2) эффектное, театральное, помпезное изображение;
3) обязательное присутствие архитектурного фона;
4) яркость, контрастность колорита;
5) динамика изображения.
Например: “Сотник перед Христом”.
Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо -
художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу
принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”,
“Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.
К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его
произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение,
получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором
рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма.
Характерно:
1. Гиперболизм в изображении;
2. Искажение пропорций;
3. Мрачная, холодная красочная гамма;
4. Нервный, “пляшущий” мазок.
Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты:
1. Жесткость, плотность фактуры;
2. Пластическая моделировка;
3. приближение фигуры к переднему плану;
4. Цельность, строгая соотнесенность частей;
5. Детализация.
Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”,
“Положение во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”,
“Обращение св. Павла”.
4. Музыка
В музыкальном искусстве XVIIв. начинается как бы с решительного
перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это
время было провозглашено рождение нового стиля - монодии с сопровождением,
гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится
музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые
творческие искания.
ОПЕРА
Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты
мировоззрения сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального
искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый,
патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование
драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно
возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVIIв. в истории музыкального
развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была
призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было
длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере
Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные
драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток”),
комедия масок, драматические спектакли, интермедии... Выдающимся оперным
композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую сущность
нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами музыки показал
многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена
драматическая мелодия (concitato - взволнованный стиль), сплавлявшая
речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу
симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил
новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато.
Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший
современное ему музыкальное искусство. Его произведения:
оперы “Орфей” 1607г., текст А.Стриджо,
“Ариадна” 1608г., текст Ринуччини,
“Коронация Поппеи” 1642г. и др.
интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки”, ...
С середины XVIIв. намечается определенная колея развития оперного жанра,
устанавливаются типы, разновидности, образуются школы:
1) Венецианская
Фр. Ковали, Марк А.Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо,
Д.Фрески,...
Характерно:
а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;
б) захватывающее действие, любовные интриги;
в) введение комических эпизодов;
г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;
д) утрачивается виртуозность;
е) изменяется функция речитативов - только связки между ариями;
ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с
оперой;
з) утверждаются оперные декорации (Торелли).
2) Неаполитанская, во главе с А.Скарлатти. В его творчестве
откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:
а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;
б) стержень - любовная интрига;
в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах
и противоречиях;
г) главенствующее значение музыки;
д) текст носит обобщающий характер;
е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба,
ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,...
ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии
струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра - simfonia: 1ч-
быстрая, 2ч - кантиленная, 3ч - моторная.
ОРАТОРИЯ
Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более
камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только
музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская
оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется
хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление
к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория
проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,
постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.
Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла.
Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная),
праздничная (более масштабная).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания
инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются
ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В
середине века образуется соната, как цикл нового типа.
Это породило:
1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;
2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;
3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.
Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso.
Представители:
Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в
пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной
ткани; ясный и открытый образный мир.
Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений
программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии
близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.
Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции:
1ч - быстро; рондо, разработочный характер;
2ч - медленно, лирический центр;
3ч - быстро.
В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди.
Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к
“взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая
индивидуализация.
Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была
многоплановой и разнообразной.
III. Искусство Фландрии
1. Живопись
Первая буржуазная революция, ставившая целью освобождение народа от
власти церкви, разделила страну на две части: юг (Фландрия, современная
Бельгия) и север (Голландия). Огромный социальный и духовный подъем,
пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете
культуры. Не случайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной
мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. В
начале XVIIв. происходит восстановление страны от разрухи. Культовая
архитектура воспринимает черты и формы итальянского барокко: декоративное
оформление фасадов, играющих самостоятельную роль, с применением скульптур,
пластической орнаментации. Например, церковь св. Карла Барромея в
Антверпене (1614-1621гг.), архитектор П.Хёйсенс (церковь Иль Джезу).
Скульптура сочетает в себе народную традицию и итальянскую пластику
барокко (многие мастера работали в Италии). Представители: Франсуа Дюкенуа,
Лукас Файдхербе...
В целом в искусстве Фландрии было преобладание живописи, определяющей
пути развития скульптуры, архитектуры, художественной промышленности.
Представители:
Антонио ван Дейк (1599-1641). Характерна внешняя эффектность,
барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая
реалистичность и достоверность. Например, “Портрет Ф.Снайдера”.
Непревзойденным Мастером эпохи стал Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Органично претворил наследие итальянского Возрождения: единство мира,
жизнеутверждение, прославление человека как центра мироздания; новой
культурной эпохи: высший динамизм, пластичность, резкость, разомкнутость
композиции, страдание и горе в тематике, монументальность, декоративность,
торжественность; национальные традиции: реализм. Явился творцом парадного
портрета, создателем классического типа, алтарного образа. Например: “Охота
на львов”, “Водружение креста”, “Персей и Андромеда”, “Вакханалия”...
“Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом жить, надо Рубенса копировать,
ибо Рубенс - Бог”
Делакруа.
IV. Искусство Испании