Этика французских просветителей

необходимости разделять страдания ближнего и пытаться их облегчить, на

смысле справедливости, а, значит на социальных аспектах и проблемах

общежития, с которых начинается действительное вхождение личности в мир

долга и обязанностей.

В дополнение к данному этапу воспитания прибавляется подготовка к

супружеской жизни, которая означает понимание того, что брак - не стихийно

- эмоциональное явление или страстная любовь, а разумное превращение

быстротечных страстей в долговременные духовные радости, происходящие от

подчинения собственной жизни обязанностям перед коллективом.

Если верно то, что "первые шаги природы всегда честны и в

человеческом сердце не бывает врожденной испорченности", то верно также и

другое: "Зло проникает в душу человека стараниями общества". Иными словами,

по мнению Руссо, путем правильно поставленного воспитания можно решать

коренные социальные проблемы. Воспитывать ребенка следует вне испорченного

общества, на "лоне природы", сообразно с природой, потому что "добрый

дикарь", перенесенный в наше общество, не смог бы в нем жить.

По Руссо ребенок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего

рода совершенство; задача воспитателя - сохранит его; на этом базируется

взгляд Руссо на "свободное воспитание", связанного у него с идеей

"естественного воспитания". Свобода и самодеятельность ребенка, уважение

его личности и изучение его интересов - вот основа "настоящего воспитания"

по Руссо. Задача воспитателя заключается в создании необходимой обстановки,

наводящей ребенка на размышления, на тот или иной поступок.

Глава 3. Роль государственного служащего в урегулировании

взаимоотношений между государством и обществом

Французские просветители на многочисленных исторических примерах

доказывали, что именно республика с демократической формой правления

порождает такое совпадение интересов частных и общественных, а тем самым и

многочисленных героев или просто добродетельных людей.

В то же время тиранические и деспотические государства, опирающиеся на

самовластие и произвол правителей и бесправие людей, порождают низких,

лживых, пресмыкающихся и заискивающих индивидов, ибо только с этими

качествами они могут здесь выжить.

Таким образом, государственный служащий должен придерживаться основных

принципов демократии, так как только в этом случае он будет служить на

благо государства, его граждан, приносить истинную пользу и способствовать

здоровому развитию нравственности и духовности.

Моралисты 18 века считали своим долгом перед государством в целом и

государственными служащими в частности распространять среди населения и

пропагандировать выполнение выведенных ими максим. Но при этом идеальное

государство, где правит разум и справедливость, видели во главе с

философом.

Жан - Жак Руссо - один из ярких и оригинальных мыслителей во всей

истории философских учений о праве, государстве, законе.

С позиций обоснования и защиты принципа народного суверенитета он по-

новому интерпретирует представления о естественном состоянии и договорном

происхождении государства.

В его трактовке естественное состояние - строй всеобщей свободы и

равенства. Однако с появлением частной собственности и социального

неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба

между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден с помощью

соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут

подчиняться все. Но потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели

свободы политической. Неравенство частной собственности, дополненное

политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к

абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все

равны в своем рабстве и бесправии.

Бичуя такое ложное, порочное и пагубное для человечества направление

развитие общества и государства, Руссо выдвигает свой проект “исправления”

истории - создании Политического организма как подлинного договора между

народами и правителями.

Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и

поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои

силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного

договора, по Руссо, таковы: немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в

договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное

Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее

собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое

общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующееся,

следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось

Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим

организмом: его члены называют этот Политический организм Государством,

когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою, при сопоставлении

ему подобных.

В социально - экономическом плане Руссо, не отрицая самой частной

собственности, вместе с тем выступает за относительное выравнивание

имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует

роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном

состоянии, согласно Руссо, ни один гражданин не должен обладать столь

значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один -

быть настолько беден, чтобы быть вынужденным себя продавать. Это, поясняет

Руссо, предполагает как ограничение размеров имущества и влияния знатных и

богатых, так и умерение скаредности и алчности бедных.

В основе аргументации Руссо в пользу такого проекта и такой

перспективы изменения исторических реалий лежит убеждение, что только

установление тех политических и экономических отношений, которые

соответствуют его концепции общественного договора, может оправдать - с

точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного

состояния в гражданское.

В конкретно - историческом плане идеи Руссо были непосредственно

направлены против современного ему феодального строя, который в свете

буржуазно - демократических принципов общественного договора лишался своей

легитимности, справедливого и законного характера, словом - права на

существование. Своей доктриной общественного договора Руссо по существу

обосновывал и оправдывал насильственный, революционный путь низвержения

феодальных порядков. И деятели французской буржуазной революции были во

многом воодушевлены именно его идеями.

Но в теоретико - концептуальном плане учение Руссо, несмотря на его

постоянные апелляции к свободе, равенству и праву, трудно согласовать с

ценностями правовой свободы и правового закона, с правами и свободами

личности.

Из учения Руссо следует, что общественный договор дает политическому

организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами

(участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть

единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа.

С общественно - политическим целым (народом) все ясно. Как же в

соотношении с этой тотальностью обстоят дела с правами и свободами

индивида?

Здесь в ответах и подходе Руссо отсутствует необходимая, требуемая

правовой природой и смыслом проблемы, определенность.

С одной стороны Руссо говорит о “полном отчуждении каждого из членов

ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины”, ибо, добавляет он,

“если бы у частных лиц оставались какие - либо права, то, поскольку теперь

не было бы такого старшего над всеми, который был бы вправе разрешать споры

между ними и всем народом, каждый, будучи судьей самому себе в некотором

отношении, начал бы вскоре притязать на то, чтобы стать таковым во всех

отношениях; естественное состояние продолжало бы существовать и ассоциация

неизбежно стала бы тиранической или бесполезной”.

Очевидно, что Руссо здесь отвергает идею неотчуждаемых естественных

прав индивида.

С другой стороны Руссо утверждает нечто прямо противоположное:

отказаться от своей свободы - это значит отречься от своего человеческого

достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей.

Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается. Подобный

отказ не совместим с природою человека; лишить человека свободы воли - это

значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности.

В учении Руссо данное противоречие решается следующим образом: то, что

отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по

общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде

естественных прав и свобод, возмещается ему (но уже как неразрывной части

этого целого - гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав

и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы “обмен” естественного

образа жизни людей на гражданский образ жизни, причем отказ от одних прав и

приобретение других происходит по “эквиваленту”, в порядке “равноценного

возмещения”. Иначе говоря, естественное право без должной санкции

обменивается на эквивалентное договорное (позитивное) право с необходимой

санкцией.

При этом пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с

индивидами, согласно Руссо, ставятся тем, что суверен, со своей стороны, не

может налагать на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже

желать этого, ибо как в силу законного разума, так и в силу закона

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать