В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи.
Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из
величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по
национальности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвище
Эль Греко. Талант художника формировался под воздействием итальянских
образцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана, изучал картины старых
мастеров). Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых он
работал в Испании. Атмосфера религиозного фанатизма и мистики окружала его
в Толедо—бывшей столице страны и оказывала большое влияние на чуткую и
впечатлительную натуру художника. Во многих, обычно религиозных,
композициях он изображает странные, неестественно вытянутые фигуры, в
фантастическом окружении, что создаст настроение таинственности и некоторой
тревоги.
В Эрмитаже находится лишь одно позднее произведение Эль Греко
«Апостолы Петр и Павел», но это подлинный шедевр мастера.
Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший
большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран,
представлен несколькими работами.
С наибольшей полнотой первоклассными произведениями представлено в
Эрмитаже творчество последнего великого живописца Испании XVII века-
Бартоломе Эстебана Мурильо (1618 – 1682). Не случайно И.Е. Репин говорил о
том. что изучать Мурильо нужно в Прадо и в Эрмитаже.
2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО
ОРУЖИЯ XV-XVII вв.
В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия
XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках.
Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века.
Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится
кинжал для пробивания кольчуг колющими ударами, созданный оружейниками в
XV веке. Усовершенствование наступательного оружия повлекло за собой, как
это обычно бывает в военном деле, дальнейшее развитие оборонительного
оружия—переход на сплошной пластинчатый доспех. Произошло это в конце
XIV—начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны
традиции готики, отразившиеся и на своеобразных удлиненных, с острыми
углами формах доспехов, получивших название „готических". Доспех,
состоявший из шестидесяти—ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок,
весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительно
надевавшейся под него). Для ведения боя в подобном вооружении требовалась
особая выносливость, специальная тренировка воина. С этой целью уже с IX
века проводились турниры рыцарей. Первоначально применяли боевое оружие, и
поединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели участников. В
дальнейшем были разработаны особые правила ведения боя, использовано более
безопасное специальное турнирное оружие. Оно расположено справа от
готического доспеха и в ряде других разделов выставки.
Боевое оружие, служившее рыцарям в междоусобных войнах, использовалось
ими и в борьбе с крестьянами, поднимавшими восстания против своих
угнетателей—феодалов, а также против войск горожан, отстаивавших свои права
и независимость городов. Крестьянское вооружение, в основу которого
зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:
боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда)
-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.
Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части
зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи весом и четыре
семь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружие
алебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo и
сбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частности
арбалеты. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.
Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке
(„максимилиановский" —якобы изобретенный немецким императором
Максимилианом). Гофрированная поверхность пластин, придававшая броне
большую) прочность, подвижное соединение доспеха со шлемом. Уменьшение веса
и другие усовершенствования способствовали широкому распространению этого
нового вооружения.
Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного
оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII
века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и
фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным
изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а
также другое турнирное и охотничье оружие.
2.2.4. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII в.
Выставка произведений фламандской живописи является одной из
богатейших и лучших в Эрмитаже.
Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии
европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств,
образовавшихся в конце XVI века в ходе Нидерландской буржуазной революции и
последующего разделения Нидерландов, переживали период наивысшего
расцвета.
Сравнительно высокий для того времени уровень развития экономики,
природные богатства, торговые связи с соседними странами обеспечили
маленькой Фландрии видное положение среди крупнейших государств Европы,
способствовали развитию ее культуры. Огромное влияние на развитие
фламандского искусства оказали события Нидерландской революции XVI века, а
также последующая борьба, которую приходилось вести Фландрии. Все это
пробудило в народе чувство национального самосознания, готовность бороться,
отстаивая интересы своей родины, свою свободу и право на лучшую жизнь.
Глубокий оптимизм, вера в торжество человека над силами зла, прославление
красоты мира, его богатства и изобилия ярко и своеобразно выражены в
искусстве целой плеяды выдающихся художников Фландрии.
На выставке представлены первоклассные произведения Питера Пауля
Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других
всемирно известных фламандских художников.
2.2.5. искусство голландии xvii в.
В ходе Нидерландской буржуазной революции семи северным провинциям
Нидерландов в упорной борьбе удалось завоевать победу и создать передовое
для того времени государство — буржуазную республику Соединенных провинций
(Голландия).
Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII века
сопровождалось подлинным расцветом искусства. Сотни художников, среди
которых было немало всемирно известных мастеров, создавали обычно небольшие
картины для продажи на рынке, в расчете на вкусы купцов и ремесленников,
бюргеров и крестьян. Каждый из них работал, как правило, в одном или двух
жанрах.
Произведения этих художников экспонированы в Шатровом зале.
Особый интерес в этом отделе представляют картины Рембрандта – «Снятие
с креста», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»,
«Даная».
2.2.6. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV—XVIII вв.
Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по праву
считается богатейшим. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире
не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией, позволяющей по
первоклассным образцам проследить развитие всех основных направлений
французского искусства с XV по XX век – лиможские эмали XV – XVI веков,
фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена,
многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое-
многое другое.
2.2.7. ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XIX вВ.
На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в
основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета
английского искусства.
Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа
Рейнолдса (1723—1792) в бывшем Советском Союзе сравнительно немного. А
между тем это необычайно плодовитый мастер, создавший около двух тысяч
картин, преимущественно портретов своих современников. Например, в Эрмитаже
представлена его работа: «Младенец Геракл, удушающий змей». Здесь мы также
можем познакомиться с работами современника Рейнолдса, знаменитого
английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо.
2.3. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931
году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот
тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие
первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного
отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня
(палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные
материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы
Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения
различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы
и раннего железа.
Особенно важны разделы, посвященные культуре скифов (населения
Северного Причерноморья второй половины первого тысячелетия до н. э.) и
культуре кочевого населения горного Алтая той же поры.
2.3.1. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ СССР.
Из памятников первобытной культуры нашей страны в экспозиции