий на маршрутах
по разветвленным, масштабным по размерам и забитым обычными составами
железнодорожным магистралям страны, весьма непросто, даже для системы
спутниковой разведки. Еще сложнее нанести по нему прицельный удар.
27 февраля 1985 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские
испытания МБР для железнодорожного комплекса, получившей обозначение РС-22В.
Несмотря на некоторые трудности на первом этапе, конструкторскому коллективу
удалась довести свое детище до требуемых кондиций, что позволило завершить
испытания 22 декабря 1987 года. Осенью этого же года на опытную эксплуатацию
был поставлен первый ракетный полк в г. Костроме. Позднее на трех ракетных
базах было развернуто еще 30 МБР этого типа.
Твердотопливная ракета РС-22В выполнена трехступенчатой по схеме «тандем» с
учетом новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по
конструктивно-компоновочной схеме подобна американской «МХ». Первая ступень
включает хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ,
снабженный одним неподвижным соплом.
Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Сопло
двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить удельный импульс
при работе двигателя на больших высотах при сохранении исходных габаритов
ступени. Третья ступень включает в себя маршевый РДТТ, по своей конструкции
аналогичному двигателю на второй ступени, и переходной отсек.
Ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками
мощностью по 500 кт. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и
включает двигательную установку и систему управления. Головная часть
прикрывается обтекателям изменяемой геометрии.
Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный
контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт
ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с высокой точностью. КВО
точек падения составляет не более 200 м при стрельбе н дальность порядка 10000
км. Пуск можно проводить с любой пригодной для этого точки маршрута боевого
патрулирования.
В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки с ракетами,
командный пункт и вагоны, в которых размещены технические и технологические
системы, обеспечивающие функционирование комплекса на всех этапах боевого
дежурства, а также жизнедеятельность личного состава. Вагон-пусковая установка
оборудован раздвижной крышей. Перед стартом контейнер с ракетой переводится в
вертикальное положение. Из ТПК ракета выбрасывается за счет давления, образующегося
при срабатывании ПАД.
До 1991 года БЖРК регулярно курсировали по железнодорожным магистралям
Советского Союза, пока осенью этого года Горбачев и Р. Рейган не договорились
поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. Тогда же в ответ на
инициативу США (прекращение разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования,
проходившей в то время полигонные испытания) Горбачев поспешил объявить об
отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-22В. Этим он
ограничил период пребывания ракет этого типа на боевом дежурстве гарантийным
сроком эксплуатации. Вскоре предприятия производящие эту ракету оказались за
пределами России, чем окончательно подписали приговор РС-22 как
железнодорожного, так и шахтного базирования. Последняя имеет обозначение РС-22А.
РС-22А создавалась для замены жидкостной УР-100НУ. Планировалось, что
базироваться эта ракета будет в тех же ШПУ. От ракеты для БЖРК она отличается
конструкцией первой ступени и головного обтекателя. Первая ступень несколько
короче и легче. Ее РДТТ снабжен поворотным управляющим соплом. Головной
обтекатель имеет постоянную геометрию.
31 июля 1986 года на полигоне Плесецк начались ее летные испытания,
продлившиеся до 23 сентября 1987 года. 19 августа 1988 года был развернут
первый ракетный полк с ракетами РС-22А в г. Первомайске. Всего до июля 1991
года было поставлено на боевое дежурство 56 единиц. Причем, только 10 из них —
на территории России. Как потом выяснилось, этот факт сыграл в судьбе этой
ракеты печальную роль. После развала СССР правопреемницей его стала Россия и
все СНВ доставшиеся бывшим союзным республикам, а теперь независимым
государствам, должны быть ликвидированы.
Говоря о РС-22, хотелось бы сказать, что эта ракета является воплощением самых
последних достижений науки и техники. Она отличается от всех остальных ракет
высокой боевой готовностью, универсальностью, мощностью, надежностью и
относительной простотой эксплуатации. Потеря основной группировки ракетных
комплексов с этой ракетой, оказала существенный подрыв боевой готовности РВСН.
И что самое худшее, привело к потере перспективного, нового, обеспечивавшего
боевую устойчивость всей группировки межконтинентальных ракет на период до 2005
года, ракетного
комплекса.
Межконтинентальная баллистическая ракета
РТ-2ПМ «Тополь» (15Ж58)
РС-12М/SS-25 (Sickle)
Тактико-технические характеристики
Максимальная дальность стрельбы, км
9400
Стартовая масса, т
51,0
Масса полезной нагрузки, кг
600
Длина ракеты, м
21,1
Диаметр ракеты, м
1,84
Тип головной части
Моноблочная, ядерная
Еще в конце 70-х годов конструкторскому бюро А.Д. Надирадзе
поручили разработать на базе твердотопливной МБР РТ-2П межконтинентальную
ракету, пригодную для размещения на самоходном автомобильном шасси. Накопленный
коллективом богатый опыт по созданию мобильных ракетных комплексов позволил
успешно решить эту задачу. Условия модернизации были строго ограничены
положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых
характеристик ракеты. К концу осени 1983 года опытная серия ракет РТ-2ПМ была
построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались
летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был
только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же
проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. С целью накопления опыта
эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено было
развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного завершения
программы совместных испытаний. 1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был
официально принят на вооружение РВСН. В том же году началось полномасштабное
развертывание ракетных полков с комплексом «Тополь» и одновременное снятие с
боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет
этого типа.
Ракета РТ-2ПМ существенно доработана по сравнению со своей предшественницей. За
счет применения более энергоемкого топлива повысилась дальность полета. Первая
ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности
которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель
имеет одно неподвижное сопло.
Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого
РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав
дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.
Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой
точности стрельбы. Она обеспечивает управление полетом ракеты, проведение
регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и
пуск ракеты. Так как эта МБР предназначена, в основном, для нанесения ответного
удара, то ставить на нее РГЧ сразу же сочли нецелесообразным.
В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере,
установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе
семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Пуск возможен как из укрытия
гаражного типа в месте постоянной дислокации, так и с необорудованной позиции.
Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Старт ракеты
производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора
давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.
После развала Советского Союза БРК «Тополь» оказался единственным из всех
ракетных комплексов, производство которого продолжилось в России, хотя и в
медленном темпе. Кроме того, конструкторское бюро, которое после смерти А.Д.
Надирадзе возглавил Б.Н. Лагутин, продолжило совершенствование ракеты. В 1994
году начались испытания модифицированной ракеты «Тополь-М», которая должна
будет стать основной в группировке РВСН в начале 21 века. Планируется, что она
будет пригодна для размещения как на самоходных пусковых установках, так и в
ШПУ. Следует отметить, что ракетный комплекс с МБР РТ-2ПМ не имеет аналогов в
мире.