Словообразование
Разговорное словообразование обнаруживает меньшую зависимость от узуса, от
разного рода грамматических и семантических ограничений. В процессе
непринужденного общения собеседники нередко не воспроизводят существующие в
языке слова, а производят, создают их «на случай», опираясь на продуктивные
словообразовательные модели. В образованных таким образом словах
актуализируется значение, подсказанное конкретной ситуацией: А где у нас
прочищалка? Унитаз засорился/ надо бы прочистить// (вместо слова-термина
вантуз говорящий употребляет неузуальное прочищалка, образованное от
глагола прочищать). В разговорной речи имеются специфические способы
словопроизводства – универбация и усечение. При универбации исходное
словосочетание (производящая основа), состоящее из двух или более
компонентов, сворачивается в одно производное слово, которое «вбирает» в
себя значение производящей основы: гречневая крупа – гречка, «Комсомольская
правда» – «Комсомолка», пятиэтажный дом – пятиэтажка; раскладная кровать –
раскладушка. Еще один продуктивный способ разговорной деривации – усечение
производящей основы. Усечению подвергаются существительные и
прилагательные: магнитофон – маг, преподаватель – преп, бутерброд – бутер,
госэкзамены – госы, примитивный – примитив, интимный – интим. В разговорной
речи более активно проявляют себя способы словообразования, действующие и в
книжно-письменном языке: суффиксальный (открывать – открывалка (консервный
нож), врач – врачиха, старый – старьё, синхронный – синхронить (заниматься
синхронным переводом) и мн. др.), префиксальный (У нее будет перезащита//;
Рассучи мне рукава!; Это антисуп/ настоящая каша// Никакой жидкости),
префиксально-суффиксальный (ср. шутливые оборазования: У нас бесспичье/
забыли спичек купить//; Спасибо! Вы меня обутербродили//). Для разговорной
речи характерны широта использования различных словообразовательных
моделей, ослабление запретов на сочетаемость аффиксов с производящей
основой. В качестве «исходного материала» могут выступать слова, обладающие
самыми разными лексическими и грамматическими свойствами. Например,
заимствования, аббревиатуры, междометия: кино – киношник, МГУ – эмгэушный,
ой! – ойкать, бац! – бацнуть и мн. др. Производящей основой могут служить
словосочетания и даже целые высказывания: Это тетикатин платок// (от тётя
Катя); [мать ребенку] Не лезь в лужу! А то бабушка божемойкать будет! (от
Боже мой!). В разговорной речи производное слово нередко связано с
производящей основой лишь самым общим значением. В результате многие вновь
образованные слова многозначны и непонятны вне контекста. Например,
сердечник – это может быть и врач-кардиолог, и человек, страдающий болезнью
сердца. Значения таких слов проясняются лишь в конкретной речевой ситуации.
Ср.: А. Он кто? Хирург? Б. Нет/ сердечник//; Мой отец сердечник/ три
инфаркта перенес//. В процессе непосредственного диалогического общения
стимулом к образованию неузуального слова может явиться предыдущая реплика
собеседника: А. Я не люблю/ чтоб меня жалели// Б. Дело здесь не в
жалении//; А. Хочешь щей? Я нащился//; А. Темирканов здорово «Кармен-сюиту»
отдирижировал// Б. Да/ откарменил//.
|ful Зьїл»з |less Зьїл»з |
|artful |artless |
|careful |careless |
|colorful |colorless |
|faithful |faithless |
|fearful |fearless |
|forceful |forceless |
|fruitful |fruitless |
|graceful |graceless |
|harmful |harmless |
|hopeful |hopeless |
|meaningful |meaningless |
|…ness NOUN |
|appropriateness |
|cleverness |
|darkness |
|emptiness |
|faithfulness |
|happiness |
|hardness |
|kindness |
|politeness |
|richness |
|rudeness |
|selfishness |
|seriousness |
|ity |
|able ґЙ·ВАЦґВ |
| |
|accessible Бў±Щ°ЎґЙЗС |
|accountable ГҐАУАЦґВ, №ПА» |
|ёёЗС |
|active ґЙµїАыАО,|
|Заµї·В АЦґВ |
|ambiguous ѕЦёЕЗС |
|applicable Аыїл °ЎґЙЗС |
| |
|available АМїл°ЎґЙЗС|
| |
|communicable АьґЮ, Аьї°°ЎґЙЗС |
| |
|complex є№АвЗС |
|connective ї¬°бАЗ |
|feasible |
|fertile |
| |
|VERB |...tion NOUN |
|abort |abortion |
|accommodate |accommodation |
|accuse |accusation |
|acquire |acquisition |
|act |action |
|adapt |adaptation |
|add |addition |
|administer |administration |
|admire |admiration |
|admit |admission |
|adopt |adoption |
|apply |application |
|approximate |approximation |
|attend |attention |
|attract |attraction |
- er analyze announce bake bank blend
- ly abrupt actual approximate bad basic careful
| | | | | | | |
|Among |Was |There |Were |Out |Father |Look |
|Other |Water |Their |First |Brown |Garden |Through |
|One |Lot |Where |work | |basket |Good |
|Another |Long |Everywhere | | |after |Who |
|Hundred |Upon | | | | |Whom |
|Some |Walk | | | | |Should |
|Come |Along | | | | |Could |
|Cover |Stop | | | | |Couldn’t |
|Under |Call | | | | |Tool-shed |
|Run |Lost | | | | |Shoe |
|But |small | | | | |too |
|Bunny | | | | | | |
|Suddenly | | | | | | |
|Among | | | | | | |
|Young | | | | | | |
|jump | | | | | | |