Деятельность творческого объединения Бубновый валет (художников – авангардистов)

параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е.Т.

Барковой (жены художника), 1921 г.; там же). Позднее в его образах, как и в

живописи Р.Р. Фалька, главенствующую роль обретает цветовая стихия – при

общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке красочного слоя. Писал в

основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-

созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925 г.; Мойка. Белая ночь, 1927 г.;

оба пейзажа – в ГТГ), хотя время от времени и «отчитывался» историко-

революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей)

или казенными портретами передовиков. В поздних его вещах отзвуки кубизма

окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом

мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска; конец 1940 – начало 1950-х

годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н.А.

Удальцовой, 1948 г., ГТГ). Успешно выступал и как художник театра – в

ленинградском Большом драматическом (1937 г.), а во время эвакуации в

Казанском драматическом (1943 г.), – однако эпохальных вещей в этой области

не создал. В 1918–1948 годах много работал как педагог – в Свободных

художественных мастерских (позднее – Высшие художественно - технические

мастерские, ВХУТЕМАС), ленинградской Академии художеств и Московском

художественном институте имени В.И. Сурикова.

Машков Илья Иванович (1881 – 1944 гг.) был одним из наиболее

значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового

валета». По мнению М Волошина, «наиболее живописец из всех "Валетов",

пожалуй, Илья Машков. Ему ближе всех знакомы масляные краски, и они ему

повинуются». Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его

замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно

раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других

«бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к

кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная

стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов

(Мальчик в расписной рубашке, 1909 г.; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911

г.; оба – в Русском музее), порой сочетаясь с чувством гордого

самоутверждения (Автопортрет с П.П. Кончаловским, 1910 г., частное

собрание, Петербург). Яркой, но в то же время и конструктивно - четкой

декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса,

1910–1911 гг., Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива

и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые

планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе

кажутся не менее «живыми», чем сама дама. Игровое, отчасти

«протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с

годами стихает. Примкнув в 1924 году к традиционалистам АХРР, он придает

своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид.

Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и

дичь (оба – 1924 г., ГТГ) – воспринимались как красочные символы

сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы НЭПа. Плодотворно

работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень

официально - выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу

- студию уже в 1902 г.; преподавал в ней, а в 1918 - 1930 гг. – во

ВХУТЕМАСе (Высшие художественно - технические мастерские).

И, наконец, ещё одним выдающимся живописцем начала ХХ века, также

состоявшим в творческом объединении «Бубновый валет», является Фальк Роберт

Рафаилович (1886 – 1958 гг.). Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар

замечательного «цветовика». Драматургия цвета всецело доминирует и в его

кубистских полотнах (Поэт М. Рефатов, 1915 г.; Дама в красном, 1918 г.; обе

работы – в ГТГ). Как и другие бубновалетовцы, мастер не пошел далее первой,

«аналитической» стадии кубизма, – и последующие, более радикальные,

авангардные направления воспринимал обычно достаточно критически. В

постреволюционные годы его колорит достиг особой экспрессии, превращаясь в

некое откровение – прекрасное и в то же время трагическое (Красная мебель,

1920 г., ГТГ). При этом Фальк одинаково успешно выступал в разных жанрах

(портрет, пейзаж, натюрморт), а также в сфере театральной живописи

(оформление спектакля Ночь на Старом рынке И.Л. Перетца в Государственном

еврейском театре (Госет), 1922 - 1925 гг.; и др.). Со временем все большую

роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего

изнутри затененной формы (Обнаженная в кресле, 1922 г., там же). Образ

порой уподобляется ирреальному видению (Воспоминания, 1930 - 1931 гг., там

же). Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым,

Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически

- изысканные, хотя и вполне натурные феерии, – таковы большие циклы его

французских и среднеазиатских пейзажей 1930–1940-х годов. Феерически -

красивы, «самоцветны» и его портреты, неизменно предполагающие тонкое

духовное сродство между автором и персонажем (Дама в белой шали, 1946–1947

гг., Русский музей, Петербург; Искусствовед А.Г. Габричевский, 1952–1953

гг., ГТГ). Он часто писал и автопортреты, духовно разметив ими свою жизнь

(Автопортрет в красной феске, 1957 г., там же). Его созерцательно-камерное,

уединенное искусство к 1950-м годам окончательно обнаружило свою полную

несовместимость с канонами соцреализма. На его пути к публике и творческой

молодежи (вплоть до 1940-х годов он много сил отдавал преподаванию: во

ВХУТЕМАСе – Высших художественно-технических мастерских – и других

институтах) воздвигалось все больше препон. В поздние годы мастер стал, по

сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой

художественной оппозиции; «вечера у Фалька» вписались в летопись

«оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

Члены «Бубнового валета» надолго стали персонажами светской и

бульварной хроники. Когда в Политехническом музее проводились диспуты о

новом искусстве с участием бубнововалетовцев, количество желающих попасть

на них было столь велико, что требовались усиленные наряды конной полиции

для наведения порядка. На выставках «Бубнового валета» помимо картин членов

объединения экспонировались работы живших в Мюнхене В. Кандинского и А.

Явленского, а также зарубежных художников — Ж. Брака, К. Ван Донгена, Р.

Делоне, А. Дерена, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка и др. О

необыкновенном творческом потенциале членов объединения можно судить хотя

бы по количеству уникальных художественных направлений, принципы которых

были сформированы его членами в дальнейшем. Это и теория лучизма Ларионова,

и абстракционизм Кандинского, и супрематизм Малевича и многие другие,

возможно не столь глобальные, но весьма значительные концепции. Вероятно,

именно яркость и одаренность участников группы привела к тому, что уже в

1911 г. часть ее членов (Гончарова, Ларионов, Малевич и др.), тяготевших к

кубофутуризму, примитивизму и абстрактному искусству, организовали

самостоятельное объединение «Ослиный хвост». После перехода в 1916-1917 гг.

наиболее значительных художников из числа умеренных (Кончаловский, Машков,

Лентулов, Фальк и др.) в объединение «Мир искусства», «Бубновый валет»

прекратил свое существование, оставив заметный след в истории не только

русского авангарда, но и мирового художественного искусства. Формально

группа распалась в 1917 году, но в 1925 г. его «коренные» члены создали

объединение «Московские живописцы» (с 1928 г. – «Общество русских

художников»), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную

живописность «сугубо московской» эстетической традицией. Если в 1910-е годы

мастера этого круга пребывали в живом диалоге с другими авангардными

течениями (как это было, в частности, в случае с футуризмом Лентулова), то

позднее они, следуя общей тенденции, приняли программу «тематической

картины» в духе соцреализма. Параллельно сохранялся, однако, и их

действенный неофициально - «подпольный» творческий потенциал, ярко

проявившийся в годы «оттепели».

Они оказали большое влияние на развитие изобразительного искусства в

России и стали одним из ярчайших явлений русского авангарда.

Список литературы.

1. Никифоров Б. М. Живопись. Краткий очерк, М.—Л., 1948 (Советское

искусство, кн. 1);

2. БСЭ, 2-е изд.;

3. Поспелов Г. Г. «Бубновый валет». М., 1990 г.;

4. «Графика «Бубнового валета» (каталог), М., 1999 г.;

5. Максимилиан Волошин «Бубновый валет»;

6. Иллюстрации с сайтов www.silverage.ru, www.krugosvet.ru

[pic]

П.П. Кончаловский «Мост. Розовые дома», 1931 г.

Работы Фалька Р.Р.

[pic] «Бутылки и кувшин», 1912 г.

[pic]

[pic] «Отдых под деревьями», 1943 г.

[pic]

И.И. Машков

[pic]

М.Ф. Ларионов «Рыбы» (1904 – 1904 гг.)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать