Эвристические функции законов сохранения
М И Н И С Т Е Р С Т В О
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:
"Эвристические функции законов сохранения"
Выполнил: аспирант кафедры физики
Устюжанин Роман Юрьевич
Елец, 1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. 5
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СИММЕТРИИ И ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ. 9
§ 1.Принцип симметрии и его роль в познании. 9
§ 2.Законы сохранения в микромире. 14
§ 3.Специфические законы сохранения в теории элементарных частиц. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
ЛИТЕРАТУРА 27
Среди физиков вера в законы
[pic] сохранения была так сильна, как если бы они представлялись очевидными.
Е.Вигнер.
ВВЕДЕНИЕ
О чем данная работа? Казалось, бы ответить на этот вопрос нетрудно.
Название ее говорит о том, что речь пойдет о законах сохранении. Но мало
сказать - законы сохранения, ведь этот закон распространяется на весь
диапазон физических явлений, от микрочастиц до макротел.
Законы сохранения занимают среди всех законов природы особое место.
Общность и универсальность законов сохранения определяют их большое
научное, методологическое и философское значение. Они являются основой
важнейших расчетов физике и ее технических приложениях, позволяют в ряде
случаев предсказывать эффекты и явления при исследовании разнообразных
физико-химических систем и процессов. С законами сохранения связано
введение в современную физику идей, имеющих принципиальное значение.
Законы сохранения служат пробным камнем любой общей физической теории.
Непротиворечивость теории этим законам служит убедительный аргументом в ее
пользу и является важнейшим критерием ее истинности. Поэтому в современных
физических теориях далеко не последнюю роль играет идея сохранения
специфических для данной теории величин, причем зачастую поиски таких
величин являются важнейшей целью теории.
В законах сохранения находят свое отображение важнейший диалектико- материалистический принцип неуничтожимости материи и движения, взаимосвязь между различными формами движущейся материи и специфика превращения одной формы движения в другую.
Научное и методологическое значение законов сохранения в достаточно полной мере выявляется на фоне исторического развития общей идеи сохранения. Открытие и обобщение законов сохранения происходило вместе с развитием всей физики, от первых робких догадок античных натурфилософов через классическую механику и электродинамику до теории относительности, квантовой механики и физики элементарных частиц.
Но остановимся на чуть-чуть. Более 10 раз было употреблено слово
"закон". Так что же вообще это такое - закон? И что мы понимаем под законом
сохранения?
В данной работе я и попытаюсь ответить на заданные вопросы. А поскольку закон сохранения охватывает практически все области науки, то предметом внимания будет служить лишь закон сохранения симметрии и закон сохранения в физике микромира.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА.
В философском энциклопедическом словаре читаем "Закон - внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов" [5].
Понятие закона сформулировалось в результате длительного развития
науки и философской мысли. Из каких же источников почерпнуто это понятие?
Одним из таких источников является социально-историческая практика
человечества. В древнем обществе, в условиях первобытного родового строя
закон выступает прежде всего как неописанное, но тем не менее обязательное
правило, которому должно подчиняться поведение людей.
При этом формирование понятия закона связано с двумя формами общественного сознания, характерными для первобытного общества - мифологией и религией.
Одним из центральных элементов античной мифологии было представление о господствующей в мире всеобщей необходимости, судьбе. Судьба случаев как некая абстрактная сила, объективная необходимость. Так зарождается одно из важнейших понятий античного мировоззрения - понятие необходимости, которое в последующем явилось предпосылкой идеи закономерности в природе.
В неразрывной связи с мифологией в первобытном обществе возникает также и религия, с помощью которой люди пытаются осмыслить свое собственное существование.
Как и мифология, религия представляет собой фантастическое отражение в
человеческом сознании земного, материального мира, в котором господствующие
над человеком в его повседневной жизни внешние силы принимают форму
неземных, сверхъестественных. В религиозном мировоззрении понятие закона
получило искаженное толкование. Закон с религиозной точки зрения - это
предписание божества, т.е. нечто навязанное миру сверхъестественной силой.
Именно на основе религиозного сознания возникло представление, что бог-де
создал все вещи, а затем подчинил их своей воле в форме законов природы,
после чего их поведение стало определяться божественным соизволением.
Религиозное понятие о законе нашло подробное выражение в так называемых
священных книгах - Библии, Коране, Ведах и др.
Первые попытки сформировать представление о закономерном характере
мировых процессов, свободном от религиозных и мифологических подходов, были
предприняты философами древнего мира. Наряду с общественно-политической
практикой, из которой была заимствована идея закона, важный источником
понятия закона природы для мыслителей того времени являлся сам объективный
материальный мир, окружающая человека природа. Представление о
гармоничности Вселенной, о повторяемости, инвариантности протекающих в ней
процессов было почерпнуто ими из непосредственного наблюдения за явлениями
действительности. Это нашло свое выражение в ряде умозрительных философских
систем, созданных древними мыслителями, в особенности в системах античных
философов - Гераклита, Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля и многих
других. Естественно, однако, что эта попытка была еще весьма несовершенной.
Ведь естествознание в то время только зарождалось и представляло собой ряд
несистематизированных отрывочных сведений о природе.
Только в Новое Время понятие закона природы начинает все более глубоко разрабатываться философами и учеными. Это стало возможным благодаря тому, что развитие математики, астрономии, механики продвинулось достаточно далеко, в результате чего было открыто много немаловажных законов материального мира.
Но надо заметить, что законы природы для мыслителей этого времени: а именно XVII и XVIII в. Сводились к законам механики, законам механического движения, которые она рассматривали как всеобщие универсальные законы природы. Понятия научного закона в то время еще не было. Законы природы рассматривались как вечные, постоянные и неизменные.
Значительный шаг в дальнейшей разработке понятия закона был сделан
классиками немецкой философии конца XVIII - начала XIX вв. И.Кантом и
Г.Гегелем. В это время естественные науки из описательных начинают
превращаться в науки об отношениях, связях между элементами структуры, о
законах функционирования и развития объектов. В научный обиход проникает
идея развития природы, а Гегель придает истолкованию понятию закона
диалектический характер.
Здесь можно еще долго говорить о понятии закона: рассмотреть типы
законов, принципы создания, методы конструирования; охарактеризовать их
(законов) простоту и изящество, сказать о различных моделях законов.
Остановлюсь лишь кратко на понятии гипотезы и ее роли в познании законов,
ведь ее выдвижение, апробация - это один из важнейших методов открытия
законов.
Гипотеза - это догадка, предположение. И когда ищут какую-то новую, пока еще неизвестную но, возможно, существующую закономерность, высказывается определенное предположение. Это предположение может оказаться верным или же - полностью или частично - неверным, ложным. Единственным судьей, который выносить этот "вердикт", является опыт, практика.
"Вообще говоря, - пишет Р.Фейнман в книге "Характер физических законов", - поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой это закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравниваются с тем, что наблюдается в природе, с результатами экспериментов или с нашим опытом и выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то гипотеза неправильна. В этом простом утверждении - самое зерно науки..."
Действительно, гипотеза, интуитивное научное предположение, является неизменным спутником ученого в его творческой работе. Она представляет собой способ открытия нового, метод развития науки. Научные законы и теории открываются и формулируются в результате интеллектуальной деятельности, существенным компонентом которой является выдвижение гипотез. Без гипотезы не может быть творчества, а без творчества нет подлинной науки.
Например, именно переработка множества гипотез феномена явления b- распада, о котором будет говорить ниже, и позволила установить существование новой частицы - нейтрино. Как и на каких основаниях совершалось данное открытие - этому и посвящена следующая глава.
Но для начала обратимся к физическому энциклопедическому словарю. Вот что там говорится о законах сохранения.
Законы сохранения - физические, закономерности, согласно которым численные значения некоторых физических величин не изменяются со временем в любых процессах или в классе процессов.
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СИММЕТРИИ И ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ.
§ 1. Принцип симметрии и его роль в познании.
Рассмотрение философских аспектов физического знания неоднократно
приводило нас к необходимости оперировать понятиями симметрии и асимметрии.
Что же такое симметрия и асимметрия? В чем сущность их методологического
значения?
На протяжении тысячелетий в ходе общественной практики и познания законов объективной действительности человечество накопило многочисленные данные, свидетельствующие о наличии в окружающем мире двух тенденций: с одной стороны, к строгой упорядоченности, гармонии, а с другой - к их нарушению. Люди давно обратили внимание на правильность формы кристаллов, цветов, пчелиных сот и других естественных объектов и воспроизводили эту пропорциональность в произведениях искусства, в создаваемых ими предметах, ввели понятие симметрия. "Симметрия, - пишет известный ученый Дж. Ньюмен, - устанавливает забавное н удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными: земным магнетизмом, женской вуалью, поляризованным светом, естественным отбором, теорией групп, инвариантами и преобразованиями, рабочими привычками пчел в улье. строением пространства, рисунками ваз, квантовой физикой, скарабеями, лепестками цветов, интерференционной картиной рентгеновских лучей, делением клеток морских ежей, равновесными конфигурациями кристаллов, романскими соборами, снежинками, музыкой, теорией относительности...».
Страницы: 1, 2