Компетентностно-ориентированные задания по теме "Переменный ток"

– Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

– Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций [13].


1.2           Учебно-познавательная и информационная компетенции. Критерии их достижения в естественнонаучном образовании


В контексте данной работы мы рассмотрим более подробно учебно-познавательные компетенции и информационные. Данный тип компетенций нашёл отражение в стандартах второго поколения. Так, например, в состав федерального государственного стандарта общего образования входит следующее содержание: «В основе Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» [13], что и подразумевает учебно-познавательная компетенция, но этим ограничиваться не стоит, так как эта компетенция предполагает в том числе и способы организации целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки, а так же навыки действий в нестандартных ситуациях, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Следует отметить, что компетентностный поход ни в коем случае не исключает системно-деятельностный, личностный и другие походы. Они входят в состав компетентностного похода, и ни в коем случае не исключают друг друга, а наоборот – дополняют.

При более детальном рассмотрении информационных компетенций, в стандарте второго поколения можно заметить следующие требования к освоению образовательной программы «готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» [13]. Данное требование к подготовке выпускников – не является единственной частью информационной компетенции, она так же подразумевает методы преобразования, хранения и передачи, методы работы с информацией.

Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как, один из элементов учебно-познавательной компетентности учащегося.

Учебно-познавательную компетенцию следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускников, ибо она позволяет получить качественное общее среднее образование, затем овладеть профессией, достичь нужной квалификации, при желании сменить специальность. Ключевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется еще и в том, что она обязательно входит в остальные ключевые компетенции. Их овладение, и дальнейшее эффективное использование во многом зависят от познавательной составляющей. Данная компетентность занимает приоритетное место в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.

Информационные компетенции или способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию [21]. Информационные компетенции – есть право любого гражданина информационного общества иметь свободный доступ не только к информации, не являющейся тайной, но и быть способным опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензурированном виде, право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы, а также право иметь способы деятельности и опыт относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию.

Для того, что бы определить, сформирована ли учебно-познавательная или информационная компетенция у ученика, мы будем опираться на таблицу сформированности компетенции (информационной), предложенную Киселёвой Т.Г. [21].

Исследуя таблицу, предложенную Киселёвой Т.Г., сформулируем собственные критерии сформированности информационной компетенции у учащихся:

1.                 Использование в качестве источника знаний различных электронных, печатных документов и изданий, образовательных мультимедийных продуктов:

a.                 Изучение материала с помощью электронного (печатного) учебника, учебного пособия и различных типов компьютерных программ учебного назначения;

b.                Использование различных типов мультимедийных продуктов, непериодических изданий (научно-популярной, производственной, официально-документальной (нормативной), массово-политической, рекламной, художественной, изданий для досуга, информационной литературы) в качестве источника знаний;

c.                 Использование электронных газет, периодических изданий печатного типа (газет, журналов) в качестве источника знаний.

2.                 Составление информационного запроса для ввода в автоматизированную поисковую систему, а так же запроса для поиска информации, таких как каталог библиотеки, медицинская картотека, картотека ГОСов и пр.

3.                 Поиск информации:

a.                 В справочных изданиях: энциклопедии, словаре, справочнике, а так же в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, электронном словаре, электронном справочнике;

b.                В библиотеке, сети Интернет, электронных базах и банках данных.

4.                 Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации – составление (с помощью различных компьютерных средств):

a.                 библиографического описания,

b.                плана,

c.                 выписки,

d.                цитаты,

e.                 тезисов,

f.                  резюме,

g.                 конспекта,

h.                 аннотации,

i.                   рецензии,

j.                   обзора литературы,

k.                 реферата.

5.                 Подготовка и оформление результатов самостоятельной работы в ходе учебной-познавательной деятельности, а так же оформление результатов с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

6.                 Подготовка и представление публичного выступления, доклада (в том числе подготовка презентации).

7.                 Участие в публичной дискуссии (теледискуссии).

8.                 Составление и отправка письма (электронного письма).

Данные критерии по владению информационной компетенции мы выделили, опираясь на те требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования [27]. Так, к примеру, «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников», «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего», «представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии» [27].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать