Системой управления базами данных называют программную систему,
предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных для множества
приложений, поддержания ее актуальном состоянии и обеспечения
эффективности доступа пользователей к содержащимся в ней данным в рамках
предоставленных им полномочий. СУБД предназначена, таким образом, для
централизованного управления БД как социальным ресурсом в интересах всей
совокупностей ее пользователей. Доступ к базе данных отдельных
пользователей при этом возможен только через посредство СУБД.
По степени их универсальности различаются два вида СУБД - системы общего
назначения и специализированные системы. СУБД общего назначения не
ориентированны на какую - либо конкретную предметную область или на
информационные потребности конкретной группы пользователей. Каждая система
такого рода реализуется как программный продукт, способный функционировать
на некоторой модели ЭВМ в определенной обстановки, и поставляется многим
пользователям как коммерческое изделие. СУБД общего назначения обладают
средствами настройки на работу с конкретной БД в условиях конкретного
применения.
Использование СУБД общего назначения в качестве инструментального средства
для создания автоматизированных информационных систем, основанных на
технологии БД, позволяет существенно сокращать сроки разработки, экономить
трудовые ресурсы. Развитые функциональные возможности таких СУБД, присущая
им, как правило, функциональная избыточность позволяют иметь значительный
«запас мощности», необходимый для безболезненного эволюционного развития
построенных на их основе информационных систем в рамках их жизненного
цикла. Вместе с тем средства настройки дают возможность достигнуть
приемлемого уровня производительности информационной системы в процессе ее
эксплуатации.
Однако в некоторых случаях доступные СУБД общего назначения не позволяют
добиться требуемых характеристик производительности и/или удовлетворить
заданные ограничения по объему памяти, предоставляемой для хранения БД.
Тогда приходится разрабатывать специализированную СУБД для данного
конкретного применения. Решение указанных проблем при этом может оказаться
возможным благодаря знанию специфических особенностей данного применения,
к которым оказываются нечувствительными средства настройки доступных СУБД
общего назначения, либо за счет ущемления каких либо функций системы, не
имеющих жизненно важного значения. Как правило, в этой роли оказываются,
прежде всего функции, обеспечивающие комфортную работу пользователя.
Создание специализированной СУБД - весьма трудоемкое дело даже в
сравнительно простых случаях, и для того, чтобы избрать этот путь, нужно
иметь действительно веские основания и твердую убеждаемость в
невозможности или нецелесообразности использования какой - либо СУБД
общего назначения.
СУБД общего назначения - это сложные программные комплексы,
предназначенные для выполнения всей совокупности функций, связанных с
созданием и эксплуатацией БД информационной системы. Они позволяют
определить структуру создаваемой БД, инициализировать ее и произвести
начальную загрузку данных. Системные механизмы выполняют также функции
управления ресурсами среды хранения, обеспечения логической и физической
независимости данных, предоставления доступа пользователям к БД, защиты
логической целостности БД, обеспечения ее физической целостности - защиты
от разрушений. Другая важная группа функций - управления полномочиями
пользователей на доступ к БД, настройка на конкретные условия применения,
организация параллельного доступа пользователей к базе данных в социальной
пользовательской среде, поддержка деятельности системного персонала,
ответственного за эксплуатацию БД.
Для создания БД разработчик описывает ее логическую структуру, организацию
в среде хранения, а также способы видения базы данных пользователями. При
этом используются предоставляемые СУБД языковые средства определения
данных, и система настраивается на работу с конкретной БД. Такие описания
БД называются соответственно схемой (или логической схемой, или
концептуальной схемой) БД, схемой хранения (или внутренней схемой) и
внешними схемами.
Обрабатывая схемы БД, СУБД создает пустую БД требуемой структуры -
хранилище, которое можно далее наполнить данными о предметной области
начать эксплуатировать для удовлетворения информационных потребностей
пользователей.
Принципиально важное свойство СУБД заключается в том, что она позволяет
различать и поддерживать два независимых взгляда на БД - взгляд
пользователя, воплощаемой в «логическом» представлении данных, и «взгляд»
системы - «физическое» представление, характеризующее организацию хранимых
данных. Пользователя не интересует при его работе с БД байты и биты,
представляющие данные в среде хранения, их размещения в памяти, указателя,
поддерживающие связи между структурными различными компонентами хранимых
данных, выбранные методы доступа. В то же время эти факторы важны для
выполнения функций управления данными самой СУБД.
Обеспечение логической независимости данных - одна из важнейших функций
СУБД, предоставляющая определенную степень свободы вариации «логического»
представления БД без необходимости соответствующей модификации
«физического» представления. Благодаря этому достигается возможность
адаптации взгляда пользователя на БД к его реальным потребностям,
конструирования различных «логических» взглядов на одну и ту же
«физическую» БД, что весьма важно в социальной пользовательской среде.
Под «физической» независимостью данных понимается способность СУБД
предоставлять некоторую свободу модификации способов организации БД в
среде хранения, не вызывая необходимости внесения соответствующих
изменений в «логическое» представление. Благодаря этому вносить изменения
в организацию хранимых данных, производить настройку системы с целью
повышения ее эффективности, не затрагивая созданных прикладных программ,
использующих базу данных. «Физическая» независимость данных реализуется в
СУБД за счет тех же самых трансформационных механизмов архитектуры
системы, которые обеспечивают «логическую» независимость данных.
Поддержка логической целостности (непротиворечивости) базы данных - другая
важная функция СУБД. В развитых системах ограничения целостности базы
данных объявляются в схеме базы данных, и их проверка осуществляется при
каждом обновлении объектов данных или связей между ними, являющихся
аргументами таких ограничений.
Глава 2. Разработка базы данных по рынку бытовой химии.
Процесс разработки (проектирования) базы данных включает два этапа:
разработку логической организации базы данных и создание ее на носителе.
Логическая организация базы данных - это предоставление пользователя о
предметной области, информация о которой должна храниться в базе данных.
Под физической организацией базы данных понимается совокупность средств и
методов размещения данных во внешней памяти и на их основе внутренняя
модель данных. Внутренняя модель является средством отображения логической
модели данных, показывает, каким образом записи размещаются в базе данных,
как они упорядочиваются, как организуются связи, каким путем можно
осуществить выборку и так далее.
В настоящее время разработаны и используются на персональных компьютерах
около двадцати систем управления базами данных. Они представляют
пользователю удобные средства интерактивного взаимодействия с БД и имеют
развитый язык программирования. Одной из самых популярных настольных
программных СУБД является Microsoft Access.
Одной из основных причин такой популярности Access заключается в том, что,
является по сути настольной СУБД, это приложение вобрало в себя многие
возможности систем управления реляционными базами данных архитектуры
клиент-сервер, называемой также SQL базой данных. Несмотря на то, что,
Access включают в себя сложные функции и может послужить прекрасным
инструментом для профессионального разработчика приложений БД, его
использование не должно вызвать проблем и у непрофессиональной
пользователей и даже тех, кто раньше не работал с СУБД. Кнопки на панелях
инструментов дублируют основные команды меню, расширенный набор мастеров и
настроек управляет практически всеми параметрами создания и изменения
объектов БД (таблиц, форм, отчетов, запросов и т.д.). С помощью ACCESS
можно создавать многопользовательских приложений, в которых файлы базы
данных являются разделяемыми ресурсами в локальной сети. В ACCESS
реализованного доступа к объектам базы данных. Microsoft Access для
хранения объектов БД имеет собственную уникальную структуру для хранения
всех связанных таблиц, форм, отчетов, запросов и макрософт в одном файле.
Также имеет возможность импорта и экспорта данных во многие широкие
распространенные форматы БД, электронных таблиц и текстовых файлов. ACCESS
позволяет связывать БД с внешними таблицами в форматах dBase, FoxPro,
Paradox и работать с ними в исходном формате. Также Access можно
использовать в качестве клиентской части архитектуры клиент-сервер, что
обеспечивает применение Microsoft Access не только в качестве
профессиональной системы управления базы данных, но и как мощное
инструментальное средство для создания приложений клиент-сервер.
База данных по бытовой технике города Улан-Удэ была разработана в
программе Microsoft Access. Вся необходимая информация представлена в двух
таблицах. Таблица базы данных - это совокупность сведений. Так, например,
в таблице «торговые салоны» отображена информация о торговом салоне,
адресе, телефоне (рис. 1), а в таблице «товары» - информация о
предоставляемых торговым салоном товарах (рис. 2). Каждое поле
предоставляет собой столбец таблицы и содержит определенную категорию
информации. Каждая запись предоставляет собой строку таблицы и содержит
информацию об определенном товаре. Можно создать взаимосвязи между
таблицами (Рис. 10), вместо того, чтобы хранить всю информацию в одной
большой таблице, избегая тем самым ненужного дублирования данных, экономии
памяти компьютера, а также увеличение скорости и точности обработки
информации. Так, например, каждая запись в таблице «все товары» содержит
информацию о фирме и предоставляемых ею товарах (рис. 3). Запросы
используются примерно также, как и таблицы. Вы можете открыть запрос и
просмотреть набор данных в табличном представлении. При создании запроса
указываются таблицы, из которых будет производится выборка данных,
указываются поля таблицы, которые должны быть внесены в результат запроса,
указано условие отбора данных. В данном случае при выборе запроса «поиск
по салону» (рис. 4), указав название салона, вы получите интересующую вас
информацию о товарах в этом салоне.
При выборе запроса «поиск по товарам» (рис. 3) вы получите информацию о
представляемых фирмой товарах.
С помощью форм можно отображать данные, содержащиеся в таблицах или
запросах, в еще более удобное для восприятия виде. При помощи форм можно
добавлять в таблицы новые данные или изменять и удалять существующие.
Форма может содержать рисунки, графики и другие объекты. Формы создаются
из набора отдельных элементов, называемых элементами управления
(графический объект для предоставления данных). Форму для предоставления
данных Microsoft Access предоставляет автоматически. После ее заполнения
можно просмотреть информацию полностью или частично при помощи процедур
поиска, запроса, сортировки. Для просмотра необходимой информации с
помощью форм в моей базе данных представлены 6 различных форм: кнопочная,
все товары, все торговые салоны, поиск, поиск по салону, поиск по товару
(рис. 5-10). При выборе той или иной формы, указав, если есть
необходимость, название товара, вы получите интересующую вас информацию.
Заключение.
Таким образом, БД является важнейшей составной частью информационных
систем, которые предназначены для хранения и обработки информации.
Изначально такие системы существовали в письменном виде. Для этого
использовались различные картотеки, папки, журналы, библиотечные каталоги.
Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для
создания и широкого использования автоматизированных информационных
систем. Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных
систем деятельности, системы управления хозяйственными и техническими
объектами, модельные комплексы для научных исследований, системы
автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и
обучающие системы. Современные информационные системы основаны на
концепции интеграции данных, характеризующих большими объектами хранимых
данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные
требования многочисленных пользователей. Для управления этими данными и
обеспечения эффективности доступа к ним были созданы системы управления
данными.
Таким образом, СУБД называют программную систему, предназначенную для
создания ЭВМ общей базы данных для множества приложений, поддержания ее в
актуальном состоянии и обеспечения эффективности доступа пользователей к
содержащимся в ней данным в рамках предоставленных им полномочий.
Приведенная для примера база данных по бытовой химии города Улан-Удэ
разработана в программе Microsoft Access, которая является одной из самых
популярных среди настольных программных систем управления базами данных.
Среди причин такой популярности следует отметить:
* высокую степень универсальности и продуманности интерфейса, который
рассчитан на работу с пользователями самой различной квалификации. В
частности, реализована система управления объектами базы данных,
позволяющая гибко и оперативно переходить из режима конструктора в
режим их непосредственной эксплуатации;
* глубоко развитые возможности интеграции с другими программными
продуктами, входящими в состав Microsoft Office, а также с любыми
программами продуктами, поддерживающими технологию OLE;
* богатый набор визуальных средств разработки.
Список литературы:
1. С. Бобровский С.- П. 2001г. «DELPHI 5».
2. А.Д. Хоменко «Основы современных компьютерных технологий». М. 2000г.
3. А.Я.Архангальский «Программирование в Delphi 5» М. 2000г.
4. Ю. Бекаревич, Н.Пушкина «MS ACCESS 2000 ЗА 30 занятий».
5. С.Н.Кандзюба, В.Н.Громова «DELPHI 5».
6. Марко Кэнту «DELPHI 5».
7. В.Гофман, А.Хаменко «Работа с БД в DELPHI».
8. К.Дэйт «Введени
9. Введение в системы баз данных» К.2000г.
10. СУБД Microsoft Access 2.0 “Шаг за шагом» М. 1995г.
Министерство Культуры РФ
Восточно-Сибирская Академия Культуры и Искусств
Кафедра МиМИД
Курсовая работа
Тема: Разработка базы данных по товарам потребительского рынка бытовой
технике.
Выполнила студент 2 курса
Очного отделения 425 группы
Специальность 071900 «Информационные
Системы в социально-культурной сфере»
Квалификация «Менеджер
Информационных систем»
Перевалов Станислав Николаевич
Научный руководитель
Иванова Надежда Сергеевна
Работа сдана на рецензию «_____»______________________2002г. Допущена к
защите «_____»____________________________2002г.
Защищена с оценкой ___________________________
Улан-Удэ
2002г.