Анализ картины Олимпия Э.Мане

отец Эдуара Мане нанимает для сына лучшего в то время живописца - Тома

Кутюра. По словам Э. Золя, Мане ''поступил учеником в мастерскую …и провел

в ней около шести лет, связанный наставлениями и советами, погрязая в

посредственности…''

Мастерская Тома Кутюра представляла собой официальную школу живописи,

Кутюр представлял традиции академизма, обращение к мифологическим и

аллегорическим сюжетам.

Академизм - сложившееся в 16-19 вв. направление, основанное на

следовании внешним формам классического искусства. Академизм

противопоставлял современной действительности вневременные и

вненациональные формы красоты, идеализированные образы, далекие от

реальности сюжеты.

Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. Они были

сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто

(«Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с

кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г.,

Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Тщательное копирование мастеров

позволяет нам судить о знании художником объект-языка, овладении им.

Мастерскую Кутюра Э. Мане покидает в 1856 году.

Итак, для подготовительного этапа характерно:

1. Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений

мастеров прошлого

2. Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических

сюжетов

3. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке

4. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу,

Мурильо, Зурбарану.

Первый этап творчества 1856 – 1861

Этот этап ознаменован уходом из мастерской Кутюра и появлением первых

самостоятельных работ. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя

абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860)

В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов

живописи. Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у

публики.

Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники

Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом:

на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-

люмпен, любящий выпить. Тем более, классицистическая манера тоже искажена:

полотно темное и монохромное, что салонным жюри не принимается.

В 1861 – 62 гг. художник пишет «Музыку в Тюильри». Эту картину можно

считать этапной по находкам, которые сделал художник.

Это первая многофигурная работа, где художник обращается к теме

современного города, к развлечениям парижан. Новизна, открытие Э. Мане в

том, что он организовал полотно не с помощью общепринятых графических

приемов и светотеневой моделировки, а посредством словно расплывающихся

силуэтов и пятен. Также художник отказывается от пространственных качеств

формы.

На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания.

Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание.

Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых

кабачках. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой.

Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом,

не покидает его.

Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Сад Тюильри - основное

место, где проводят время светские жители Парижа. Расположенный недалеко от

императорского дворца, он привлекает горожан. Здесь дважды в неделю

проводят концерты, которые собирают вокруг музыкального павильона весь

Париж.

Некоторые персонажи работы смотрят на художника, и все же он - не

среди них, хотя это является его мечтой.

Итак, для первого этапа характерно:

1. первые самостоятельные работы – еще следование правилам

живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна

особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни

(«Любитель абсента», «Музыка в Тюильри».)

2. ориентация на мастеров прошлого

3. приверженность к темным тонам,

4. изображение современных жителей Парижа

5. нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри»

посредством пятен и силуэтов,

6. акцентирование отсутствия пространственной глубины,

перспективы.

Второй этап творчества - 1862 год. Его можно назвать «испанским».

Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую

тематику.

Создание этих полотен обусловлено, с одной стороны, исторической

ситуацией - Наполеон III, женившись на особе, принадлежащей старинному

испанскому роду, завозит в Лувр множество картин испанских живописцев. Мане

тщательно копирует их. Испания входит в моду у французов.

С другой стороны, страсть, темперамент испанских танцоров привлек Мане,

который жаждал приобщиться к ярким проявлениям человеческого характера,

естественности и не надуманности.

Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров.

«Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая

находится между так называемой реалистической и романтической. В ней опять

же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо.

В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской

танцовщицы – «Лола из Валенсии», изображает своего брата Эжена в

национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо»,

пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады».

После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились

к господину Мане, они начали считать его своим учителем.

Этапным произведением мы выделяем работу «Лола из Валенсии».

В этой работе художник решает ту же проблему, что и на протяжении всего

периода – отношение модели и фона, поиск яркой, естественной натуры.

Он выстраивает соотношение красок яркого национального костюма

танцовщицы с остальными цветами работы.

Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно

содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный

колорит, …опознавательные цвета».

Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. Фон дан условно –

мы видим некие перекладины. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной

Испании, символы духа страны. Художник передает своеобразие именно

испанского темперамента.

Противопоставление фигуры и фона и поиск их гармоничного соотношения

имеет отдельный детерминирующий фактор: я думаю, это может быть связано не

только с живописными исканиями, но и с поиском самим художником места в

обществе, желанием нравиться, выставляться в Салоне и получать награды.

Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи? У меня есть

несколько гипотез.

Обращение Мане к Веласкесу и Гойе.

Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе:

О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, …так похоже

на модель…его способность казалась чудом»

Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает

Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином

вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа

рассеяла повсюду, и благодаря такому искусно построенному сочетанию

получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется

творцом, а не покорным копировщиком».

Как видим, испанским художникам было важно точно скопировать модель,

передать ее сущностные характеристики.

Гойю и Веласкеса называют реалистами. О живописи 17 века Испании

говорят также, что появляется натуралистическая тенденция, связанная с

распространением караваджизма, появляется воспроизведение повседневной

жизни. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как

«реалист». Если обобщить эти характеристики, и понять, что имеется в виду,

то речь заходит, скорее всего, не о реализме в общепринятом

искусствоведческом понимании, а о художественном реализме с точки зрения

философии искусства. Художественный реализм – соответствие рожденного

художественного образа объективной сущности. И Гойя, и Веласкес, и Э. Мане

- художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в

своих работах.

Во-вторых, и Веласкес, и Гойя резко порвали с художественной

традицией, бросили вызов академизму. Тоже делает и Э. Мане. Он против

академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Те

современники Мане, которые также были «анти-академиками» - Курбе и Милле -

также не вдохновляли художника. Он не приемлет их суровый реализм.

Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой

ситуации.

В-третьих, общее стремление к демифологизации находит свое яркое

воплощение в работах Гойи и Веласкеса.

Веласкес обращается не к античным мифам и не к религиозным сюжетам, а

к конкретной современной теме. Несмотря на античный сюжет, например, в

картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так

называемых «бодегонес» - бытовых картин, натюрмортов. Бога виноделия

окружают обычные «пьяницы» - крестьяне, мужички из народа. Этот прием –

включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо.

Считается, что у испанского художника пост-мифологическая концепция,

которая составляет существенный вклад в живопись 17 столетия.

Я думаю, что Э. Мане также придерживается этой позиции, но у него уже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать