Архитектурный ансамбль Петродворца

колесо, благодаря которому стержень вращался. Диски сверкают на солнце

позолотой, а вырывающиеся струи напоминают лучи. Поэтому фонтан называется

«Солнце».

Перед каскадом «Шахматная гора» расположены два симметричных «Римских»

фонтана. Их архитектурное решение довольно просто – два восьмигранника

поставлены один на другой, декорированы плитами белого, серого, розового

мрамора и бронзовыми золочеными деталями – маскаронами, гирляндами и

венками. Название этих фонтанов – «Римские» – объясняется тем, что они

похожи на водометы у Собора святого Петра в Риме. «Римские» фонтаны

создавались в 1739 году архитекторами И. Бланком и И. Давыдовым, а в

1763 году перестраивались В. Растрелли. В 1799 году их облицевали мрамором

и добавили к ним бронзовые украшения.

КАСКАД «ШАХМАТНАЯ ГОРА»

Каскад «Шахматная гора» – это центральное фонтанное сооружение восточной

части Нижнего парка, представляющее собой четыре сливных плато,

декорированных туфовым камнем, с двумя гротами – верхним и нижним. Верхний

грот закрыт массивной дверью, перед которой распростерлись три крылатых

дракона, как бы охраняющих вход в волшебную сказочную страну.

Из пастей драконов льется вода, спадающая в небольшой полукруглый бассейн

у подножия гряды перед нижним гротом. Сквозь водный поток вырисовываются

белые и черные квадраты. Ступени каскада, раскрашенные масляной краской,

напоминают шахматные доски. Вдоль туфового основания с верхней террасы

можно спуститься вниз по двум лестницам, восточной и западной. С внешней

стороны каждой из них размещено по пять мраморных скульптур. Установленные

на высоких пьедесталах из серого камня, они органически дополняют

оформление каскада.

Каскад начали строить в 1721 году по проекту архитектора Н. Микетти,

после указа Петра I делать «кашкаду марморовую с малым гротом и дикою горою

против модели». Тогда это сооружение называли «Руинным каскадом»: в

примечании к указу император велел поставить на горе разрушенную башню, как

бы символ взятой шведской крепости.

Однако в конце 30-х годов XVIII века перестройка сооружения поручается

архитектору М.Г. Земцову, который оформляет его четырьмя сливными плато, а

перед верхним гротом скульптор К. Оснер по рисункам И. Давыдова и

И. Бланка устанавливает три вырезанные из дерева и раскрашенные масляной

краской фигуры драконов. Отсюда и название каскада – «Драконова гора»,

нынешнее же свое имя он носит с середины XVIII века, когда сливные ступени

раскрасили черными и белыми квадратами.

Облик каскада несколько меняется в середине XIX века, когда архитектор Н.

Бенуа заменил деревянные фигуры свинцовыми, расставив их фронтально. Но во

время войны они были похищены немцами, а теперь на их месте стоят

бронзовые, воссозданные скульптором А. Ф. Гуржием по чертежам и рисункам

XIX века в 1952 году.

Мраморные статуи у «Шахматной горы» – это редчайшая коллекция

декоративной парковой скульптуры XVIII века. Особенно выразительны фигуры

«Помоны» – богини осеннего изобилия, Адониса – бога умирающей и

воскрешающей природы и Плутона – бога подземного царства. Во время войны

немцы не смогли обнаружить, где они были спрятаны, и теперь мраморные

статуи заняли свои прежние места. Каскад отреставрирован заново, и сейчас,

во всем своем блеске, восхищает посетителей Петродворца.

В числе водометов, замысел которых относится к началу XVIII века,

интересен также фонтан «Тритон» или «Оранжерейный». В центре Оранжерейного

сада, на подступах к большому каскаду с востока, в круглом бассейне

установлена бронзовая группа «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища»,

по идее близкая «Самсону». Первоначально скульптура фонтана была свинцовой,

ее создал архитектор К. Растрелли в соответствии с проектом Т. Усова. Уже в

конце XVIII века, во время своей инспекционной поездки в Петергоф, И.

Мартос отмечал ее ветхость и необходимость замены. Однако только в 1876

году новая скульптурная группа «Тритон с крокодилом» была изготовлена

гальванопластическим способом по рисункам и моделям Д. Энсена. Скульптурная

группа была похищена во время войны. В настоящее время фонтан восстановлен.

Его водное оформление состоит из пяти струй – центральной сильной струи,

вырывающейся из пасти чудовища, и четырех невысоких, бьющих из раскрытых

ртов бронзовых черепах. Фонтан дополняет убранство Оранжерейного комплекса

и органически связывает его с остальными участками Нижнего парка.

В восточной части парка участок так называемого пирамидного сада

оформляет один из самых красивых фонтанов – «Пирамида». В архитектурном

решении этого водного объекта главенствует вода. Фонтан «Пирамида» поражает

своими декоративными особенностями. В центре квадратного бассейна, на

гранитном постаменте с мраморными ступенями, окруженная изящной балюстрадой

с вазами, возносится пенная масса воды в виде правильной пирамиды,

образованной 505 струями различной высоты.

Фонтан создан архитекторами Н. Микетти и М. Земцовым в 1724 году. Проект

его оригинального водопроводного устройства, позволяющего регулировать

высоту струй и создавать геометрически правильную семиступенчатую пирамиду,

создан талантливым французским гидравликом П. Суалемом.

ФОНТАНЫ «АДАМ» И «ЕВА».

Это два одинаковых фонтана, которые замыкают перспективы косых аллей,

ведущих от Большого каскада к «Эрмитажу» и «Монплезиру». В центре

восьмигранных бассейнов установлены мраморные статуи, окруженные венком из

16 струй. В восточной части Нижнего парка расположен «Адам», в западной –

«Ева». Каждое из сооружений замыкает перспективу восьми аллей, радиусом

сходящихся к площадке и бассейну, где стоит скульптура. Фонтан «Адам» –

один из первых фонтанов в Нижнем парке. Фонтан «Ева» на несколько лет

младше.

Мраморные статуи, созданные Дж. Бонацца по оригиналам А. Рицци в

Венеции, привезенные Россию в 1717 году, были, по мнению современников так

хороши, что и «в славной Версалии таких мало видели». Однако фонтан «Адам»

был открыт лишь в 1722 году, а «Ева» – в 1726. Сооружались оба фонтана по

проектам архитектора Н. Микетти. В 1949 году оба фонтана, значительно

пострадавшие после войны, были восстановлены.

АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА.

Симметрично каскаду «Шахматная гора» по другую сторону канала, в западной

части Нижнего парка расположено еще одно фонтанное сооружение – каскад

«Золотая гора». Строительство Марлинского каскада («Золотая гора») было

начато по указу Петра I. Замысел возник по аналогии с подобным же

сооружением в парке Марли, находящемся недалеко от Парижа. Каскады этого

парка произвели на Петра очень сильное впечатление, и он приказал “кашкаду

большую, что против пруда, надлежит сделать во всем пропорциею против

кашкады Марлинской, которая против королевских палат”. Но особенности

природных условий и творческая самобытность русских архитекторов позволили

создать своеобразный, полный гармонии ансамбль западной части Нижнего парка

Петродворца. Начало строительства “Золотой горы” относится к 1721 году,

когда архитектор Н. Микетти создает проект оформления естественного склона

торжественной двадцатидвухступенчатой каскадной лестницей, а скульптору К.

Растрелли поручается создать для нее группу. Работы, в основном,

завершаются к 1726 году, но скульптурная группа так и не была создана.

Свой нынешний облик каскад приобретает в 30-е годы XVIII века. В это

время наиболее интенсивно в Петродворце работал архитектор М. Земцов. Он

перестраивает Марлинский каскад, дополняя его мраморными и золочеными

статуями, а ступени водопадной лестницы по его указанию облицовывают

золочеными листами меди. Отсюда и нынешнее название каскада – «Золотая

гора». Значительная часть коллекции мраморной скульптуры появилась здесь

позже: она сменила статуи, установленные по проекту М. Земцова, лишь в

середине XIX века.

Шесть фонтанов украшают партер у каскада «Золотая гора». Симметрично по

отношению к каскаду, в двух круглых бассейнах поднимаются струи Менажерных

фонтанов, создающие ощущение водного обилия и мощи. Фонтаны сооружались в

1722-1725 годах по проекту архитектора Н. Микетти. Их название происходит

от французского слова «menager» – беречь. Многоводие этих фонтанов

обманчиво, их струи внутри пусты.

Дополняется фонтанный ансамбль «Золотой горы» четырьмя фонтанными

сооружениями оригинального устройства: это фонтаны – колокола «Тритоны».

Младенцы-тритоны над головами поддерживают чаши с краями, вогнутыми книзу.

Вода на чашу попадает из форсунки, к которой плотно приклеплена вогнутая

пластина, обеспечивающая падение воды в виде прозрачной пелены. Нынешние

бронзовые фигуры заменили собой похищенную во время войны скульптуру,

отлитую еще в 1721 году, в год создания фонтанов.

Заключение.

Дворцы, парки и фонтаны Петергофа – это памятники знаменательного

времени, в результате которых происходят созидательные элементы, в

результате которых Россия выходит в число первых государств мира. Одна из

наиболее ярких особенностей регулярного дворцово-паркового ансамбля

заключается в достижении необычайно впечатляющего, органичного синтеза

различных видов художественного искусства. И каждый, кто побывал здесь

навсегда сохранит память о «вечно юном Петергофе».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать