Анализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков

изображает извилистую дорогу, поднимающуюся к холму, благодаря чему

создается ощущение непрерывности пространства. Подобный мотив был

распространен в нидерландской живописи XV века. Во флорентийской школе,

например, у Альбертинелли существует некоторая дробность планов.

2. Светотеневое решение.

Говорить о светотеневом решении «Поклонения младенцу Христу» Филиппино

Липпи довольно сложно. Художник не стремился к созданию иллюзии объемности

фигур. Он помещает источник света в нижней части слева. Филиппино Липпи

отказывается от контрастных теней. Свет рассеянный, мягко окутывает фигуры,

создавая впечатление легкости и эфемерности. Художник изображает золотой

луч, направленный на младенца. Живописец прибегает к введению света не

реального, природного, а символического, трансцендентного, который не

подчиняется логическим земным законам. Филиппино Липпи наполняет

произведение обилием тонких золотых линий - ассистов вокруг фигуры младенца

Христа и в одеждах ангелов и Марии. Подобные приемы применялись художниками

Средневековья, в отличие от мастеров Высокого Возрождения волновали

проблемы светотени. Они становятся наиболее значимыми для творцов

Ренессанса после композиционного построения, отодвигая на второй план

колористическое решение.

Так, например, Пьеро ди Козимо в «Поклонении младенцу Христу» под влиянием

нидерландских художников создает необычное для мастеров флорентийской школы

освещение. Он размещает фигуры первого плана в темном интерьере, выхватывая

их направленным довольно ярким светом, источник которого расположен в

верхней части справа. Однако художник не прибегает к контрастным теням,

мягко моделируя фигуры, придавая округлость формам и создавая иллюзию

объемности. Второй источник света расположен на дальнем плане, справа. Он

создает контраст между темным помещением и ярко освещенным пейзажем,

который виден в дверном проеме. Таким образом, Пьеро ди Козимо стремился к

созданию впечатления глубины пространства.

Светотеневое решение у Мариотто Альбертинелли является характерным для

флорентийской школы. Он изображает персонажей первого плана на фоне ровно

освещенного пейзажа. Здание и фигуры людей, расположенные в глубине не

имеют падающих теней. Он совмещает в произведении два способа освещения:

рассеянный и направленный. Источник света первого плана находится в верхней

части тондо слева. Художник изображает падающие насыщенные тени,

отбрасываемые фигурой младенца, выделяя его более интенсивным освещением по

сравнению с Марией и Иосифом. Альбертинелли подчеркивает светоносность

Христа, но, не вводя золотое свечение, как у Филиппино Липпи, а с помощью

светотеневой моделировки.

3. Колористическое решение.

В эпоху Возрождения основное внимание уделялось решению чисто

композиционных задач, построению пространства и размещению в нем фигур.

Колориту же придавалось второстепенное значение. Он был, как бы, заранее

определен и подчинялся рисунку. Так, например, в «Поклонении младенцу

Христу» Мариотто Альбертинелли и Фра Бартоломео[xlix] размещение основных

цветовых пятен первого плана совпадает. Незначительные различия в

насыщенности красок появляются только из-за использования Мариотто

смешанной техники. Темпера дает возможность делать световое пятно более

локальным и насыщенным. Поэтому так выделяется желтый плащ Иосифа. У Фра

Бартоломео, который писал маслом, цвет более приглушенный и сложный.

Сохраняется и иконографическая обусловленность цвета в одеянии персонажей,

например Марии. Во всех трех произведениях Мадонна облачена в синий плащ и

красное платье. Филиппино Липпи решает колорит в соответствии с каноном.

Пьеро ди Козимо изображает плащ с довольно сильными рефлексами зеленого и

синего, проникающими друг в друга так, что довольно сложно установить

основной его цвет. Альбертинелли привносит в свою работу небольшое

изменение. Он решает мафорий у Марии двухцветным: синим и зеленым. Таким

образом, основные колористические различия, в основном, объясняются

использованием различных техник живописи. Цвет применялся как «иллюминация

рисунка. Он при всей своей значимости ничего не решал в картине, только

усиливая выразительность рисунка»[l]

Колорит «Поклонения младенцу Христу» у Филиппино Липпи строится на

сочетании зеленоватых и жемчужно-серых тонов. Основой цветового ритма

служат синие и красные вертикали одежд фигур ангелов, а Марии, которые

придают звонкое «музыкальное» звучание всей композиции. Художник погружает

их в зеленовато- оливковую дымку пейзажа. Насыщенность его постепенно

ослабевает, приближаясь к линии горизонта. Так у нижней кромки произведения

темно-зеленый, почти черный, цвет травы, на котором прорисованы тонкой

кистью желтые стебли. Этим же тоном написаны кусты и деревья, смотрящиеся

силуэтами на светло-голубом фоне неба или пологих склонов. Филиппино почти

не использует богатство гаммы охр, столь любимую его современниками. Он

применяет ее холодные оттенки в решении лиц и ладоней рук, одеяний парящий

ангелов и в моделировке обнаженного тела младенца. Коричневатой охрой пишет

волосы и совсем прозрачные крылья. В решении парапета Филиппино Липпи к

охре добавляет белила и приглушенный желтый. Но все цвета подчинены зеленым

оттенкам, которые определяют общее колористическое решение.

О колористическом решении “Поклонения младенцу Христу” Пьеро ди Козимо

судить довольно сложно, так как на сегодняшний день произведение не

представлено в постоянной экспозиции музея. Цветные воспроизведения

эрмитажного тондо, которые позволили бы говорить о его красочном решении,

отсутствуют. Однако существуют хорошие репродукции «Поклонения младенцу

Христу», находящегося в собрании галереи Боргезе, являющегося аналогом

эрмитажного, только написанное несколько суше и сильно пострадавшее от

реставрации[li]. Лишь на основании этого материала можно рассматривать

колорит эрмитажного произведения. Пьеро ди Козимо решает тондо в теплых

тонах. Наиболее светлое пятно - светло-голубая, почти белая, пелена,

которая перекликается с изображением голубя и вставками на рукавах одеяния

Марии. Обнаженная фигура младенца Христа также создает впечатление мягкого

сияния, но уже более теплого по тону. Немного дальше располагается

изображение Иоанна Крестителя в охристой власянице. У Пьеро ди Козимо

проявляется интерес к обнаженному телу. Не случайно художник показывает

неприкрытыми, почти до середины бедра ноги ангелов, в то время как Липпи и

Альбертинелли “одевают” ангелов в длинные одеяния, оставляющие открытыми

лишь ладони рук и ступни ног. Колористическое решение строится на

господстве трех основных цветов: красного, синего и желтого, которые

составляют основу палитры любого художника. В чистом виде она представлена

у Мариотто Альбертинелли. В «Поклонении младенцу Христу» Пьеро ди Козимо не

использует зеленого цвета в чистом виде, так как он является производным

синего и желтого. Например, в решении мафория фигуры Марии происходит

смешение синего и зеленого. Довольно сложно определить, какой цвет был взят

за основу или выбран для изображения рефлексов. Эта неопределенность,

вероятно, символизировала двойственность сущности Марии, ее небесное и

земное начало. Одежды ангелов решены открытыми локальными пятнами краплака

и синего. Соединение этих двух цветов повторены в одеянии Мадонны с

добавлением теплых оттенков в трактовке освещенных участков складок.

Возможно, подобным решением художник хотел подчеркнуть божественную природу

Марии. Пьеро ди Козимо вводит между фигурами изображение дверного проема,

в котором виден лазоревый небосвод. В отличие от Мариотто Альбертинелли,

художник отказывается использования в общем, цветовом решении локальных

пятен желтого. Он наполняет произведение разнообразными оттенками охр,

применяя их в трактовке обнаженных тел, подушке, на которую опирается

Христос, власянице Иоанна Крестителя и пейзажа дальнего плана. Он решает

детали интерьера в красновато- коричневых тонах, доходя в некоторых

затемненных частях стен до черного. По сравнению с произведениями Филиппино

Липпи и Мариотто Альбертинелли, живопись Пьеро ди Козимо наиболее богата

оттенками. Это достигается за счет масляной техники, которую в чистом виде

использует художник.

Колорит “Поклонения младенцу Христу” Мариотто Альбертинелли основан на

сочетании трех основных цветов. Самое ярое пятно всего произведения - это

желтое одеяние Иосифа. Художник пытается уравновесить этот цвет светлой

полосой на земле, решенной менее локально и насыщенно. Контрастным

смотрится синее одеяние Иосифа в верхней части. Оно перекликается с

внутренней стороной плаща Марии, и пеленой, на которой лежит младенец.

Синий цвет первого плана, словно эхо, повторяется, становясь более

прозрачным в изображении холмов и неба. Внешняя часть мафория Мадонны

нейтрального темного синевато-зеленого цвета согласуется с прозрачными,

написанными в один слой этого же тона холмами дальнего плана. Еще два

акцента, уравновешивающие друг друга - красная внутренняя сторона плаща

Иосифа и алое платье Марии. Мариотто Альбертинелли вводит маленькое пятно

краплака в решение полупрозрачной драпировки сидящей на ступенях фигуры

дальнего плана, которая находится между Мадонной и Иосифом. Однако в

колорите работы заметно преобладание коричневого и охр. Значительное место

в пространстве произведения занимает архитектура. Оно изображено коричневой

охрой монохромно. Объемность достигается за счет увеличения количества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать