Философия танца

подобного распространенного в странах Европы и США направления отвергают

мысль о том, что “сюжет” или какое-либо “содержание” необходимо балету. Они

утверждают независимость танца, как исключительного комплекса движений.

Стремление преодолеть одухотворенную, высоко поэтическую природу танца

выражается у них в обращении к особой, эмоционально невоспринимаемой

конкретной музыке и должно привести, по мысли Мерса Кеннингема, к “созданию

образа, творящего мир за пределами воображения”.

Метод, используемый при постановке своих балетов, Кеннингем называет

“методом случайности”. Кеннингем начинает созидание с разрушения, то есть

пытается разложить танец на его множители-отдельно ритм, положение тела и

продолжительность движения, после чего стремится собрать эти разрозненные

компоненты наугад. Таким образом, констатирует он, все элементы танца

определяются фактором случайности. Что же касается музыки, то с ней танцоры

вообще не знакомятся до генеральной репетиции, дабы не чувствовать себя

прикованным к звукам. Алвин Николаис направляет усилия на то, чтобы лишить

жест его привычной функции и получить “простое кинетическое изложение”

движений человеческого тела, содержащее, по его мнению, чувства “тяжести,

света, толщины” и т.д., то есть, говоря иными словами, стремится

одушевленного и эмоционально-выразительного танцора на сцене превратить в

нечто похожее на запрограммированное кибернетическое устройство.

Новоявленные авангардисты не одиноки, так как иррационализм, отказ от

содержательности искусства-оборотная сторона многочисленных течений

современной зарубежной культуры.

Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе.

Отмечая принципиальное различие, существующее между

изобразительностью и выразительностью в способе организации и

художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо

исходить из того, что отмеченные начала в искусстве всегда предстают в

диалектическом взаимодействии. Действительно, нельзя выразить какое-либо

явление в искусстве, не изображая его, и нет ничего изображенного, что не

обладало бы той или иной степенью выразительности. Литература, музыка,

живопись, хореография наполняют художественные образы различной степенью

зримой наглядности и конкретности, по-разному организуют жизненный

материал, а сам принцип отбора материала, его необходимый эмоциональный

аспект, зависит как от специфики каждого из искусств, так и от специфики из

жанров. Балет, будучи оригинальным синтетическим жанром, включает в себя

виды искусств с превалированием изобразительного начала (живопись,

скульптуру, пантомиму) и искусства выразительные-танец и музыку.

Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в

хореографии зависит от того, какая сторона пластической выразительности в

системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная)

доминирует при создании конкретной хореографической образности.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела,

хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала

выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса

возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-

выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал

танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким

является народное танцевальное творчество, характерные выразительные

движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически

обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения.

Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные

черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь,

активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность.

Такой танец оказался способным породить “душой исполненный полет”, в

котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля,

эмоция и страсть.

Процесс развития системы изобразительно-выразительных средств

российской хореографии проходил подчас через ломку установившихся

эстетических норм, вызывал страстные споры не только в среде служителей

“храма” хореографического искусства, но и в широком кругу зрителей. Начиная

с 20-х годов, с экспериментальных поисков Ф.Лопухова, К.Голейзовского, в

пластическую языковую структуру нашего балета стали входить элементы

художественной гимнастики, акробатики, поэтизированной бытовой пластики.

Так, в поставленном Ф.Лопуховым в 1927 году балете “Ледяная дева”, героиня

балета делает на сцене шпагат, до этого применяемый лишь в цирке и на

эстраде. Да и вся пластика Ледяной девы-резкая, угловатая, колючая никак не

вязалась с устоявшимися эстетическими положениями классического танца, но

зато превосходно отвечала сущности создаваемого образа.

В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов,

хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и

органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию

выразительной природы танцевальной образности. Современность

хореографического искусства-это прежде всего современность его

хореографического образного мышления, в котором изобразительность и

выразительность всегда существуют в единстве.

В российских хореографических спектаклях, начиная с балета “Пламя

Парижа” В.Вайнонена, и далее в ”Лауренсии”,”Сердце гор” В.Чабукиани,

”Бахчисарайском фонтане” Р.Захарова, ”Ромео и Джульетте” Л.Лавровского,

”Шурале” Л.Якобсона и других синтез классических и народных танцевальных

форм шел путем, далеким от прямого копирования и буквального перенесения

на сцену элементов народной танцевальной выразительности. Хореографическая

образность, решения в них средствами классического танца, получает

оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь,

неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики.

Блестящий пример тому-работы талантливого балетмейстера Ю.Григоровича,

творческий метод которого вобрал многообразные формы пластического

интонирования, но вместе с тем, в нем собственно танцевальной

выразительности отводится определяющая, ведущая роль. Балеты Григоровича

“Каменный цветок”, “Легенда о любви”, “Спартак” стали лучшим

доказательством того, что художественная правда образов хореографического

искусства состоит не во внешнем пластическом копировании окружающей жизни,

а заключена в эмоционально-смысловой правде танцевальной образности,

рожденной на основе использования всех разнородных компонентов

пластического языка, перелитых индивидуальностью хореографа в неповторимую

танцевальную форму.

Рассматривая значение пантомимы как определенного элемента

изобразительного начала в хореографической образности, следует остановиться

на отличии танца от пантомимы. Если танец в своей сущности обобщен и

многозначен, то пантомима в балете служит как бы непосредственным

эмоциональным откликом на практическое взаимодействие человека и

окружающего мира. Танцу больше присуща выразительная способность передавать

тончайшие состояния человеческого духа, пантомима всегда изобразительна.

Пантомимное движение конкретно, сиюминутно, в нем объективно заложена

характеристика лишь данного момента, запечатленного в своей неповторимости

проявления. Танец абстрогирует, пантомима конкретизирует.

Исследуя соотношения изобразительно-выразительных начал в

хореографической образности, именно танец является первейшим носителем

балетной образности, тогда как пантомима лишь верный помощник танца в

создании развернутого пластического полотна.

Общеэстетический анализ синтеза выразительных и изобразительных начал

в хореографической образности, был достигнут к концу 19 века М.Петипа и

Л.Ивановым. Здесь пальма первенства неизменно отдавалась выразительности,

определяющей природу танцевального искусства, столь близкой самой природе

музыки. Образность в балетах “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”,

“Щелкунчик”, “Раймонда” находят свое воплощение в льющемся потоке

танцевальных сцен, в сменяющих друг друга хореографических построениях,

воздвигнутых с помощью безграничного доверия к глубине поэтического

обобщения классического танца, способного быть незаменимым “инструментом” в

руках умелого творца. Новым реформатором балета, поборником

изобразительного начала в хореографии стал М.Фокин, но именно он подарил

миру классическое совершенство “Умирающего лебедя” и “Шопенианы”, органично

продолжающих лучшие достижения русского балета в области симфонического

танца. Стремясь приблизить к жизни искусство балета, Фокин заново

распределил акценты выразительности, придав при этом большие

вспомогательные полномочия изобразительному началу. Изобразительность в

балетах “Петрушка”, “Жар-птица”, “Шехерезада” была для хореографа средством

правдивого прочтения многогранных характеров, жизненных ситуаций,

естественных человеческих поступков. Отдавая предпочтение изобразительному,

вернее содержательному началу, Фокин завоевал новые рубежи выразительности

хореографического искусства.

В искусстве балета, по-моему, нельзя ставить какие-либо запреты и

выдвигать апробированные пути в отношении взаимодействия изобразительных и

выразительных начал. Главное состоит не в том, какое образное начало

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать