Комплект лабораторного оборудования для углубленного изучения физики

Комплект лабораторного оборудования для углубленного изучения физики

 КОМПЛЕКТ  ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

  ДЛЯ   УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ  ФИЗИКИ


        Комплект предназначен для использования в классах и группах, изучающих физику по углубленным программам.  Наряду с закреплением теоретических знаний и первичных навыков экспериментальных наблюдений он призван  формировать  альтернативный, творческий  образ мышления.

Комплект позволяет провести цикл лабораторных работ, входящих в программу традиционного курса физики. Но его главное отличие  состоит в том, что предусмотрена возможность показать физические явления в более полном объеме и всесторонне исследовать и особенности их проявления.  Каждая лабораторная работа построена по принципу укрупненных дидактических единиц - охватывает большой объем  учебного  материала, в том числе из разных разделов курса физики.  Это открывает широкие возможности для укрепления внутрипредметных связей, для обобщения и систематизации теоретических  знаний.  Предлагаемые в большом количестве задания облегчают формирование прочных навыков экспериментальных наблюдения и измерений. Содержание и проблемная  постановка  заданий  способствует воспитанию особого  исследовательского образа мышления. 

В соответствии со структурой и содержанием лабораторных работ их следует проводить на уроках, в форме практикума  по завершении изучения входящих в них разделов. Второй вариант – выполнение работ во внеурочное время, на кружковых или факультативных занятиях.   

Лабораторные  работы собраны из современных широко распространенных и доступных и недорогих приборов и материалов,  допускающих  замену, ремонт, дальнейшее техническое и методическое совершенствование.

В состав комплекта входят следующие работы


1. Движение электрических зарядов в электрическом и магнитном полях. Осциллографическая трубка  с соленоидами и блоком питания, обеспечивающим электростатическое и магнитное отклонение. Позволяет исследовать а) линейное, плоское и пространственное движение  частиц  в  электрическом поле,  б) действие на движущиеся заряды продольного и поперечного магнитного полей, в) удельный заряд электрона методом магнетрона,  методом магнитной фокусировки и методом скрещенных полей.


2. Кинематика и динамика поступательного и вращательного движения твердого тела. Специальный учебно-лабораторный стенд,  с модифицированными машиной Атвуда и маятником Обербека.  Позволяет углублять представление о массе и моменте инерции, как мере инертности тела, об ускорениях в прямолинейном и вращательном движениях,  о моменте силы и моменте инерции, об импульсе и моменте импульса,  исследовать законы кинематики, второй и третий законы  Ньютона,


3. Кинематика и динамика колебательного движения.   Специальный  учебно-лабораторный стенд с кронштейнами и набором оборудования для сборки   «математического», физического и крутильного маятников.  Позволяет исследовать законы колебаний маятников, а также особенности колебаний комбинированных маятников и системы связанных маятников.


4. Термометрия и калориметрия.  В комплект входят материалы и приборы для сборки, исследования и градуировки  термометров газовых, жидкостных, твердотельных (биметаллических), на сопротивлениях проводников и полупроводников, а также пирометров.  Калориметрические измерения включают явления  нагревания, агрегатных превращений, теплопроводности


5. Дифракция и интерференция света.    Оптическая скамья, состоящая из осветителя с лампой накаливания и лазером, проекционной линзы,  набора дифракционных структур  (щели, решетки, круглые отверстия и экраны, зонные пластинки). Позволяет наблюдать и исследовать явление дифракции и некоторые применения этого явления.


6. Поляризация света.  Оптическая скамья, состоящая из осветителя с лампой накаливания и лазером, проекционной линзы,  набора поляроидов, оптически изотропных и анизотропных материалов, фотометра.  Позволяет получать,  наблюдать и исследовать анизотропию света (линейно и эллиптически поляризованный свет) и материалов (оптическую активность, фотопластичность и фотоупругость, интерференцию поляризованного света).

 





 

 


Цель работы: Углубить представления о температуре, изучить физические принципы и освоить некоторые методы измерения температуры.

Оборудование: Газовый и жидкостные термометры, термопара, термометр сопротивления, термистор,  медная и константановая проволока, мультиметр, наноампервольтметр, электроплитка, металлический стакан с водой

 

1.Теоретическая часть

 

1.1.  Понятие температуры .

     Температура в обычном понимании характеризует степень нагретости тела. Строгое определение температуры даётся в молекулярно–кинетической теории, где под температурой понимают меру средней кинетической энергии поступательного движения молекул идеального газа: 

>=m<v>2/2 =(3/2)kT            (1)

где k = 1.38·10-23Дж/К – постоянная Больцмана, m – масса молекулы, <v> – средняя квадратичная  скорость её поступательного движения, Т  - термодинамическая температура.

     Из последнего определения ясно, что обычно измеряемая температура относится к огромному числу молекул и даёт представление  об их средней кинетической энергии. Понятие температуры можно применять  только к массиву молекул,  поэтому температура является  макроскопическим параметром состояния вещества.


1.2 Принципы термометрии .

1.2.1.Термометрические параметры. 

     Измерение температуры обычно производится косвенным путём, т. е. не сводится к измерению кинетической энергии молекул. Оно основывается на измерении таких  физических параметров тел, которые зависят от температуры. Здесь важно, чтобы выбранный параметр существенно, непрерывно, однозначно и просто   зависел от температуры и   измерялся простыми средствами.  Важно также, чтобы  процедура измерения величины параметра не  вносила  значительных изменений в температурный режим исследуемой  среды.

В термометрах можно выделить две главные составные части – термометрическое тело,  и регистрирующее устройство с отсчетной шкалой. Термометрическое тело так называемых контактных термометров помещается непосредственно в  исследуемую среду.  В дистанционных термометрах  термометрическое тело и регистрирующее устройство пространственно разнесены и  бывают связаны  электрическими проводами. В оптических термометрах  (они называются пирометрами)  термометрическим телом является сам исследуемый объект или его часть, а связь его  с регистрирующим устройством  производится  оптическими средствами.

      Приведем список наиболее употребляемых термометрических параметров: 

-         объём тела (тепловое расширение, V=Vo(1+αt) жидкостные и газовые термометры);

-         электропроводность (сопротивление (R=R0(1+αt), проводники (терморезисторы) и полупроводники (термисторы);

-         термоЭДС ( Εt = εot,  термопары или термоэлементы);

-         линейные размеры (линейное расширение L=L0(1+at), биметаллические пластины);

-    спектр излучения (энергетическая светимость - закон Стефана-Больцмана Rэ=sT4 - или  спектральный состав излучения – закон Вина lmin= b/T, - радиационный, яркостный и цветовой пирометры);

Могут применяться также скорость распространения звука, показатель преломления света веществом и многие другие параметры вещества, зависящие от температуры.

     К важнейшим принципам методики термометрии относится строгое соблюдение следующего условия – показания считаются достоверными только тогда, когда термометрическое тело и среда вошли в состояние теплового равновесия друг с другом. Поэтому очень важно, чтобы тепловая «инертность» измерительного прибора была незначительной (тогда, он скорее примет температуру измеряемой среды), а собственная теплоёмкость – минимальной ( при этом он не внесёт искажений в состояние среды).

     В отдельных случаях, при точечных и локальных измерениях геометрические размеры рабочей части термометра должны быть точечными.

1.2.2 Температурные шкалы.

     В настоящее время применяются несколько температурных шкал, отличающихся выбором опорных (реперных) точек. В шкале Цельсия интервал между точкой плавления льда и точкой кипения воды при нормальном давлении (760 мм рт.ст.) делится на сто равных долей – градусов  Цельсия (0С). В шкале Фаренгейта за нуль принимается температура смеси льда и соли ( -320С), а точка кипения воды  принимается за 212 градусов.

     Третья шкала – это наиболее употребляемая в научной литературе абсолютная шкала температур. Физический смысл нулевой температуры в этой шкале – полное отсутствие молекулярного движения  (см. формулу (1).

     Связь между температурными шкалами имеет вид:

tс = (5/9)Ч(tF -32);            tF=32+(9/5)Чtc;         tc=t=Tk  -273;              Tk=T=tc +273



1.3 Виды термометров.

1.3.1 Газовые термометры.

     Наиболее строго требованию существенной, непрерывной и линейной зависимости от температуры отвечают такие параметры идеального газа, как  объём и давление. Поведение реального газа при небольших давлениях и достаточно высоких температурах практически не отличается от поведения идеального газа. По этой причине газовые термометры  используются как эталонные, по ним градуируют и поверяют другие типы термометров.

     Простейший газовый термометр может представлять собой укрепленную на линейке колбу с газом, завершающуюся  отогнутой в сторону  стеклянной  трубкой (рис.1). Находящаяся в трубке капля ртути отделяет газ колбы от атмосферы. При нагревании газ расширяется, а его давление остаётся равным атмосферному. В соответствии с уравнением Клапейрона-Менделеева

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать