Использование физических законов в музыкальном мире

Но за этими светлыми годами последовала серия ударов судьбы, в которых Лев Сергеевич Термен был если и виноват сам, то лишь отчасти. Тогда же он разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас. Вскоре Лев Термен стал очень популярным в Нью-Йорке человеком. С лучшими оркестрами Лев Термен давал многочисленные концерты по всей Америке и Европе. Заказы на терменвоксы поступали из разных стран. В первый раз Термен женился в 1921 году на прелестной Кате Константиновой, и до приезда в Америку их семейная жизнь была ровной и стабильной. Но в Нью-Йорке Катя смогла найти работу лишь в пригороде и приезжала домой раз в неделю. Через полгода такой "семейной" жизни к Термену пришел молодой человек и сообщил, что они с Катей любят друг друга. А тут еще стало известно, что визитер состоит в фашистской организации. И в советском посольстве потребовали, чтобы Термен со своей женой развелся, что он и сделал. Поэтому ко времени встречи с Лавинией Лев Сергеевич был открыт новой любви. Талантливая балерина и красивая негритянка Лавиния Вильямс (приложение 2), популярная в США, исполняла танцы перед аппаратом Термена. Она стала его второй женой. Какое дело ему было до предвзятости американской элиты к смешанным бракам? Однако перед ним немедленно закрылись многие двери, а потому стало меньше источников информации, что сильно не понравилось ОГПУ и НКВД. Кроме того, по некоторым сведениям, он посмел обратиться в немецкое представительство в Нью-Йорке за финансовой помощью, что чрезвычайно разозлило Москву.

В 1938 году Термена отозвали в Москву. Он тайно уехал из США, оформив на имя владельца фирмы «Teletouch» Боба Зинмана доверенность распоряжаться его имуществом и управлять патентными и финансовыми делами. Термен хотел взять с собой в СССР и жену Лавинию, но ему сказали, что она приедет позже. Когда за ним пришли, Лавиния случайно оказалась дома, и у неё создалось впечатление, что мужа увели насильно. Больше супруги друг друга не видели. А Термен до конца дней хранил свидетельство о браке, выданное российским посольством в Америке. С тех пор и до конца шестидесятых годов в Америке Термен числился умершим, и многие годы в энциклопедических справочниках рядом с его фамилией стояли даты (1896—1938). В Ленинграде Л. С. Термен безуспешно пытался устроиться на работу, потом он переехал в Москву, но работу там также не нашёл.

В марте 1939 г. его арестовали, предъявив абсурдное обвинение в подготовке убийства С. М. Кирова. Изобретателя вынудили признаться, что группа астрономов из Пулковской обсерватории готовилась поместить фугас в маятник Фуко, а Термен должен был послать из США радиосигнал и взорвать фугас, как только к маятнику подойдет Киров. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Термена к 8 годам лагерей и его отправили в лагерь на Колыму.

Первое время Термен отбывал наказание в Магадане, работая бригадиром строительной бригады. Многочисленные рационализаторские предложения Термена привлекли к нему внимание администрации лагеря, и уже в 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29, где проработал около 8 лет. Здесь его ассистентом был Сергей Павлович Королёв, впоследствии — известный конструктор космической техники. Одним из направлений деятельности Термена и Королёва была разработка беспилотных летательных аппаратов, управляемых по радио — прообразов современных крылатых ракет.

В 1947 году был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем. Уже после войны, в 1947 году за изобретение подслушивающего устройства "Буран" Термен был удостоен Сталинской премии первой степени. Этот жучок использовался для прослушивания американского и французского посольств. Говорят, Лаврентий Берия любил тайком послушать и самого товарища Сталина. Видно, очень ему речи вождя нравились. В частности, его прослушивающее устройство оказалось в золочёной статуе орла, которую подарили советские пионеры американскому послу Гарриману в 1945 году. "Жучка" отыскали только в 1950-х годах... Поговаривают, что "Буран" до сих пор находится на вооружении наших секретных служб.       

Советское правительство высоко оценило заслуги изобретателя - в 1947 году ему была присуждена Сталинская премия I степени. А после освобождения Термену выделили двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте.

С 1964 по 1967 год Термен работал в лаборатории Московской консерватории, посвятив все силы разработке новых электромузыкальных инструментов, а также восстановлению всего того, что успел изобрести в 1930-е годы. По некоторым данным, в этот период Термен работал на общественных началах, безвозмездно.

В 1967 году, после публикации в газете «New York Times» заметки о том, что Термен жив и работает в СССР, он был уволен из Московской консерватории и не без труда устроился на работу в лабораторию при Физическом факультете МГУ. Формально Термен числился на должности рабочего, но фактически продолжал самостоятельные научные исследования. Активная научная деятельность Л. С. Термена продолжалась практически до самой его смерти. Известны его закрытые работы о продлении жизни: «Очистка крови…» и «Микроскопия времени». Вторая работа — это завершение поисков А. Л. Чижевского и создание реального средства — Макропулуса (эликсира бессмертия). Попытки внедрить омоложение в секретариате ЦК КПСС, после одного из приёмов не увенчались успехом: «Старики не поняли»! (Это в канун развала СССР — «они» были заняты «перестройкой»).

В 1985 году Л. С. Термен решил вступить в КПСС, но получил «совет» — сначала закончить на факультете Марксизма-Ленинизма при МГУ курс, почти пять лет учёбы! В марте 1991 г., по окончании этого университета, ему удалось вступить в КПСС, и он стал членом партии в возрасте 95 лет. На вопрос, зачем он вступает в разваливающуюся КПСС, Термен метко, со свойственным оптимизмом отвечал: «Я обещал Ленину».

В 1992 году в Москве был создан «Термен-центр», ставящий главной своей задачей поддержку музыкантов и звуковых художников, работающих в области экспериментальной электроакустической музыки.

Лев Сергеевич Термен, великий изобретатель и музыкант, ушёл из жизни в 1993 году, прожив 97 лет. Про него говорят, что он — один из многих "Фаустов" ушедшего века. Но едва ли найдётся теперь на Земле человек, который имеет моральное право осуждать Льва Сергеевича за его "полезные" изобретения.

А что же его музыкальный инструмент? Судьба терменвокса куда счастливее и лармониума, и даже органа Хаммонда. Да и судьбы изобретателя тоже. Достаточно сказать, что многочисленные модификации терменвоксов активно производятся и продаются, и концерты с участием этих инструментов — не редкость. Характерно, что среди многочисленных производителей терменвоксов и аксессуаров к ним является компания Moog Music. Роберт Муг, изобретатель аналогового синтезатора имени себя, искренне считал Термена гением. Недавно "муги" снова начали производить и продавать, и терменвоксы тоже. И стоят эти инструменты, надо сказать, относительно недорого — $400-500 (приложение 4). Есть, правда, и исключительно навороченный вариант с возможностью MIDI-управления. Но он стоит около $5 тысяч.

I.2. Изобретения Льва Термена.


Лев Сергеевич Термен изобрел за свою жизнь немало музыкальных

инструментов:

1.                Группу электромузыкальных инструментов:

ü    Терменвокс (см. глава II).

ü    ритмикон - Огромные прозрачные колеса с нанесенным на них геометрическим рисунком вращались перед стробоскопической лампой. Как только музыкант изменял высоту звука, менялась частота вспышек стробоскопа и рисунки - зрелище получалось впечатляющее. Ну а фантастика начиналась, когда поднимались и опускались стены студии. Конечно, не по-настоящему, а с помощью игры света. Вскоре это изобретение приобрело название «цветомузыка».

ü    терпситон – «Инструмент, который рождал музыку из танца». По сути это разновидность терменвокса: звук создается не только руками, но и движениями всего тела, и название ему было дано соответствующее - терпситон - по имени богини танца Терпсихоры. При этом каждому звуку соответствовала лампа определенного цвета. Представляете, какое это было необычайное зрелище, потому что любое движение танцора отзывалось звуками и мерцанием разноцветных огней! Звуки терпстиона генерировались при движениях находившихся на нём танцоров.

2. Уникальную систему подслушивания "Буран" - она позволяла с расстояния 300-500 метров считывать с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения, в котором разговаривали люди, и преобразовывать эти колебания в звуки. Таким образом, с большого расстояния можно было услышать всё, о чём говорили за стеклом.

3. Первую в мире телевизионную установку – дальновидение.

И работал над:

ü    системой распознавания речи

ü    технологией заморозки человека

ü    идентификацией голоса в криминалистике

ü    военной гидроакусткой

Глава II. Терменвокс. Виды терменвокса.

II.1. Описание терменвокса.

Терменво́кс (англ. theremin или thereminvox) — музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом (приложение 1). Это первый в истории электромузыкальный инструмент. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С. Рахманинова. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём. В первых моделях, созданных самим Терменом, две антенны - левая рука управляет громкостью звука, а правая рука высотой. В модернизированной конструкции высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, но левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владел первый исполнитель, Константин Ковальский. Лев Дмитриевич Королев ввел целый ряд принципиально новых решений и усовершенствований, благодаря которым терменвокс стал гораздо более удобным в обращении. Появился визуализатор пространственного грифа - шкала, на которой отображается высота звука, соответствующая положению руки. Это позволяет значительно легче по сравнению с прежними моделями найти нужную ноту, что очень важно в начале игры или при игре с ансамблем. Стабильность музыкального строя в модели Королева более не зависит от влажности, полностью отсутствуют уходы музыкального строя. Введено устройство выравнивания мензуры грифа, расширен набор тембров.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать