колесо, благодаря которому стержень вращался. Диски сверкают на солнце
позолотой, а вырывающиеся струи напоминают лучи. Поэтому фонтан называется
«Солнце».
Перед каскадом «Шахматная гора» расположены два симметричных «Римских»
фонтана. Их архитектурное решение довольно просто – два восьмигранника
поставлены один на другой, декорированы плитами белого, серого, розового
мрамора и бронзовыми золочеными деталями – маскаронами, гирляндами и
венками. Название этих фонтанов – «Римские» – объясняется тем, что они
похожи на водометы у Собора святого Петра в Риме. «Римские» фонтаны
создавались в 1739 году архитекторами И. Бланком и И. Давыдовым, а в
1763 году перестраивались В. Растрелли. В 1799 году их облицевали мрамором
и добавили к ним бронзовые украшения.
КАСКАД «ШАХМАТНАЯ ГОРА»
Каскад «Шахматная гора» – это центральное фонтанное сооружение восточной
части Нижнего парка, представляющее собой четыре сливных плато,
декорированных туфовым камнем, с двумя гротами – верхним и нижним. Верхний
грот закрыт массивной дверью, перед которой распростерлись три крылатых
дракона, как бы охраняющих вход в волшебную сказочную страну.
Из пастей драконов льется вода, спадающая в небольшой полукруглый бассейн
у подножия гряды перед нижним гротом. Сквозь водный поток вырисовываются
белые и черные квадраты. Ступени каскада, раскрашенные масляной краской,
напоминают шахматные доски. Вдоль туфового основания с верхней террасы
можно спуститься вниз по двум лестницам, восточной и западной. С внешней
стороны каждой из них размещено по пять мраморных скульптур. Установленные
на высоких пьедесталах из серого камня, они органически дополняют
оформление каскада.
Каскад начали строить в 1721 году по проекту архитектора Н. Микетти,
после указа Петра I делать «кашкаду марморовую с малым гротом и дикою горою
против модели». Тогда это сооружение называли «Руинным каскадом»: в
примечании к указу император велел поставить на горе разрушенную башню, как
бы символ взятой шведской крепости.
Однако в конце 30-х годов XVIII века перестройка сооружения поручается
архитектору М.Г. Земцову, который оформляет его четырьмя сливными плато, а
перед верхним гротом скульптор К. Оснер по рисункам И. Давыдова и
И. Бланка устанавливает три вырезанные из дерева и раскрашенные масляной
краской фигуры драконов. Отсюда и название каскада – «Драконова гора»,
нынешнее же свое имя он носит с середины XVIII века, когда сливные ступени
раскрасили черными и белыми квадратами.
Облик каскада несколько меняется в середине XIX века, когда архитектор Н.
Бенуа заменил деревянные фигуры свинцовыми, расставив их фронтально. Но во
время войны они были похищены немцами, а теперь на их месте стоят
бронзовые, воссозданные скульптором А. Ф. Гуржием по чертежам и рисункам
XIX века в 1952 году.
Мраморные статуи у «Шахматной горы» – это редчайшая коллекция
декоративной парковой скульптуры XVIII века. Особенно выразительны фигуры
«Помоны» – богини осеннего изобилия, Адониса – бога умирающей и
воскрешающей природы и Плутона – бога подземного царства. Во время войны
немцы не смогли обнаружить, где они были спрятаны, и теперь мраморные
статуи заняли свои прежние места. Каскад отреставрирован заново, и сейчас,
во всем своем блеске, восхищает посетителей Петродворца.
В числе водометов, замысел которых относится к началу XVIII века,
интересен также фонтан «Тритон» или «Оранжерейный». В центре Оранжерейного
сада, на подступах к большому каскаду с востока, в круглом бассейне
установлена бронзовая группа «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища»,
по идее близкая «Самсону». Первоначально скульптура фонтана была свинцовой,
ее создал архитектор К. Растрелли в соответствии с проектом Т. Усова. Уже в
конце XVIII века, во время своей инспекционной поездки в Петергоф, И.
Мартос отмечал ее ветхость и необходимость замены. Однако только в 1876
году новая скульптурная группа «Тритон с крокодилом» была изготовлена
гальванопластическим способом по рисункам и моделям Д. Энсена. Скульптурная
группа была похищена во время войны. В настоящее время фонтан восстановлен.
Его водное оформление состоит из пяти струй – центральной сильной струи,
вырывающейся из пасти чудовища, и четырех невысоких, бьющих из раскрытых
ртов бронзовых черепах. Фонтан дополняет убранство Оранжерейного комплекса
и органически связывает его с остальными участками Нижнего парка.
В восточной части парка участок так называемого пирамидного сада
оформляет один из самых красивых фонтанов – «Пирамида». В архитектурном
решении этого водного объекта главенствует вода. Фонтан «Пирамида» поражает
своими декоративными особенностями. В центре квадратного бассейна, на
гранитном постаменте с мраморными ступенями, окруженная изящной балюстрадой
с вазами, возносится пенная масса воды в виде правильной пирамиды,
образованной 505 струями различной высоты.
Фонтан создан архитекторами Н. Микетти и М. Земцовым в 1724 году. Проект
его оригинального водопроводного устройства, позволяющего регулировать
высоту струй и создавать геометрически правильную семиступенчатую пирамиду,
создан талантливым французским гидравликом П. Суалемом.
ФОНТАНЫ «АДАМ» И «ЕВА».
Это два одинаковых фонтана, которые замыкают перспективы косых аллей,
ведущих от Большого каскада к «Эрмитажу» и «Монплезиру». В центре
восьмигранных бассейнов установлены мраморные статуи, окруженные венком из
16 струй. В восточной части Нижнего парка расположен «Адам», в западной –
«Ева». Каждое из сооружений замыкает перспективу восьми аллей, радиусом
сходящихся к площадке и бассейну, где стоит скульптура. Фонтан «Адам» –
один из первых фонтанов в Нижнем парке. Фонтан «Ева» на несколько лет
младше.
Мраморные статуи, созданные Дж. Бонацца по оригиналам А. Рицци в
Венеции, привезенные Россию в 1717 году, были, по мнению современников так
хороши, что и «в славной Версалии таких мало видели». Однако фонтан «Адам»
был открыт лишь в 1722 году, а «Ева» – в 1726. Сооружались оба фонтана по
проектам архитектора Н. Микетти. В 1949 году оба фонтана, значительно
пострадавшие после войны, были восстановлены.
АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА.
Симметрично каскаду «Шахматная гора» по другую сторону канала, в западной
части Нижнего парка расположено еще одно фонтанное сооружение – каскад
«Золотая гора». Строительство Марлинского каскада («Золотая гора») было
начато по указу Петра I. Замысел возник по аналогии с подобным же
сооружением в парке Марли, находящемся недалеко от Парижа. Каскады этого
парка произвели на Петра очень сильное впечатление, и он приказал “кашкаду
большую, что против пруда, надлежит сделать во всем пропорциею против
кашкады Марлинской, которая против королевских палат”. Но особенности
природных условий и творческая самобытность русских архитекторов позволили
создать своеобразный, полный гармонии ансамбль западной части Нижнего парка
Петродворца. Начало строительства “Золотой горы” относится к 1721 году,
когда архитектор Н. Микетти создает проект оформления естественного склона
торжественной двадцатидвухступенчатой каскадной лестницей, а скульптору К.
Растрелли поручается создать для нее группу. Работы, в основном,
завершаются к 1726 году, но скульптурная группа так и не была создана.
Свой нынешний облик каскад приобретает в 30-е годы XVIII века. В это
время наиболее интенсивно в Петродворце работал архитектор М. Земцов. Он
перестраивает Марлинский каскад, дополняя его мраморными и золочеными
статуями, а ступени водопадной лестницы по его указанию облицовывают
золочеными листами меди. Отсюда и нынешнее название каскада – «Золотая
гора». Значительная часть коллекции мраморной скульптуры появилась здесь
позже: она сменила статуи, установленные по проекту М. Земцова, лишь в
середине XIX века.
Шесть фонтанов украшают партер у каскада «Золотая гора». Симметрично по
отношению к каскаду, в двух круглых бассейнах поднимаются струи Менажерных
фонтанов, создающие ощущение водного обилия и мощи. Фонтаны сооружались в
1722-1725 годах по проекту архитектора Н. Микетти. Их название происходит
от французского слова «menager» – беречь. Многоводие этих фонтанов
обманчиво, их струи внутри пусты.
Дополняется фонтанный ансамбль «Золотой горы» четырьмя фонтанными
сооружениями оригинального устройства: это фонтаны – колокола «Тритоны».
Младенцы-тритоны над головами поддерживают чаши с краями, вогнутыми книзу.
Вода на чашу попадает из форсунки, к которой плотно приклеплена вогнутая
пластина, обеспечивающая падение воды в виде прозрачной пелены. Нынешние
бронзовые фигуры заменили собой похищенную во время войны скульптуру,
отлитую еще в 1721 году, в год создания фонтанов.
Заключение.
Дворцы, парки и фонтаны Петергофа – это памятники знаменательного
времени, в результате которых происходят созидательные элементы, в
результате которых Россия выходит в число первых государств мира. Одна из
наиболее ярких особенностей регулярного дворцово-паркового ансамбля
заключается в достижении необычайно впечатляющего, органичного синтеза
различных видов художественного искусства. И каждый, кто побывал здесь
навсегда сохранит память о «вечно юном Петергофе».